Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция-долгосрочного-социально-экономического-развития-России.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

переход к цифровому телерадиовещанию;

ликвидация «цифрового неравенства» между отдельными регионами;

развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории страны;

создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;

внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.

Второе - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ:

содействие подключению к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально-значимых организаций;

содействие внедрению дистанционного образования, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов; предоставление гражданам социальных услуг с использованием ИКТ.

Третье - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно--коммуникационных технологий:

стимулирование применения ИКТ организациями и гражданами;

создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий;

развитие механизмов венчурного финансирования в сфере ИКТ;

создание технопарков в сфере высоких технологий;

совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области использования ИКТ;

развитие системы региональной информатизации.

Четвертое - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти:

создание «электронного правительства», предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;

обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена.

Пятое - противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

 

5.3. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре

Целью государственной политики в сфере развития транспортной системы является создание транспортных условий для инновационного развития Российской Федерации и повышения качества жизни ее граждан, включая:

развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, транспортной связанности регионов страны.

Основными индикаторами достижения данных целей в долгосрочной перспективе являются:

повышение транспортной подвижности населения в 2015 году – в 1,4 раза, в 2020 году – в 1,8 раза по сравнению с 2007 годом;

поэтапное сокращение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, до 20% в 2020 году. Ввод автомобильных дорог увеличится по сравнению с уровнем последних лет в 2-4 раз, с 2,4 тыс. км в год до 5-10 тыс. км в год в 2015-2020 годы. Это позволит расширить сеть автомобильных дорог с твердым покрытием на 14-16%;

сокращение доли протяженности участков железнодорожных линий, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, до 0,5% в 2015 году. Значительно увеличится объем строительства новых железнодорожных линий, к 2020 году будет создана опорная сеть скоростного пассажирского движения со скоростями 160-200 км/ч, будут построены высокоскоростные железнодорожные магистрали, обеспечивающие движение со скоростями до 350 км/час;

увеличение экспорта транспортных услуг (без трубопроводного транспорта) до 25 млрд. долларов США в 2015 году и 41 млрд. долларов США в 2020 году против 10,2 млрд. долларов США в 2007 году, повышение пропускной способности воздушного пространства в 1,8 раза к 2015 году.

Приоритетные направления развития транспортной системы в рамках достижения поставленных целей состоят в следующем.

Первое - увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, ликвидация разрывов и «узких мест», в том числе в азиатской части Российской Федерации:

реализация системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров – мультимодальных центров), обеспечивающих основные межрегиональные связи. В частности, они будут реализовываться в Республике Татарстан, Московской, Ленинградской, Волгоградской, Астраханской, Свердловской, Томской, Новосибирской, Мурманской, Архангельской, Ростовской и Нижегородской областях, а также в Красноярском, Приморском и Хабаровском краях;

увеличение пропускной способности автомобильных дорог, строительство и реконструкция федеральных и региональных автомобильных дорог, включая кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга, автодорогу «Амур» (Чита–Хабаровск);

развитие сети платных автомобильных магистралей с предоставлением услуг более высокого качества в сравнении с существующими бесплатными объектами: Западный скоростной диаметр (Санкт-Петербург), скоростные автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, Москва-Минск, Москва-Н.Новгород-Казань, реконструкцию автомагистрали М-4 «Дон» и ряда других;

комплексная модернизация и развитие московского транспортного узла;

увеличение провозной способности существующих железнодорожных магистралей, реконструкция и строительство железнодорожной инфраструктуры в точках перспективного промышленного роста;

поэтапная реконструкция и техническое перевооружение объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры в региональных и местных аэропортах;

обновление парка воздушных судов и речных судов;

строительство и реконструкция пассажирских причалов и объектов инфраструктуры на внутренних водных путях;

внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации,  создание укрупненных центров единой системы организации воздушного движения.

Второе – повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала:

реализация комплекса инвестиционных мероприятий, направленных на развитие международных транспортных коридоров в направлениях «Восток-Запад», «Север-Юг», «Трансполярные авиатрассы», «Северный морской путь», а также коридора «Тюмень-Екатеринбург-Киров-Вологда-Санкт-Петербург» в обход Московского транспортного узла;

внедрение государственно-частного партнерства в финансирование транспортной отрасли, прежде всего на основе концессий, что будет способствовать получению механизмов устойчивого долгосрочного финансирования дорожного хозяйства, использующих принцип «пользователь платит»;

развитие пунктов пропуска (железнодорожных и автодорожных), создание крупных логистических центров на границе (сухих портов);

