Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:25, курсовая работа
Конфликты существуют столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Что такое конфликт…………………………………………...…5
1.1. Понятие «конфликт»…………………………………..……..5
1.2. Природа социального конфликта…………………...……10
1.3. Причины возникновения конфликтов …………………...13
1.4. Этапы конфликта……………………………………………18
2. Управление конфликтами в организации…………………...20
3. Тестирование сотрудников организации…………………...28
4. Заключение……………………………………………………….32
5. Список литературы………………………………………………34
Существуют и более инновационные методы управления конфликтом. Они позволяют сотрудникам не только выражать свое недовольство, но и говорить о том, где, по их мнению, слабое звено в организации, концентрироваться не на поиске виновных, а на самостоятельном формировании путей выхода из сложной ситуации. Крупными мазками работу с конфликтами в рамках этих методов можно отобразить так: во-первых, проблема переформулируется в задачу, которую нужно решить. Далее определяются выгоды, получаемые каждым сотрудником и организацией в целом от решения данной задачи. Так формируется мотивация, обеспечивающая участие людей в поиске этих решений. Для создания зоны взаимопонимания спорящие стороны меняют местами и просят рассмотреть ситуацию глазами оппонента. Следующий шаг - фиксирование общих (а не различных) ценностей персонала и компании, как базиса, на котором будут построены решения. Сами же решения сотрудники предлагают из позиции сторонних, но очень компетентных наблюдателей (со стороны, как известно, виднее). Они знают о проблеме все, но не участвуют в ней. И действительно, зачем им в ней участвовать? У них совсем другое личностное своеобразие - они играют роль третейских судей. Поэтому у них есть только одно право - разработать 2-3 мудрых, взаимовыгодных для всех решения. И конфликт действительно решается. Причем решается так, что сами же сотрудники предлагают схемы коррекции имеющихся в организации недостатков, переводя тем самым компанию на более высокую ступень развития.
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.
Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если
исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует
иметь в виду, что это не тот
стиль, который можно использовать
в близких личных отношениях, так
как кроме чувства отчуждения
он ничего больше не сможет вызвать. Его
также нецелесообразно
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ее применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
-необходимо
найти общее решение, если
-у вас длительные,
прочные и взаимозависимые
-основной целью
является приобретение
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
-необходима
интеграция точек зрения и
усиление личностной
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
1. Признать существование
конфликта, т.е. признать
2. Определить
возможность переговоров.
3. Согласовать
процедуру переговоров.
4. Выявить круг
вопросов, составляющих предмет
конфликта. Основная проблема
состоит в том, чтобы
5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
6. Принять согласованное
решение. После рассмотрения
7. Реализовать
принятое решение на практике.
Если процесс совместных
Руководитель организации должен уметь правильно распределять обязанности между своими сотрудниками. Нежелательно, чтобы сферы деятельности сотрудников пересекались. Но, тем не менее, возможно, чтобы над одним и тем же делом работали два и более сотрудников, в меру своей компетенции. Так же, следует учитывать конфликтность сотрудников.21
Глава 3. Тестирование сотрудников организации
Для определения
конфликтности сотрудников можн
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете:
а) избегаете вмешиваться в ссору;
б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения;
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки.
а) если другие вас поддержат, то да;
б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;
в) боитесь, что за критику вас могут решить свой план.
4. Любите ли
вы спорить со своими
а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;
б) да, но только по принципиально важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается
пролезть вперед вас без
а) считая, что и вы не хуже его, попытаетесь обойти очередь;
б) возмущаетесь, но про себя;
в) открыто высказываете свое негодование.
а) выскажетесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;
в) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки.
а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорите, что эта вещь безвкусна;
в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.
а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?».
б) делаете им замечание;
в) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.
а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;
б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;
в) это будет поводом для скандала.
а) да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;
б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
в) вы вымещаете свое недовольство на младшем персонале, уборщицах, официантках.
а) нет;
б) разумеется, признаете;
в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы?
Каждый вариант ответа получает определенное количество очков:
ответ «а» - 4 очка.
ответ «б» - 2 очка.
ответ «в» - 0 очков.22
Результаты опроса пяти сотрудников отдела:
Номер сотрудника |
Кол-во набранных очков |
1 |
32 |
2 |
38 |
3 |
26 |
4 |
38 |
5 |
12 |
Можно сделать выводы по результатам тестирования. Сотрудники под номерами 1, 2 и 4 – наименее конфликтны. Они тактичны, не любят конфликтов, даже если и могут их сгладить, легко избегают критических ситуаций. Когда же им приходится вступать в спор, то они учитывают, как это отразится на их служебном положении или приятельских отношениях с другими работниками организации. Они стремятся быть приятными для окружающих, но, когда кому-то требуется помощь, не всегда решаются ее оказать.
Сотрудник под номером 3 набрал 26 баллов и может быть отнесет ко второй группе. Он – конфликтная личность, настойчиво отстаивает свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на его служебные или личные отношения. За это его уважают.
Сотрудник под номером 5 набрал всего 12 баллов и относится к третьей группу по конфликтности. Он ищет поводы для споров, большая часть которых излишня, мелочна. Любит критиковать, но только когда это выгодно ему. Он навязывает свое мнение, даже если не прав.
В общем можно
сказать, что коллектив не является
повышенно конфликтным. Этому способствует
подавляющее число
Можно рекомендовать руководителю отдела в будущем, набирая новых сотрудников, тестировать их на конфликтность и не допускать присутствия тех, кто относится к третьей конфликтной группе. Таким людям сложно работать там, где в их обязанности входит общение с людьми.
Заключение