- принятие неотложных мер в сфере демографии
и здоровья населения, направленные на стабилизацию демографической
обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
- выход минимальной заработной платы
на уровень прожиточного минимума, внедрение отраслевых систем оплаты труда;
- решение социальных проблем военнослужащих;
- преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с конца 2009 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2-2,5 прожиточных минимумов пенсионера к 2014-2017 году);
- структурная и технологическая модернизация
здравоохранения, образования и других
отраслей социальной сферы, обеспечивающая
доступность качественных социальных
услуг для населения;
- создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
в области создания высококонкурентной
институциональной среды:
- развитие конкурентных рынков товаров
и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в Москве;
- либерализация экономической среды,
снижение инвестиционных и предпринимательских
рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства;
- создание эффективного государства,
снижение уровня коррупции;
- поддержание макроэкономического равновесия,
обеспечение стабильного курса рубля
и снижение инфляции до 5-6,5% в год к концу периода;
в области обеспечения структурной
диверсификации и инновационного развития:
- завершение формирования национальной
инновационной системы, модернизация фундаментальной
и прикладной науки и профессионального
образования;
- содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики в кооперации
с ведущими мировыми производителями,
выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;
- содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность), направленное на рационализацию импорта и увеличение экспорта продуктов переработки;
- содействие развитию малого и среднего
бизнеса;
в области расширения глобальных
конкурентных преимуществ в традиционных
отраслях:
- преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных
инвестиционных проектов в отрасли;
- завершение крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;
- создание основных элементов опорной
транспортной сети, повышение качества и снижение издержек транспортных услуг для населения и бизнеса;
в области укрепления внешнеэкономических
позиций России:
- формирование таможенного союза со странами
ЕврАзЭС, включая, в том числе, гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;
- расширение взаимных инвестиций, в том числе со странами евразийского экономического пространства для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;
- развитие устойчивых производственных
кооперационных связей со странами-технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;
- завершение процесса присоединения к ВТО и создание инфраструктуры полноценного
участия России в этой организации, вступление
в ОЭСР;
в области сбалансированного пространственного
развития:
- создание новых центров развития на Юге России, в Восточной Сибири
и Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием
рекреационной инфраструктуры;
- формирование ряда инновационных высокотехнологичных
кластеров в европейской и азиатской части
России.
Целевые макроэкономические
индикаторы первого этапа
(2012 год к 2007
году)
Увеличение ожидаемой
продолжительности жизни, лет |
2,5 |
Рост валового
внутреннего продукта
(ВВП), % |
137-138 |
Рост производительности
труда,
% |
140-141 |
Снижение энергоемкости
ВВП, % |
81-83 |
Рост реальных
располагаемых доходов населения,
% |
153-154 |
Рост инвестиций
в основной
капитал, % |
180-185 |
Расходы на НИОКР*
на конец периода, % к ВВП |
1,4-1,6 |
Расходы
на образование* на конец периода, % к ВВП |
5,5-5,7 |
Расходы на здравоохранение*
на конец периода, % к ВВП |
4,8-5 |
* здесь и далее, если это специально не
оговорено, частные и государственные расходы в
соответствующих сферах.
Второй этап (2013-2020
годы) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности
экономики на основе ее перехода на новую
технологическую базу (информационные,
био- и нанотехнологии), улучшения качества
человеческого потенциала и социальной
среды, структурной диверсификации экономики.
Условия социально-экономического развития
на данном этапе характеризуются:
ожидаемой новой технологической
инновационной волной в ведущих странах
мира, связанной с распространением новых
технологий, качественно меняющих свойства
выпускаемых товаров, процессы производства
и потребления;
повышением демографической нагрузки
на трудоспособное население, способным
усилить напряженность в пенсионной системе;
наличием созданных в предшествующий
период экономических институтов, стимулирующих
предпринимательскую и инвестиционную
активность, и национальной инновационной
системы;
интенсивным расширением среднего класса,
формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги
образования и здравоохранения;
преодолением, в основном, ограничений в экономике
со стороны энергетической и транспортной
сетей.
