Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 00:02, курсовая работа
Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:
1) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);
2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.);
3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.
Введение……………………………………………………………………...3
Конституционное право России как отрасль российского права……...5
1.1 Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации.5
1.2 Система конституционного права России……………………………...8
1.3 Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России………………………………………………………………………. 11
Нормы конституционного права……………………………………….15
2.1 Конституционно-правовые отношения, их субъекты и
объекты…………………………………………………………………15
2.2 Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и
особенности…………………………………………………………….18
2.3 Санкции как форма выражения конституционно-правовой
ответственности……………………………………………………….. 20
Источники конституционного права…………………………………...23
3.1 Обзор основных источников конституционного права………………23
3.2 Конституция Российской Федерации – основной источник
конституционного права………………………………………………..25
3.3 Федеральные конституционные законы как источник
конституционного права………………………………………………..27
3.4 Федеральный договор как источник конституционного права……...28
3.5 Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права…………………………………………………………………………30
3.6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Библиографический список……………………………………………
В ныне действующей Конституции Российской Федерации в пункте 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. А в абзаце четвертом пункта 1 раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" установлено, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции действуют положения Конституции.
Вывод. В той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.
Договоры
о разграничении или взаимном
делегировании предметов
Следующим видом источников
конституционного права являются договоры
о разграничении или взаимном
делегировании предметов
К сожалению, возможные
рамки такого договорного разграничения
(взаимного делегирования) предметов
ведения и полномочий конституционно
не определены.
Не определена и процедура заключения
и прекращения указанных договоров.
Отсюда следует, что положения соответствующих
договоров имеют более высокую юридическую
силу, чем упомянутые статьи Конституции,
не говоря уже о положениях федеративного
договора. Такой вывод вытекает из пункта
3 статьи 2, находящейся в главе 1, которая
представляет собой как бы конституцию
в Конституции, ибо ее юридическая сила
выше, чем у остальной части Конституции.
Следовательно, отступления в договорах
от норм статей 71- 73 Конституции нельзя
рассматривать как ее нарушение.
Вывод. С учетом сказанного представляется,
что процедура заключения, а равно и расторжения
договоров между органами государственной
власти Российской Федерации и ее субъектов
о разграничении (взаимном делегировании)
предметов ведения и полномочий в соответствии
с пунктом 3 статьи 2 Конституции, а также
проблема некоторых правовых последствий
таких договоров нуждаются в урегулировании
федеральным конституционным законом.
Это тем более важно, что о взаимном
делегировании предметов ведения и полномочий
в Конституции не говорится.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права
Значительной частью источников конституционного
права являются постановления Конституционного
Суда Российской Федерации о толковании
Конституции Российской Федерации, выносимые
на основании пункта 5 статьи 125 Конституции.
Эти постановления также содержат нормы
конституционного характера.
Вывод. Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (п. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера, но таких дел в практике Конституционного Суда еще не было.
Заключение
Цель данной работы представлялась
мне как определение
Наука Конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, она формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов. Наука Конституционного права как никакая другая пострадала от излишней политизированности в годы советской власти, однако сейчас она постепенно освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли, расширяется ее методологическая основа. Необходимо уходить от излишней идеологизации Конституционно-правового знания. В современном правовом государстве настоятельно требуется мирное сосуществование различных мировоззренческих концепций, понятий и институтов, их объективная оценка и осмысление. Основными принципами науки должны стать признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, отказ от монополии однопартийной идеологии.
Конституционное право
– это совокупность правовых норм, охраняющих основные
права и свободы человека и утверждающих
в этих целях определенную систему государственной
власти. Поскольку эта отрасль права регулирует
столь важную и сложную сферу общественной
жизни, она неизбежно приобретает ведущий
характер в системе права. Собственно,
с конституционного права начинается
формирование всей системы национального
права, всех отраслей, и в этом его системообразующая
роль. Ни одна отрасль национального права
той или иной страны не может развиваться,
если она не находит опоры в конституционных
принципах или нормах конституционного
законодательства, а тем более противоречит
им. Конституционное право
– юридическая основа демократии, ее закрепление
и мера.
Поскольку основным источником конституционного права является Конституция РФ, система отрасли выстраивается применительно к структуре Конституции. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Главным методом правового регулирования является учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.
Обобщающий
вывод.
Конституционное право - ведущая отрасль
права России, представляющая собой совокупность
правовых норм, закрепляющих и регулирующих
общественные отношения, через которые
обеспечивается организационное и функциональное
единство общества как целостной социальной
системы, т.е. основы конституционного
строя РФ, статус человека и гражданина,
федеративное устройство, систему органов
государственной власти и органов местного
самоуправления.
Библиографический список
- -
Информация о работе Конституционное право – ведущая отрасль системы права России