Казенные предприятия, типы, особенности функционирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:37, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение казенных предприятий в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть особенности казенных предприятий в современной России;
• рассмотреть деятельность казенных предприятий в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика казенного предприятия………………………………5
1.1 Правовой статус казённого предприятия……………………………………5
1.2 Правовое положение казённых предприятий……………………………….8
1.3 Проблемы государственного управления собственностью……………….13
2 Типы казенных предприятий и их особенности функционирования в России………………………………………………………………………………….21
2.1 Типы казенных предприятий……………………………………………….21
2.2 Государственные предприятия: особенности их функционирования в РФ…..23

Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

реферат угмс.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. В.Р. Филиппова»

Кафедра инноваций  и бизнеса

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Управление государственной и  муниципальной собственностью»

На тему: «Казенные  предприятия, типы, особенности функционирования в России»

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Общая характеристика казенного предприятия………………………………5

1.1 Правовой статус казённого предприятия……………………………………5

1.2 Правовое положение казённых предприятий……………………………….8

1.3 Проблемы государственного управления собственностью……………….13

2 Типы казенных предприятий и их особенности функционирования в России………………………………………………………………………………….21

2.1 Типы казенных предприятий……………………………………………….21

2.2 Государственные предприятия: особенности их функционирования в РФ…..23

 

Заключение……………………………………………………………………...33

Список литературы……………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы: В связи с необходимостью развития высокотехнологичных и инновационных направлений деятельности государственных предприятий, более полного использования экономического потенциала государственной собственности, перед казенными предприятиями в современной России ставится задача по активизации их участия во внешнеторговой деятельности, что способствует более эффективной реализации функций государства.

Являясь монополистами  в определенных сферах, казенные предприятия  не могут испытывать стимулирующего воздействия конкуренции со стороны  других производителей на внутреннем рынке. Только внешнеэкономическое соперничество может определить реальную эффективность казенного предприятия и запустить естественные механизмы его развития, что, в свою очередь, обеспечивает поддержание конкурентоспособности государства как такового.

Участвуя во внешнеторговой деятельности, казенные предприятия способствуют повышению  эффективности государственного сектора  в экономике, который, как известно, тяготеет к превышению объемов предложения  общественных благ над спросом. Внешний рынок позволяет сгладить данное несоответствие, выступая как фактор поддержания равновесия в государственном секторе.

Возможность получения  дополнительных финансовых ресурсов от внешнеторговой деятельности позволяет  казенным предприятиям минимизировать издержки негибкого административно-планового регулирования за счет самостоятельных хозяйственных операций и использования благоприятной экономической конъюнктуры.

В современных  условиях значимость внешнеторговой деятельности для казенных предприятий еще более возрастает, в силу, как общемировых процессов глобализации, так и происходящих в России преобразований государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, приводящих к увеличению количества казенных предприятий.

Актуальность  и недостаточная разработанность проблемы обусловили цели и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является рассмотрение казенных предприятий в РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

• рассмотреть  особенности казенных предприятий в современной России;

• рассмотреть  деятельность казенных предприятий в Российской Федерации;

Объектом исследования являются казенные предприятия.

Предметом исследования выступают особенности функционирования казенных предприятий в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика казенного предприятия

    1. Правовой статус казённого предприятия

В настоящее  время в отечественной экономике  создается множество новых организационно-правовых форм коммерческих организаций.

Одной из таких  форм является казенное предприятие. Правовым основанием формирования в нашей стране подобных предприятий является, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 113, 115, 296, 297), в котором в обобщенной форме определены два вида унитарных предприятий, одним из которых является федеральное казенное предприятие.

Спецификой, выделяющей унитарное предприятие из других организационно-правовых форм коммерческих организаций, является то, что: оно не наделяется правом собственности на закрепленное имущество; его имущество является неделимым, не распределяемым по вкладам (долям, паям).

Порядок создания (образования) казенных предприятий  в перспективе предполагается осуществлять на основе закона о государственных  и муниципальных предприятиях. Однако пока такой закон не принят и создание казенных предприятий осуществляется на основе подзаконных актов. К ним относятся Указ Президента Российской Федерации № 1003 от 23 мая 1994 года "О реформе государственных предприятий" и постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 908 "Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия".

 Казенные  предприятия могут создаваться  на базе ликвидированных федеральных государственных предприятий различных отраслей экономики. Однако преобладающими отраслями, где могут быть созданы подобные предприятия, являются промышленность и сельское хозяйство. Для вынесения решения о ликвидации конкретного предприятия и создании на его базе казенного предприятия необходимо его соответствие следующим критериям:

  1. Осуществляет свою деятельность исключительно для государственных предприятий.
  2. Преобладающим (более 50 процентов) потребителем его продукции (работ, услуг) является государство.
  3. Относится к числу предприятий, приватизация которых запрещена законодательством.

После установления названных критериев определяется одно из оснований, согласно которому может быть принято соответствующее решение правительства. К таким основаниям, перечень которых является исчерпывающим, относятся:

  1. Нецелевое использование предприятием выделенных ему федеральных средств.
  2. Отсутствие у него прибыльности по итогам последних двух лет.
  3. Распоряжение недвижимым имуществом без разрешения уполномоченного государственного органа (аренда, передача в пользование, продажа и т.д.).

В период создания конкретного казенного завода действуют  социально-экономические гарантии, выражающиеся в установленных правовых запретах:

  1. Не допускается сокращение количества рабочих мест.
  2. Запрещен отказ в приеме на работу работников ликвидированного предприятия.
  3. Не допускается передача хотя бы части имущества ликвидированного предприятия юридическим или физическим лицам.

Ликвидация  предприятия и образование на его базе федерального казенного предприятия порождают возникновение правопреемства, в соответствии с которым вновь созданное предприятие является правопреемником ликвидированного и, следовательно, несет ответственность по всем ранее возникшим обязательствам.

 Правовой  статус казенного предприятия условно можно подразделить на следующие блоки прав и обязанностей: определяющие общий правовой статус; устанавливающие правовой режим имущества; регламентирующие организацию деятельности; определяющие компетенцию органов управления; устанавливающие порядок ликвидации и реорганизации.

Он предполагает, что данное предприятие создается  в качестве юридического лица, ему предоставляется право иметь расчетный или текущий бюджетный счет в банке. В связи с тем, что казенное предприятие относится к категории коммерческих организаций, оно должно иметь фирменное наименование, право на которое возникает с момента государственной регистрации предприятия. Право на фирменное наименование является личным неимущественным правом, которое не может быть использовано кем-либо без согласия предприятия. В случае же нарушения этого права казенное предприятие, как и любая коммерческая организация, может требовать от причинителя вреда прекращения использования наименования и возмещения убытков.

Помимо фирменного наименования к личным неимущественным правам казенного предприятия относятся права на товарный знак и знак обслуживания. Данные права возникают у предприятия с момента его регистрации в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации и действуют в течение десяти лет, по прошествии которых могут продлеваться каждый раз на этот же срок.

В случае нарушения  прав на товарный знак, знак обслуживания они подлежат защите в том же порядке, что и права, связанные с фирменным наименованием. Несмотря на то, что казенное предприятие не является собственником имущества, закрепленного за ним, оно определено в качестве хозяйствующего учреждения (коммерческой организации), самостоятельно несущего ответственность по своим обязательствам. На собственника данного предприятия, то есть государство, может быть возложена лишь субсидиарная ответственность, но лишь в том случае, если недостаточно средств предприятия.

Являясь юридическим  лицом, казенное предприятие может  осуществлять деятельность, связанную  с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Объем этой деятельности определяет Правительство Российской Федерации.

1.2 Правовое  положение казенных предприятий

Собственником имущества данного предприятия  является государство (Российская Федерация). Предприятию же предоставляется право оперативного управления закрепленным за ним имуществом, означающим владение, пользование и распоряжение имуществом в целях выполнения поставленных перед предприятием задач. Государство-собственник может изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за казенным предприятием.

Существенно ограничены правомочия казенного предприятия  по распоряжению имуществом. Так, оно не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом без согласия Госкомимущества. В то же время предприятию предоставлено право самостоятельно реализовывать производимую продукцию (если не установлены правовые ограничения).

Формирование  имущества казенного предприятия  происходит из нескольких источников. Первоначально, как правило, ему передают имущество ликвидированного предприятия, которое и составляет его основную имущественную базу. Затем финансовые и иные материальные ресурсы поступают вследствие осуществления предприятием самостоятельной хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Источником являются и финансовые средства, выделяемые из бюджета либо внебюджетных федеральных фондов.

Организация деятельности казённого предприятия осуществляется на основе предоставленных предприятию  прав юридического лица, в целях выполнения поставленных перед предприятием задач (по производству, работам, услугам). Одним из основных элементов организации деятельности является вопрос о порядке распределения и использования прибыли, полученной в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Данный вопрос решается с учетом специфики конкретного предприятия и на основе Порядка планирования и финансирования деятельности казенного предприятия, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Варианты же распределения прибыли, если она имеется, могут быть самые разнообразные. Она может полностью оставаться у предприятия и расходоваться на его развитие. Возможно и перечисление части прибыли в бюджет.

Организация деятельности казенного предприятия предполагает, что многие вопросы этой деятельности должны быть согласованы с Правительством Российской Федерации. В частности, цены на продукцию (работы, услуги) устанавливаются в порядке, определяемом правительством. При получении кредитов предприятием необходима гарантия Правительства Российской Федерации.

К органам управления предприятием относятся его директор и заместители. Правовой статус органа предприятия (юридического лица) означает, что именно через данный орган  предприятие приобретает гражданские  права и принимает на себя гражданские обязанности. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо соответствие деятельности органа законодательству и учредительным документам.

Директор казенного  предприятия действует на принципах  единоначалия. Это связано с тем, что он назначается и освобождается от должности уполномоченным правительства, которым, например, может быть Госкомимущества. Компетенция директора - представлять интересы предприятия в различных правоотношениях: гражданских, трудовых и иных. В целом же его компетенция аналогична соответствующей компетенции органа юридического лица.

Прекращение деятельности данного предприятия может происходить  так же, как и любой коммерческой организации, путем его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, разъединение, выделение). Однако при реорганизации казенного предприятия имеется определенная специфика: правовой статус предприятия должен быть обязательно сохранен.

Информация о работе Казенные предприятия, типы, особенности функционирования в России