устранение разрывов и «узких мест» на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях (обходы крупных городов, территорий сопредельных стран, внеклассные мосты, подъезды к крупнейшим транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам, пунктам пропуска, терминалам);

развитие перегрузочных портовых комплексов с привязкой к «точкам входа» в мировую транспортную систему, в том числе, модернизация и развитие Мурманского и Архангельского морских портов, портов Балтийского (Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Балтийск), Азово-Черноморского (Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ), Каспийского (Оля, Махачкала) и Дальневосточного (Восточный, Ванино) бассейнов;

создание условий для повышения конкурентоспособности доставки грузов от отправителя до грузополучателя, включая сокращение времени доставки, снижение транспортных издержек, уменьшение рисков, контроль за движением груза на всем протяжении пути;

формирование сети международных и внутрироссийских узловых распределительных центров воздушных перевозок (аэропортов-хабов), в том числе, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске, Самаре, Ростове-на-Дону и Калининграде;

создание и развитие портовых особых экономических зон;

реализация крупных инфраструктурных проектов на внутренних водных путях, включая строительство вторых ниток шлюзов на Волго-Балтийском и Волго-Донском водных путях, а также низконапорного гидроузла на реке Волге в Нижегородской области;

интеграция аэронавигационной системы России в единую Европейскую аэронавигационную систему с учетом перехода к перспективным системам связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения.

Третье – транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых.

Будет осуществляться строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог с целью расширения возможности транспортировки грузов из районов Севера и восточных регионов Российской Федерации в направлении портовых комплексов Северо-Запада, Азово-Черноморских портов и Дальневосточных портов.

Будет осуществляться реализация проектов, являющихся ключевыми в освоении соответствующих регионов России, в том числе, развитие Байкало-Амурской магистрали, строительство железнодорожных линий Беркакит-Томмот-Якутск, Полуночное-Обская, Кызыл-Курагино, Салехард–Надым, Бийск–Горно-Алтайск.

Четвертое - формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг:

организация скоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог (Санкт-Петербург-Хельсинки, Центр-Юг), проектирование и строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (Москва-Санкт-Петербург, Москва-Нижний Новгород, Екатеринбург – Челябинск);

реализация высокоскоростных железнодорожных перевозок, организация скоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог (Москва-Смоленск-Красное, Москва-Н.Новгород, Москва-Адлер), строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург;

обеспечение сверхдальних беспосадочных авиаперевозок;

внедрение новой техники и технологий на рынке морских перевозок, в частности газовозов, контейнеровозов повышенной грузоподъемности, ледоколов нового поколения, а также внедрение воздушных судов нового поколения;

обеспечение современного информационно-технического оснащения транспортных узлов и коммуникаций, систем навигации;

внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения.

Пятое – обеспечение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, включая повышение безопасности железнодорожного транспорта, авиационной безопасности и безопасности полетов, повышение безопасности воздушного движения, обеспечение безопасности мореплавания,  безопасности судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях, безопасность дорожного движения.

Преодоление ограничений социально-экономического развития со стороны транспорта потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4% ВВП в 2020 году.

 

5.4. Развитие энергетической инфраструктуры и знергосбережения

Развитие энергетического комплекса направленно на решение триединой задачи:

создание новой электроэнергетической инфраструктуры, преодоление наметившегося дефицита  генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и формирование новой  системы институтов либерализованного рынка энергии;

устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, обеспечивающее увеличение экспорта и удовлетворение растущих внутренних потребностей экономики;

активное энерго-и электросбережение за счет структурных и технологических сдвигов и реализации новой системы мер по энергосбережению.

При росте добычи энергоресурсов на 1,9-2% в год к 2020 году прогнозируется снижение энергоемкости экономики до 60% от уровня 2007 года и электроемкости экономики до 72%. При этих высоких параметрах энергосбережения удастся обеспечить устойчивое расширение экспорта, избежав  дефицита энергии для внутреннего потребления и, тем самым, торможения роста экономики.

Потенциал энергосбережения в России оценивается в размере от 360 до 430 млн. тут, из которых 65% может быть обеспечено за счет энергосбережения в промышленности, включая ТЭК, 25% – в ЖКХ. Наибольшие ресурсы для сокращения потребления котельно-печного топлива есть в энергетике и обрабатывающей промышленности, моторного топлива – в транспорте. Наряду с стимулирующим эффектом роста стоимости энергии выход на высокие параметры энергоэффективности предполагает реализацию дополнительных мер по  нормированию и поощрению энергосбережения в бюджетном секторе и ЖКХ.

Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации