Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:37, реферат
Целью работы является рассмотрение казенных предприятий в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть особенности казенных предприятий в современной России;
• рассмотреть деятельность казенных предприятий в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика казенного предприятия………………………………5
1.1 Правовой статус казённого предприятия……………………………………5
1.2 Правовое положение казённых предприятий……………………………….8
1.3 Проблемы государственного управления собственностью……………….13
2 Типы казенных предприятий и их особенности функционирования в России………………………………………………………………………………….21
2.1 Типы казенных предприятий……………………………………………….21
2.2 Государственные предприятия: особенности их функционирования в РФ…..23
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………...34
При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и другое). Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.
Попытка установить оптимальный правовой статус руководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой". Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным руководителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок и условия его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб, причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года № 14 были решены некоторые вопросы управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом:
«В целях обеспечения надлежащего управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, и организации более действенного контроля за эффективностью ее использования и сохранностью Правительство Российской Федерации постановляет:
А Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 мая 2001 года № 337 в уставы федеральных казенных предприятий военной торговли, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 1999 года № 743, внесены изменения, связанные с изъятием излишнего, неиспользуемого имущества, закрепленного за одними казенными предприятиями, и распределением его между другими казенными предприятиями.
2 Типы казенных предприятий и их особенности функционирования в России
Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в современной экономике довольно подвижны. Из-за происходившей корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и долей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.
Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В эйфории надежд на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем “трезвый” экономический расчет.
Ограниченное распространение в переходной экономике ряда стран имели идеи коммерциализаций госсектора (главным образом через акционирование государственных предприятий). Дольше всего они просуществовали в Китае, где первые признаки корректировки концепции госкапитализма обозначились лишь в 1997 г. Китайские государственные акционерные компании в большинстве своем так и не смогли преодолеть убыточность. В 1996 г. 40-50% таких компаний удерживались на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков: до 80% их оборотных капиталов формировалось исключительно за счет банковских кредитов.
В восточноевропейских
странах коммерциализация государственных
предприятий рассматривалась
Более того, на первоначальном этапе рыночной трансформации отмечалась и прямая дискриминация государственных предприятий. Так, в России в ходе массовой приватизации и сразу после нее власти неоднократно заявляли, что государственная поддержка (государственные гарантии под кредиты, участие в крупных инвестиционных проектах под патронажем государства) может быть предоставлена в первую очередь приватизированным предприятиям.
В Польше государственные
предприятия с помощью
Получилось
так, что «пасынками» для
Государственное
предприятие учреждается
Разновидностью
государственных предприятий
Государственное и муниципальное предприятия учреждаются либо по решению собственника или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Учредительными документами предприятия являются его устав, решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются его организационно-правовая форма, название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации.
Устав предприятия утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.
В функционировании государственных предприятий, независимо от их типа и отраслевой принадлежности, имеется ряд особенностей. Прежде всего это огромная инерционность их развития, невосприимчивость к быстроменяющимся условиям среды, а также относительно низкий уровень производительности труда. Это обусловливается, с одной стороны, существовавшей долгое время централизованной системой управления ими, а с другой стороны, высокой степенью отчужденности работников от средств производства, не создающей заинтересованности у работников в лучшем их использовании. В условиях рынка сохранение этой черты чревато большими осложнениями и социальными последствиями. Следовательно, единственным выходом из этого положения является наделение государственных предприятий большой самостоятельностью в производственной и коммерческой областях деятельности.
Вот почему в
качестве первоочередных мер перехода
к рынку явилось принятие Закона
о предприятии и
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе государственными организациями и поставщиками материально-технических ресурсов. государственный предприятие собственность
Предприятие реализует
свою продукцию по ценам и тарифам,
установленным самостоятельно или
на договорной основе, а в случаях,
предусмотренных законодательст
Вместе с
тем наделение предприятия
Но в данном случае возникает вопрос: а должны ли быть вообще государственные предприятия и в каком объеме? Общенародная собственность выражает отношение, свойственное всему обществу, а не отдельному конкретному коллективу. Именно поэтому экономически она является объектом отношений всего общества и представляет собой не что иное, как социальный гарант защиты всего общества. Она должна обеспечивать выполнение интересов, которые затрагивают все общество. Таким коренным интересом всего общества является создание условий для такого развития производительных сил, которое обеспечивало бы максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся в условиях увеличивающегося дефицита факторов производства.
Мировая практика свидетельствует, что достижение этих условий происходит с помощью проведения государством соответствующей экономической политики (налогообложение, условия кредитования, лицензирование, дотации и т. д.). Фундаментом, на котором строится такая политика, ее материальной основой является наличие государственного сектора в лице государственных предприятий, которые дают возможность государству влиять на динамику и направленность развития рынка важнейших товаров и экономики страны в целом. К примеру, в США государственным заказом охвачено примерно 22—23% объема выпускаемой промышленной продукции, а в Италии, Франции и Австрии на государственный сектор приходится более трети объема основных фондов. На практике это означает, что государство должно владеть ключевыми позициями в лице государственных предприятий, прежде всего в базовых отраслях народного хозяйства (энергетика и транспорт, наука и т. д.).
Информация о работе Казенные предприятия, типы, особенности функционирования в России