Основные приоритеты социальной и экономической политики
на втором этапе включают:
в области развития человеческого
потенциала:
- распространение стандартов здорового
образа жизни;
- улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание
эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;
- переход в образовании к индивидуализированному
непрерывному образованию, доступному
всем гражданам;
- внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании,
решение проблемы их кадрового обеспечения;
- выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий
строительства жилья;
- распространение механизмов социального
партнерства, обеспечение сбалансированности заработной
платы с производительностью труда;
- создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;
в области создания высококонкурентной
институциональной среды:
- адаптация экономических институтов
к требованиям глобальной мобильности
факторов производства и трансграничной
производственной кооперации;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности
банковского сектора, финансовых рынков;
- снижение инфляции до уровня 3-3,5 процента в год;
в области обеспечения структурной
диверсификации и инновационного развития:
- интеграция национальной инновационной
системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;
- расширение позиций российских компаний
на мировых высокотехнологичных рынках,
превращение высокотехнологичных производств
и отраслей «экономики знаний» в значимый
фактор экономического роста;
- обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах
экономики;
- решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными
кадрами;
в области расширения глобальных
конкурентных преимуществ в традиционных
отраслях:
- внедрение новых ресурсосберегающих
технологий в электроэнергетике, расширение производства электроэнергии
на основе АЭС и альтернативных возобновляемых
источников;
- расширение ресурсной базы экономики,
активное освоение месторождений углеводородов
арктического шельфа и Восточной Сибири;
- завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;
- транспортное обеспечение комплексного
освоения и развития территорий Сибири
и Дальнего Востока и разработки новых
месторождений полезных ископаемых;
- формирование и распространение новых
транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических
технологий, обеспечивающих повышение
качества и доступности транспортных
услуг;
- переход сельского хозяйства к устойчивому
режиму развития при значительном укреплении позиции России на мировых
рынках продовольствия;
в области укрепления внешнеэкономических
позиций России:
- обеспечение полномасштабного функционирования
таможенного союза и формирование единого
экономического пространства в рамках
ЕврАзЭС;
- формирование зон свободной торговли с
заинтересованными странами-соседями
на евразийском пространстве;
- расширение гибких разносторонних отношений
с мировыми экономическими центрами, расширение
участия в региональных организациях
Азиатско-Тихоокеанского региона;
- превращение России в один из мировых
финансовых центров, обеспечение лидирующих
позиций на финансовых рынках евразийского
пространства;
- превращение российского рубля в ведущую
региональную валюту и создание на евразийском
пространстве рублевой зоны;
в области сбалансированного пространственного
развития:
- комплексное развитие территорий Сибири
и Дальнего Востока, закрепление населения
в восточных регионах страны;
- снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;
- обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств
регионов.
Целевые макроэкономические
индикаторы второго этапа
(2020 год к 2012 году)
Увеличение ожидаемой
продолжительности жизни, лет |
2 |
Рост ВВП,
% |
164-166 |
Рост производительности
труда,
% |
171-178 |
Снижение энергоемкости
ВВП, % |
70-75 |
Рост реальных
располагаемых доходов населения,
% |
164-172 |
Рост инвестиций
в основной капитал,
% |
215-223 |
Расходы на НИОКР
на конец периода, % к ВВП |
3 |
Расходы на образование
на конец периода, % к ВВП |
6-7 |
Расходы на здравоохранение
на конец периода, % к ВВП |
6,7-7 |
Развитие после 2020 года – закрепление лидирующих позиций России
в мировом хозяйстве и превращение инноваций
в ведущий фактор экономического роста,
формирование сбалансированной социальной
структуры общества.
Условия социально-экономического развития
на данном этапе характеризуются:
переходом России в группу
стран с высоким уровнем дохода на душу
населения, доминированием массового
среднего класса в социальной структуре
общества;
развертыванием новых инфраструктурных
проектов, направленных на развитие атомной
энергетики и использование альтернативных
видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных
транспортных систем;
эффективной интеграцией России в мировое разделение
труда, реализующей ее конкурентный потенциал
в сферах высоких технологий, экономики
знаний, энергетики и транспорта;