Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть становление избирательного права в России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть историю становления избирательного права России во второй половине XIX – начале XX века;
проанализировать проблемы избирательного процесса в России на современном этапе;
в заключение сделать краткие выводы.
Введение………………………………………………………………...5
1.Избирательное право России в XIX-начале XX века………………6
2.Избирательное право России в 1905-1917 гг……………………….9
3.Избирательное право в советский период…………………………20
4.Избирательное право России на современном этапе………………28
Заключение……………………………………………………………..39
Библиографический список……………………………………………41
Конституция конкретизирует понятие “трудящийся”, давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.
Итак, Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой Советской Конституцией, первой в истории человечества Конституцией социалистического государства. Характер Конституции как закона эпохи диктатуры пролетариата проявляется в особенностях закрепленной в ней демократии - демократии для большинства и против меньшинства, в объеме демократических прав и свобод, в особенностях обязанностей советских граждан. Он проявляется также в специфике конструкции государственного механизма, в избирательном праве.
Конституция РСФСР 1918 г. действовала недолго - всего семь лет. В 1925 г. она была заменена новым Основным Законом Российской Федерации, а годом ранее, в 1924 г. была принята первая Конституция СССР.
Избирательное право в Конституции СССР 1924 года.
Объединение в 1924 году РСФСР с другими советскими республиками
(создание Советского Союза)
привело к изменению
устройства.
Конституция СССР 1924 г. не похожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. — конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.
Вместе с тем произошло
Лишенец не мог избирать и быть
избранным в руководящие
Избирательное право в Конституции СССР 1936 года.
В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам. Конституция 1936 года законодательно закрепила победу социалистических общественных отношений.
Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности — государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.
В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право граждан СССР на объединения в общественные организации: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.
Глава XI Конституции была посвящена
избирательной системе СССР. Впервые
был утвержден принцип "один человек
— один голос" (не участвовали
в выборах умалишенные и лица,
осужденные с лишением избирательных
прав). Избирательное право
В 1936 году избирательные права были предоставлены всем лишенцам. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд.
Таким образом, Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 года, законодательно установила всеобщность выборов для всех граждан страны, достигших 18 лет, независимо от их социальных различий, в том числе имущественного положения и прошлой деятельности.
Избирательное право в Конституции СССР 1977 года.
Следующая Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Закрепляя однопартийную политическую систему, она вошла в историю как «конституция развитого социализма».
Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти «всему рабочему населению страны»11, «трудящимся города и деревни»12. Конституция 1977 г. впервые записала, что «вся власть в СССР принадлежит народу»13. Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы, но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов.
Конституция
сказала о возможности
Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.
Избирательное право в Конституции РФ 1993 года.
Этот раздел следует начать с того, что Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, и вступившая в действие 25 декабря того же года, отпраздновала в 2013 году свое двадцатилетие.
Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.
Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.
Верховенство
Конституции РФ означает ее высшую
юридическую силу, т. е. все принимаемые
на территории РФ нормативные акты
(независимо от того, являются ли они
федеральными или приняты только
в отдельных субъектах РФ) должны
соответствовать
Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.
Структура Конституции Российской Федерации состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.
В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:
- с 18-летнего
возраста можно избираться
- с 21 года- депутатом Государственной Думы;
- с 35 лет- Президентом страны.
Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:
- лица, признанные судом недееспособными;
- лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе — на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу14. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).
При выборах Совета Федерации первого созыва образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.
Следующим
принципиальным моментом в избирательном
процессе является организация финансирования
выборов. Новое законодательство допускает
использование, как государственного
финансирования выборов, так и средств
из негосударственных источников. Бюджетные
средства используются непосредственно
избирательными комиссиями, а определенная
часть передается избирательным
объединениям и кандидатам в депутаты.
Избирательные объединения и
кандидаты в депутаты вправе создавать
собственные избирательные
Таким образом, в советский период была проделана большая работа по созданию научной базы для анализа механизма формирования выборных органов государственной власти.
Для
становления демократической избирательной
системы необходимо не только совершенствование
избирательного законодательства, но
и конституционное закрепление основных
принципов избирательного права: принципа
равных выборов, принципа альтернативности,
принципа независимости избирательных
комиссий. Эти важнейшие принципы должны
составлять основу постоянно совершенствующегося
избирательного законодательства.
4. Избирательное право в России на современном этапе.
Состояние избирательного права на современном этапе характеризуется нестабильностью выборного законодательства и реальной возможностью разрешения избирательных споров в судебном порядке.
На протяжении всего периода существования российского государства наблюдается нестабильность федерального законодательства о выборах и референдуме. Это одна из серьезнейших причин недостаточной эффективности избирательного права. В связи с этим внесены существенные изменения в нормы об избирательном праве вообще и законодательства о выборах, в частности. Цель указанных изменений заключается в том, чтобы найти верный способ и выделить своих подлинно лучших людей к власти.
Принятие в 2002 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ознаменовало собой начало нового этапа конституционно-правового развития федерального и регионального избирательного законодательства России. Происходит реформа процедуры формирования органов публичной власти. Анализ действующего избирательного законодательства, а также итогов выборов 2003 - 2004 гг. позволяет сделать вывод, что избирательная реформа не только существенно изменила порядок формирования органов власти, но и, по сравнению с предшествующим периодом, затронула сущность института выборов, его место в политической и правовой системах гражданского общества.
Все последующие изменения также способствовали к усовершенствованию избирательного законодательства. Так, новые изменения в законодательных актах15 существенно откорректировали многие нормы российского права. Конкретно подверглись изменению: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», Федеральный закон «О политических партиях», Федеральный закон «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.