Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.
Необходимым элементом данного направления является повышение прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджетов всех уровней, в том числе, процедур размещения государственного и муниципального заказа, процедур формирования межбюджетных трансфертов.
Кроме того, несмотря на переход к планированию и утверждению бюджетов на три года, должна обеспечиваться гибкость бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов. Для этого оперативность принятия решений в бюджетной сфере должна быть повышена.
Предполагается продолжение работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств и их анализ на предмет соответствия приоритетам развития, чувствительности к изменениям макроэкономических условий.
Важным является также последовательная децентрализация центров принятия решений об эффективном и результативном использовании финансовых ресурсов, что предусматривает развитие системы государственных и муниципальных заданий, перевод основной части расходов на программный принцип, включая формирование ограниченного числа приоритетных долгосрочных (федеральных) целевых программ, повышение самостоятельности субъектов бюджетного планирования, привлечение к управлению бюджетным ресурсами частных компаний при жестком мониторинге целевых индикаторов и реализации программных мероприятий.
В современных условиях финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационности развития экономики. Для решения этих задач необходима современная, конкурентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура.
Однако в настоящее время финансовый рынок России недостаточно развит:
стоимость финансовых ресурсов на внутреннем рынке является высокой на фоне низких ставок на иностранных рынках, при этом в реальном выражении из-за высокой инфляции ставки остаются отрицательными, что снижает стимулы к сбережению и не способствует повышению эффективности кредитования;
наблюдается дефицит качественных инвестиционных проектов и вместе с тем дефицит свободных средств, особенно долгосрочных, которые могут быть направлены на инвестиционные цели;
финансовые институты (за исключением нескольких крупнейших банков с государственным участием) не обладают достаточной капитализацией и репутацией, испытывают дефицит квалифицированных кадров;
Конкурентоспособный в мировом масштабе финансовый рынок представляет собой не только наиболее эффективный механизм трансформации сбережений в инвестиции, но и в перспективе ближайших лет станет неотъемлемой частью экономического суверенитета современного государства.
Приоритетом в развитии финансовых рынков в России является построение международного финансового центра (МФЦ) – системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран. За счет большего количества участников, интегрированности в мировые финансовые рынки и создания специальных условий регулирования МФЦ должен решить задачу по привлечению и размещению капитала более эффективно, чем национальный фондовый рынок.
Цель развития финансовых рынков и банковской системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе – создание эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности.
Целевые ориентиры:
повышение уровня банковского кредитования экономики с 40% ВВП в 2007 году до 70-75% ВВП в 2015 году и 80-85% ВВП в 2020 году;
повышение вклада банковского сектора в финансирование инвестиций в основной капитал с 9,4% в 2007 году до 20%-25% в 2020 году, в т.ч. благодаря развертыванию деятельности государственных институтов развития и усилению долгосрочной составляющей в банковском кредитовании;
повышение относительного уровня капитализации российских компаний до 170-200% ВВП к 2020 году;
повышение отношения стоимости российских корпоративных облигаций в обращении к ВВП с 3,8% в 2007 году до 22%-25% в 2020 году;
повышение отношения собранных страховых премий к ВВП с 2,4% в 2007 году до 7-9% в 2020 году.
Создание международного финансового центра и повышение конкурентоспособности российской финансовой системы
Ключевыми принципами построения конкурентоспособного МФЦ являются:
эффективное ценообразование за счет высокой концентрации спроса и предложения, высокой ликвидности рынков, высокой степени информационной прозрачности рынков и их участников;
простота доступа, минимум регистрационных и разрешительных процедур для эмитентов, инвесторов и финансовых институтов, намеренных осуществлять операции в рамках МФЦ, равный доступ всем категориям участников МФЦ к инфраструктуре и торгуемым активам;
наличие правовых и организационных условий для расширения круга финансовых инструментов, которые могут конструироваться и предлагаться участниками рынка для обращения;
быстрота и дешевизна совершения операций за счет использования современных технологий торговли при одновременном обеспечении высокой надежности их исполнения;
конкурентоспособность системы налогообложения по сравнению с иностранными юрисдикциями;
Создание в России МФЦ потребует реализации следующих мер:
1) формирование конкурентоспособного законодательства, регулирующего:
инфраструктуру финансовых рынков (изменение законодательства о биржах и организованных торгах, о клиринговой деятельности, о центральном депозитарии);
корпоративное управление и защиту прав собственности (предотвращение и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, обеспечение информационной прозрачности российского рынка, предотвращение и пресечение рейдерских захватов, повышение ответственности членов органов управления компаний);
2) повышение привлекательности
операций в рамках МФЦ для
российских и иностранных
создания надежной, высокотехнологичной и капитализированной инфраструктуры организованной торговли (центральный депозитарий, клиринговая организация, расчетная палата, биржи);
обеспечения простоты доступа российских и иностранных участников к торгам в МФЦ;
обеспечения широкого круга активов, торгуемых в МФЦ, включая прямой допуск иностранных активов к торгам;
введения конкурентоспособного режима налогообложения операций в рамках МФЦ;
обеспечения эффективной защиты прав собственности (создание Центрального депозитария, обеспечивающего надежный учет прав на приобретенные инвесторами ценные бумаги и иные финансовые инструменты; создание специализированного арбитражного суда для разрешения споров, возникающих в рамках функционирования МФЦ);
3) развитие бизнес-среды и улучшение инвестиционного климата (совершенствование транспортной инфраструктуры, создание дружественной для иностранцев среды обитания в России, совершенствование правил визового и миграционного учета, правил получения разрешения на работу в России для иностранцев; совершенствование паспортного и таможенного контроля, развитие программ подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для финансового рынка).
Формирование значительного и долгосрочного инвестиционного ресурса
Основными направлениями формирования инвестиционного ресурса должны быть:
повышения надежности банков и других финансовых институтов через их ускоренную капитализацию, улучшение пруденциального надзора, расширение инструментов рефинансирования;
развития финансовой грамотности населения;
создания новых финансовых инструментов для населения, развития сферы коллективных инвестиций;
развития страхования рисков, включая страхование ответственности финансовых посредников, формирование гарантийных и компенсационных фондов, развитие рынка производных финансовых инструментов с целью хеджирования рисков;
2) формирование рынка целевых облигаций, в частности под инфраструктурные проекты;
3) расширение вовлечения в инвестиционный оборот средств институциональных инвесторов:
стимулирование развития накопительных пенсионных систем, как обязательных, так и добровольных, и расширение допустимого инструментария для инвестирования пенсионных накоплений;
формирование комплексной системы финансовых институтов развития, развитие механизмов частно-государственного партнерства для инвестиционных целей;
стимулирование развития страхового рынка с одновременным совершенствованием требований к инвестированию страховых резервов;
4) налоговое стимулирование национальных и зарубежных инвесторов к использованию долгосрочных финансовых инструментов.
Развитие рынков финансовых услуг и повышение роли финансового сектора в экономике
Для эффективного и динамичного экономического роста необходимо повысить мобильность капиталов в экономике, обеспечить опережающий рост финансовых рынков по сравнению с другими отраслями. Для этого необходимо:
1) облегчение привлечения средств банками, повышение эффективности взаимодействия банков с заемщиками, развитие конкуренции в банковской системе, в том числе посредством:
облегчения эмиссии (акций и облигаций)
облегчения слияний и поглощений
введения безотзывных вкладов
расширения инструментов рефинансирования банков со стороны Банка России;
2) развитие страхового рынка, в том числе посредством:
стимулирования граждан и хозяйствующих субъектов к страхованию на случай стихийных бедствий и иных природных катаклизмов путем четкого определения границ государственной помощи в подобных ситуациях;
обеспечения ответственности личности, бизнеса и государства за вред, который может быть причинен в результате совершения противоправных действий, путем развития страхования ответственности хозяйствующих субъектов на случай причинения вреда третьим лицам;
создания законодательного механизма определения «стоимости человеческой жизни» через единый стандарт оценки расходов, необходимых для восстановления здоровья пострадавшего лица, его личной, социальной и общественной реабилитации в случае инвалидности, либо компенсации расходов лицам, которые лишаются средств к существованию в результате смерти кормильца;
создания условий, стимулирующих граждан и работодателей к накопительному страхованию жизни через страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, повышения надежности соответствующих финансовых институтов, расширения информированности населения и бизнеса о данных видах страхования.
3) совершенствование регулирования и управления рисками на финансовых рынках, включая:
совершенствование системы надзора, введение надзора на консолидированной основе за финансовыми холдингами;
обеспечение раскрытия информации о реальных собственниках и аффилированных лицах кредитных организаций и небанковских финансовых институтов;
обеспечение имущественной и административной ответственности реальных собственников за действия, приведшие к банкротству финансовых институтов;
развитие системы компенсационных фондов для вкладчиков и инвесторов;
повышение стандартов прозрачности деятельности финансовых институтов, увеличение требований по раскрытию информации;
развитие системы кредитных рейтингов, повышение роли рейтинговых агентств;
развитие регулирования и саморегулирования участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, страховых компаний, оценщиков, актуариев.
Содействие развитию человеческого капитала
В целях обеспечения реализации функций финансовых рынков в части формирования человеческого капитала будет обеспечиваться:
повышение доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, содействие использованию финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;
повышение информационной прозрачности и транспарентности рынка потребительского кредитования;
расширение возможностей для использования гражданами образовательных кредитов;
содействие повышению уровня защищенности качества жизни и личного благосостояния граждан посредством страхования жизни и имущества;
содействие развитию механизмов дополнительного пенсионного страхования.
Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.
Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации