Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Государство, осуществляя законодательное регулирование наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, детально регламентирует: порядок наделения; финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий: государственный контроль за его реализацией и ряд других вопросов. Каждая из вышеперечисленных групп отношений является объемной и строится на определенных принципах правового регулирования.

Содержание

1. Правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 2
2. Задание 2
Список использованных источников 2

Вложенные файлы: 1 файл

6 Муниципальное право++.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

 

В современных  условиях особую актуальность приобрела  проблема взаимоотношений органов  государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Ключевой формой их взаимодействия становится институт наделения последних отдельными государственными полномочиями.

Государство, осуществляя законодательное регулирование  наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, детально регламентирует: порядок наделения; финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий: государственный контроль за его реализацией и ряд других вопросов. Каждая из вышеперечисленных групп отношений является объемной и строится на определенных принципах правового регулирования.

Анализ  Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ1 и юридической литературы позволяет сформулировать следующие принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. В соответствии  с Конституцией Российской Федерации  наделение этими полномочиями  осуществляется только законом  (ч. 2 ст. 132). Но так как определение правового статуса местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, передача или делегирование полномочий осуществляются федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

2. Наделение  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее  субъектов законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Этот принцип вытекает из ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Совместная компетенция Российской Федерации и ее субъектов регламентируется ст. 72 Основного Закона Российской Федерации, предусматривающей 14 направлений законодательной и правоприменительной деятельности, в том числе "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" (п. "н" ч. 1 ст. 72).

3. Объем  передаваемых или делегируемых  полномочий должен иметь свои  пределы и может касаться лишь  некоторых государственных полномочий. Не случайно в Конституции Российской Федерации говорится об отдельных государственных полномочиях. Критерием формирования и определения объема полномочий любого уровня власти должна быть эффективность решения определенного круга общественно значимых проблем именно на этом уровне власти2.

4. Наделение  отдельными государственными полномочиями  органов местного самоуправления  должно сопровождаться передачей  необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для российской политики и практики условие, гарантирующее само осуществление указанных полномочий. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих вышестоящих бюджетов (ч. 5 ст. 19).

5. Органы  местного самоуправления могут  наделяться отдельными государственными  полномочиями на неопределенный  срок либо, если данные полномочия  имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

6. Не допускается  наделение органов местного самоуправления полномочиями органов судебной власти и органов прокуратуры, а также иными, связанными с обеспечением государственной целостности и безопасности Российской Федерации.

7. Государство  оставляет за собой право контроля  за реализацией этих полномочий. Такой контроль означает возможность для соответствующих государственных органов: давать указания, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам целесообразности.

Кроме того, муниципальные правовые акты в части  осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий могут быть отменены уполномоченными  органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов3.

Органы  местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

В случае выявления  нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или их должностными лицами отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

8. По вопросам  осуществления органами местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий федеральные органы  исполнительной власти и органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В целях реализации указанной  нормы и во исполнение Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации 23 мая 2005 г. утвердило Правила финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

9. Исполнение органами местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий, которыми они наделены  в порядке, установленном законодательством,  является их обязанностью.

Совокупность  этих принципов определяет объем и содержание не только правового института наделения отдельными государственными полномочиями в целом, но и сам порядок делегирования государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации.

Часть 2 статьи 19 ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что:

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями России осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ;

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными  нормативными правовыми актами не допускается.

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам  совместного ведения России и  субъектов РФ законами субъектов  РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Указание  на то, что наделение отдельными государственными полномочиями России осуществляется не только федеральными законами, но и законами субъектов РФ, включено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, которым путем внесения изменений в Закон об организации органов власти субъектов РФ закреплено право органов государственной власти субъектов РФ передавать органам местного самоуправления полномочия России по предметам совместного ведения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Необходимо  также упомянуть о правовой позиции, изложенной в Постановлении КС России от 30 ноября 2000 г. N 15-П: из ст. 132 (ч. 2) Конституции РФ, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, следует, в частности, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или законодателем субъекта РФ и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ (ст. 71, 72 и 73).

В качестве примера полномочий России, которые могут передаваться органам местного самоуправления, следует назвать полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Так, в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ) определено, что полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями России, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Согласно п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 120-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с названным Законом, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти; органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Там же установлено, что законом субъекта РФ определяются также место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений4.

В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ) законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в п. 2 данной статьи (за исключением подп. 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подп. 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) п. 2 данной статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Речь идет о решении следующих вопросов, отнесенных п. 2 данной статьи (в ред. Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета):

формирования и содержания архивных фондов субъекта РФ (подп. 3);

предупреждения  чрезвычайных ситуаций межмуниципального  и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подп. 5);

предупреждения  ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий (подп. 5.1);

организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (подп. 7);

создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта РФ (подп. 8);

поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 9);

планирования  использования земель сельскохозяйственного  назначения, перевода земель сельскохозяйственного  назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель (подп. 10);

резервирования  земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта РФ (подп. 10.1);

дорожная  деятельность в отношении автомобильных  дорог регионального или межмуниципального значения (подп. 11);

организации транспортного обслуживания населения  автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (подп. 12);

содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта РФ (подп. 12.1);

содержания, развития и организации эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта РФ (подп. 12.2);

организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта РФ (подп. 13.1);

организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального  образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ) (подп. 14);

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"