Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция-долгосрочного-социально-экономического-развития-России.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

расширением передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;

ужесточением экологических требований к хозяйственной и человеческой деятельности.

Приоритеты социальной и экономической политики в этот период включают:

в области развития человеческого потенциала:

  • улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;
  • ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;
  • переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;
  • снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

  • развитие государственного управления экономикой, адаптированного к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам глобальной кооперации;
  • развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций;
  • создание полноценной финансовой системы, интеграция банковской и финансовой систем в мировое хозяйство;
  • снижение инфляции до уровня менее 3 процентов в год;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

  • устойчивое развитие высокотехнологичного сектора, как составной части мирового рынка высокотехнологичной продукции;
  • формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на «экономике знаний»;
  • расширение интеграции обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости;
  • развитие экологически чистых производств;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

  • развитие экологически чистых способов производства энергии;
  • интеграция транспортной и энергетической системы в структуры глобальной экономики, полноценное функционирование международных транспортных коридоров;
  • развитие новых высокоскоростных транспортных технологий;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

  • обеспечение функционирования работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;
  • достижение ключевой роли России в выработке мирового экономического порядка и решении глобальных проблем в рамках участия в международных институтах сотрудничества;

в области сбалансированного пространственного развития:

  • обеспечение высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории страны;
  • обеспечение высокой экономической активности в восточных и южных регионах страны.

За пределами 2020 года накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны, с опорой на инновационные высокотехнологические сектора экономики и сектор услуг, как основные движущие силы экономического роста. К 2030 году ВВП может вырасти по сравнению с 2007 годом в 3,8 раза, а ВВП на душу населения по паритету покупательной способности - достичь 51 тыс. долларов (в ценах 2005 года).

3. Развитие человеческого потенциала

Развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования двух типов:

а) направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики;

б) улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития  культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья3.

3.1. Демографическая политика

В России доминирующей тенденцией остается снижение численности населения. При сохранении сложившихся негативных тенденций к 2020 году численность населения может снизиться до 140 млн. человек со 142,1 млн. человек в 2007 году, при этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности населения трудоспособного возраста (с 89,9 млн. человек до 77,8 млн. человек). К 2030 году население России может сократиться до 133-137 млн. человек.

Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

Приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации являются следующие.

Первое - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности (мужчин) в трудоспособном возрасте от внешних причин:

снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;

профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;

снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

снижение материнской и младенческой смертности.

Второе – сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, активные меры, нацеленные на сокращение потребления алкоголя и табака, последовательная борьба с распространением наркотиков и реабилитация больных наркоманией, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями.

Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения, что предусматривает:

расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов для занятий физкультурой и спортом по месту жительства за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников;

оснащение дошкольных и образовательных учреждений современным учебно-спортивным оборудованием и инвентарем;

развитие деятельности спортивных клубов, молодежных центров досуга, укрепление их материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, в том числе в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;

проведение оценки физической подготовки и физического развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;

внедрение эффективных форм информационно-пропагандистской работы по формированию у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, потребности в ведении здорового образа жизни;

создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и подготовки спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта, поддержки баз олимпийской подготовки сборных команд России.

Третье - повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей:

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;

развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;

поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;

повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий;

укрепление репродуктивного здоровья населения, государственная поддержка лечения бесплодия, профилактика и раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков;

поэтапная ликвидация рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;

реализация программ по предоставлению доступного семейного жилья;

развитие различных механизмов, позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей;

совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.

Четвертое - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Проведение активной региональной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири. Привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, соотечественников, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации. Оптимизация миграционных процессов в связи с формированием общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов в России, защита их гражданских прав.

3.2. Модернизация и развитие здравоохранения

Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой – благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности медицинских служб реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах. 

Российская система здравоохранения пока еще не обеспечивает снижение заболеваемости и инвалидизации населения, достаточность государственных гарантий медицинской помощи, доступность и высокое качество медицинских услуг.

В последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили существенно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными финансово-экономическими, технологическими и организационными мероприятиями. Отставание здравоохранения от развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.

Чтобы коренным образом улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны новейшие инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы. Для этого требуется заметное повышение места здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая – обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме:

конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи, включая определение набора медицинских услуг, технологий и лекарственных средств, предоставляемых в рамках реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

совершенствование системы медико-экономических стандартов с целью внедрения современных медицинских технологий при лечении наиболее распространенных заболеваний и заболеваний, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;

планирование средств, необходимых для реализации государственных гарантий, на основе финансовых нормативов, рассчитанных с использованием медико-экономических стандартов и наборов медицинских услуг, технологий и лекарственных средств.

Вторая – создание эффективной модели формирования финансовых ресурсов программы государственных гарантий:

Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации