Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:30, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже в своем наименовании разделяет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы его участия в осуществлении местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан……………………………..6
1.1 Местный референдум…………………………………………………..6
1.2 Муниципальные выборы……………………………………………..10
1.3 Собрания, сходы, конференции граждан…………………….…...…15
Глава 2. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении………………………………………………………………….20
2.1 Опрос граждан ………………………………………………………..20
2.2 Обращения в органы местного самоуправления………………..…..21
2.3 Правотворческая инициатива граждан…………………………....…24
2.4 Участие в публичных слушаниях………………………………..…..26
Заключение…………………………………………………………………….....31
Библиографический список……………..............................................................33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан……………………………..6
1.1 Местный референдум………………………………
1.2 Муниципальные выборы…………………………
1.3 Собрания, сходы, конференции граждан…………………….…...…15
Глава 2. Иные формы участия населения в
осуществлении местного самоуправлении…………………………………………
2.1 Опрос граждан …………………………………………
2.2 Обращения в органы местного самоуправления………………..…..21
2.3 Правотворческая инициатива граждан…………………………....…24
2.4 Участие в
публичных слушаниях……………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………...................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже в своем наименовании разделяет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы его участия в осуществлении местного самоуправления. Муниципальные выборы, местный референдум, сходы граждан и отзыв выборных лиц местного самоуправления являются формами прямой демократии, они позволяют населению своим непосредственным волеизъявлением принимать властные решения, реализуя тем самым коллективное право на осуществление местного самоуправления. Однако наряду с этими институтами в арсенале муниципальной демократии имеются другие инструменты, позволяющие гражданам и их коллективам взаимодействовать с органами местного самоуправления, влиять на принятие этими органами правовых решений, реализовывать и защищать право на участие в осуществлении муниципальной власти. Эти дополнительные инструменты муниципальной демократии факультативны, если на практике они по какой-то причине не используются гражданами, то это не препятствует осуществлению органами и должностными лицами местного самоуправления своих полномочий. Однако их факультативность вовсе не означает второстепенность. Напротив, развитость механизмов, позволяющих гармонизировать отношения между муниципальной властью и гражданским обществом, является одним из главных индикаторов совершенства модели местного самоуправления.
Население может участвовать в управлении делами общества в разных формах. Выделяются такие виды участия, как рекомендательное участие, совещательное участие, решающее участие. В зависимости от преобладания той или иной формы в литературе приводится классификация демократии, в рамках которой называют:
1) консультативную (митинговую) демократию - дает широкие возможности участия населения в управленческом процессе, но реального влияния на сферу принятия решения нет, как нет и ответственности за принятые решения;
2) представительную
демократию - позволяет гражданам
участвовать в создании
3) прямую демократию - предполагает значительные возможности для непосредственного участия граждан в процессе принятия решений, причем окончательных.
Необходимо констатировать,
что самой природе
Объектом курсовой работы является непосредственное изучение участия граждан в осуществлении местного самоуправления и различные формы его проявления.
Выделяют следующие виды непосредственного волеизъявления на местах: самозаявление гражданами своих запросов; самореализация гражданами собственных запросов; участие граждан в отправлении органами местного самоуправления властно-управленчесих функций; контроль со стороны граждан за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц1.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Очевидно, что приведенный перечень является открытым. Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако в названном Законе содержится уже более подробный перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Целью курсовой работы является комплексное исследование форм прямого волеизъявления граждан, а так же иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправлении.
Анализируя внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении:
1) местный референдум;
2) опрос граждан;
3) местные выборы;
4) собрания, сходы, конференции граждан;
5) обращение в органы местного самоуправления;
6) правотворческая инициатива;
7) публичные слушания.
Структура работы. Основными структурными элементами содержания данной работы является введение, две главы, разделенные на семь параграфов, заключение и библиографический список. В первой главе раскрыты основные формы прямого волеизъявления граждан, их участие в референдумах и выборах. Так же реализация права участвовать в собраниях, схода и конференциях. Вторая глава посвящена иным формам участия населения в осуществлении местного самоуправлении. Заключение содержит вывод и рекомендации по реализации иных прав граждан в осуществлении местного самоуправления.
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН
1.1 Местный референдум.
Местный референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование по наиболее важным вопросам местного значения.
В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» местный референдум определяется как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
В ряде субъектов Российской Федерации местный референдум определяется как голосование граждан, проживающих в границах территории муниципального образования, по важным вопросам местного значения. Местный референдум представляет собой голосование за или против какого-то проекта нормативного акта или предлагаемого решения. Этим референдум отличается от выборов, когда избиратели голосуют за или против кандидата (списка кандидатов)2.
Порядок организации и проведения местного референдума во многом похож на организацию и проведение местных выборов - те же требования к избирателям, по таким же принципам составляются списки участников референдума, комиссии референдума, одинаковые правила действуют при проведении предвыборной агитации и т. п. Поэтому на федеральном уровне установлены единые гарантии для выборов и референдума названным выше Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»3.
В части 10 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Российской Федерации.
Законы о местном референдуме приняты примерно в 80 субъектах Российской Федерации; в некоторых субъектах Российской Федерации эти вопросы регулируются избирательными кодексами.
Федеральное законодательство регулирует только один вид референдума - обязательный. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, а также граждан4. Все попытки субъектов Российской Федерации предусмотреть консультативный референдум противоречат федеральному законодательству. В таких случаях следует использовать другие термины - «опрос граждан» или «плебисцит».
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод5. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1. о досрочном
прекращении или продлении
2. о персональном
составе органов местного
3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4. о принятии
или об изменении
5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных выше, не допускается.
Для правового регулирования законодательными органами субъектов РФ вопросов, выносимых на местный референдум, характерно несколько подходов. В законе субъекта Российской Федерации о местном референдуме:
1. закрепляется, что на местный референдум могут быть вынесены вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и непосредственно затрагивающие интересы населения;
2. закрепляется,
что на местный референдум
могут выноситься вопросы в
соответствии с приведенным
3. обозначен перечень вопросов, которые не могут выноситься на местный референдум.
В местном референдуме
имеют право участвовать
Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым на референдуме, если за него в целом по территории проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
1.2. Муниципальные выборы.
Согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти в РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Наиболее массовой формой прямого волеизъявления жителей муниципального образования являются муниципальные выборы. Право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления является конституционным правом граждан РФ, а также общим принципом организации и деятельности местного самоуправления.
В ч. 1 статьи 23 закрепляются цели муниципальных выборов:
- избрание депутатов
представительного органа
- избрание членов
выборного органа местного
- избрание выборных
должностных лиц местного
Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщее, равное, прямое, добровольное, тайное голосование7.
Информация о работе Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении