Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже в своем наименовании разделяет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы его участия в осуществлении местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Формы прямого волеизъявления граждан……………………………..6
1.1 Местный референдум…………………………………………………..6
1.2 Муниципальные выборы……………………………………………..10
1.3 Собрания, сходы, конференции граждан…………………….…...…15
Глава 2. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении………………………………………………………………….20
2.1 Опрос граждан ………………………………………………………..20
2.2 Обращения в органы местного самоуправления………………..…..21
2.3 Правотворческая инициатива граждан…………………………....…24
2.4 Участие в публичных слушаниях………………………………..…..26
Заключение…………………………………………………………………….....31
Библиографический список……………..............................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪВЛЕНИЯ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

4) вопросы о  преобразовании муниципального  образования.

Порядок организации  и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

В настоящее  время во многих муниципальных образованиях уже приняты положения о публичных слушаниях.

В названном положении публичные слушания определяются как обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые в обязательном порядке  в соответствии с требованиями действующего законодательства, назначаются по решению органа местного самоуправления, подготовившего соответствующий проект муниципального правового акта, если иное не установлено законом и (или) Уставом муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются по решению представительного органа муниципального образования.

Вынесение проектов муниципальных правовых актов на публичные слушания по инициативе населения муниципального образования осуществляется инициативной группой граждан, обладающих активным избирательным правом, численностью не менее 100 человек и оформляется в виде письменного обращения на имя председателя представительного органа муниципального образования с указанием фамилий, имен, отчеств и адресов проживания обратившихся.

Решение органа местного самоуправления о проведении публичных слушаний и проект муниципального правового акта, обсуждаемый на публичных слушаниях, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию) не позднее, чем за 7 дней до дня проведения публичных слушаний. Публичные слушания проводятся не позднее чем за 7 дней до дня рассмотрения проекта муниципального правового акта соответствующим органом местного самоуправления.

Как правило, публичные  слушания проводятся по нерабочим дням с 9 до 18 часов по местному времени  либо, по рабочим дням начиная с 18 часов по местному времени.

Председательствующим  на публичных слушаниях может  быть руководитель или заместитель руководителя органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении публичных слушаний. Председательствующий ведет слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня публичных слушаний18.

Слушания начинаются вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, порядке проведения слушаний, участниках слушаний. Затем слово предоставляется должностному лицу, специалисту, разработчику проекта муниципального правового акта или иному участнику слушаний для доклада по обсуждаемому вопросу (до 20 минут), после чего следуют вопросы участников слушаний, которые могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме. Затем в порядке поступления заявок на выступление слово предоставляется участникам слушаний (до 10 минут).

В зависимости  от количества желающих выступить председательствующий на слушаниях может ограничить время выступления любого из выступающих участников слушаний.

Продолжительность слушаний определяется характером обсуждаемых  вопросов и количеством заявленных выступлений. Председательствующий на слушаниях вправе принять решение о перерыве в слушаниях. На слушаниях ведутся протокол и стенограмма, которые подписываются председательствующим. В протоколе слушаний в обязательном порядке должны быть отражены предложения участников слушаний по каждому из обсуждаемых на слушаниях вопросов, высказанные ими в ходе слушаний.

Жители муниципального образования, не присутствующие на обсуждении проекта муниципального правового акта, вправе представить в орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний, свои письменные предложения, касающиеся проекта муниципального правового акта, для включения их в протокол публичных слушаний до начала проведения публичных слушаний.

По итогам слушаний орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний, готовит информацию о результатах публичных слушаний, которое включает в себя предложения участников слушаний с указанием их авторов.

Информация  о результатах публичных слушаний подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию) в течение 5 дней после проведения публичных слушаний. Результаты публичных слушаний по проекту муниципального правового акта, вынесенному на обсуждение, рассматриваются органом местного самоуправления, принявшим решение о проведении публичных слушаний, и носят рекомендательных характер при доработке проекта муниципального правового акта, принятии решения по проекту муниципального правового акта, а также в практической деятельности органа местного самоуправления.

С правом граждан  участвовать в публичных слушаниях тесно связаны такие права, как:

  • право жителей города присутствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления;
  • право жителей города на получение информации о деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, надо отметить, что в рамках данной работы более подробно были рассмотрены наиболее основные формы прямого волеизъявления граждан. 

Так ст. 130 Конституции РФ придаёт референдуму первостепенное значение, тем самым подчёркивает, что юридическая сила решений, принимаемых гражданами с помощью местного референдума, выше юридической силы актов органов местного самоуправления на данной территории.

Местный референдум может использоваться в двух формах. Во-первых, он может быть использован как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. Правовой основой (источником) регулирования положений о местном референдуме являются федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований.

Другой непосредственной формой участия граждан в создании местного самоуправления являются выборы. Основное назначение выборов – организация системы органов местного самоуправления. В соответствии с п. «и» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. 

В части второй ст. 130 Конституции РФ упоминаются и другие формы прямого волеизъявления граждан. Как уже отмечалось, к ним следует отнести общие собрания, (сходы) граждан, конференции. В условиях реформы местного самоуправления общие собрания (сходы), граждан, их конференции приобретают особое значение. Во-первых, это та форма волеизъявления, с помощью которой население может реализовывать предоставленную ему возможность самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Во-вторых, на основании Закона 2003 г. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. 

В сферу полномочий муниципального образования входит установление структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, определение сроков полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, N 7. 1993.

2. "Европейская хартия местного самоуправления"  (совершено в Страсбурге 15.10.1985)  "Бюллетень международных договоров", N 11, 1998

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.)

5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (вред, от 21 июля 2005 г.).

6. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в ред. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №49 - Ст. 5497.

7. Закон Тамбовской области от 23.07.2003 N 140-З (ред. от 30.12.2010) "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Тамбовской области" (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 23.07.2003 N 550)

8. Закон Тамбовской области от 04.06.2007 N 206-З (ред. от 03.04.2008) "О порядке организации и проведения публичных слушаний в Тамбовской областной Думе" (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 31.05.2007 N 610)

9. Закон Тамбовской области от 23.07.2003 N 138-З (ред. от 07.02.2011) "О референдуме Тамбовской области" (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 23.07.2003 N 547)

10. Устав (Основной закон) Тамбовской области Российской Федерации (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.11.1994 N 84) (ред. от 25.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2011).

11. Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право России. 2004. - 357 с.

12. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001. – 371 с.

13. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации . 2004. – 559 с.

14. Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 2006. 137с.

15. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М. 2001. - 526 с.

16. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2004. - 480 с.

17. Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.

1 Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право России. 2004. С .280.

2 Закон Тамбовской области от 23.07.2003 N 138-З (ред. от 07.02.2011) "О референдуме Тамбовской области" (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 23.07.2003 N 547) ст.1 п.3

3 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2004. С 153.

4 Устав (Основной закон) Тамбовской области Российской Федерации (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.11.1994 N 84) (ред. от 25.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2011) ст. 44

5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст. 12

6 Закон Тамбовской области от 23.07.2003 N 138-З (ред. от 07.02.2011) "О референдуме Тамбовской области" (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 23.07.2003 N 547) ст.3

7 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)  "Российская газета", N 202, 08.10.2003. ст. 22

8 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)  "Российская газета", N 202, 08.10.2003. ст. 23

9Закон Тамбовской области от 23.07.2003 N 140-З (ред. от 30.12.2010) "О выборах должностных лиц муниципальных образований в Тамбовской области" (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 23.07.2003 N 550) ст.3 п.5

10 Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"

11 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)  "Российская газета", N 202, 08.10.2003. ст. 25

12 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)  "Российская газета", N 202, 08.10.2003. ст. 29

13 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)  "Российская газета", N 202, 08.10.2003. ст. 30

14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)  "Российская газета", N 202, 08.10.2003. ст. 32

15 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)  "Российская газета", N 202, 08.10.2003. ч.1 ст. 32

16 Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 2006. С. 102

17 Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001. С. 260.

18 Закон Тамбовской области от 04.06.2007 N 206-З (ред. от 03.04.2008) "О порядке организации и проведения публичных слушаний в Тамбовской областной Думе" (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 31.05.2007 N 610) ст. 7

Информация о работе Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении