Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:53, лекция
§1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации……………………………………………………………………6
§2. Формирование муниципальной собственности……………….12
§3. Управление муниципальной собственностью…………………22
§4. Приватизация муниципальной собственности……………...…27
§5 Защита прав муниципальной собственности………………..…33
§1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации
Полномочия органов местного
самоуправления осуществляются
органами местного
Отдельные государственные
полномочия, передаваемые для
осуществления органам
Органы местного самоуправления
могут наделяться отдельными
государственными полномочиями
на неограниченный срок либо,
если данные полномочия имеют
определенный срок действия,
на срок действия этих полномочий.
Финансовое обеспечение
отдельных государственных
полномочий, переданных
органам местного
самоуправления, осуществляется только
за счет предоставляемых местным
бюджетам субвенций из
Органы местного самоуправления
имеют право дополнительно
использовать собственные материальные
ресурсы и финансовые
средства для осуществления
Статьи 48 и 125 Гражданского
кодекса РФ установили, что органы
местного самоуправления являются юридическими
лицами и действуют от своего имени
самостоятельно. Приобретение, осуществление
имущественных и личных неимущественных
прав и обязанностей от имени
муниципальных образований
Органы местного
самоуправления могут передавать объекты
муниципальной собственности во
временное или постоянное пользование
физическим и юридическим лицам
на возмездной или безвозмездной
основе, сдавать их в аренду, отчуждать.
Если на территории муниципальных образований
имеются незадействованные в
местном хозяйственном обороте
объекты, то они (образования) могут
сдавать их в аренду или продавать
в целях пополнения доходной части
бюджета.
В настоящее время в ряде
субъектов РФ приняты законы
о местном референдуме,
3.2 Разграничение
полномочий
Актуален и вопрос
о разграничении полномочий Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований по регулированию порядка
приобретения и прекращения права
муниципальной собственности. По этому
поводу Е. Колюшин отмечает: в соответствии
с Гражданским кодексом РФ, ни субъекты
Федерации, ни муниципальные образования
не могут устанавливать
Однако вывод о
делегировании муниципальным
В отличие от норм
муниципального права, основные из которых
устанавливает Российская Федерация,
менее общие - ее субъекты, а наиболее
конкретные - муниципальные образования,
полномочия по регулированию порядка
осуществления прав муниципальной
собственности распределяются только
между Российской Федерацией, которая
устанавливает соответствующие
нормы гражданского права, и муниципальным
образованием, как собственником
муниципального имущества, свободным
в осуществлении этих прав в той
мере, в которой они не ограничены
федеральными законами, без какой-либо
необходимости делегировать муниципальному
образованию государственные полномочия
по регулированию порядка и условий приватизации
муниципальной собственности.
Отметим, что территориальное
самоуправление не заменяет территориального
управления. Последнее как деятельность,
осуществляемая профессионалами-госслужащими
в том или ином регионе, имеет
свою цель - процесс организации
производства, размещения и развития
производительных сил, а также способы
вовлечения в оборот природных ресурсов
исходя из народнохозяйственных интересов.
Территориальное самоуправление имеет
своим объектом удовлетворение потребностей
поселенческих коллективов
§4. Приватизация муниципальной
собственности
4.1 Способы
приватизации муниципального
имущества
Приватизация муниципальной
собственности является одним из
наиболее важных элементов, обеспечивающих
укрепление экономической основы местного
самоуправления в условиях рыночной
экономики. Пункт 4 статьи 29 Федерального
«Об общих принципах
Приватизация является
структурным элементом
Основной целью
приватизации является повышение эффективности
использования собственности.
Приватизация муниципального имущества
осуществляется только способами,
предусмотренными Федеральным
законом "О приватизации
1) преобразование унитарного
предприятия в открытое
акционерное общество;
Приватизация имущественного
комплекса унитарного предприятия
в случае, если размер уставного
капитала, превышает минимальный
размер уставного капитала
открытого акционерного
Открытое акционерное
общество, созданное
путем преобразования
2) продажа муниципального имущества
на аукционе;
На аукционе продается муниципальное
имущество в случае, если
его покупатели не должны
выполнить какие-либо условия
в отношении такого имущества.
Право его приобретения принадлежит
покупателю, который предложит
в ходе торгов наиболее
Аукцион является открытым по
составу участников.
Передача муниципального имущества
и оформление права собственности
на него осуществляются
в соответствии с законодательством
Российской Федерации и
3) продажа акций открытых
акционерных обществ
на специализированном
Специализированным аукционом
признается способ продажи
акций на открытых торгах,
при котором все победители
получают акции открытого акционерного
общества по единой цене
за одну акцию.
Специализированный аукцион
является открытым по составу
участников.
4) продажа муниципального имущества
на конкурсе;
На конкурсе могут продаваться
предприятие как имущественный
комплекс или акции
созданного при приватизации
открытого акционерного
Право приобретения муниципального
имущества принадлежит тому
покупателю, который предложил
в ходе конкурса наиболее
Конкурс является открытым
по составу участников.
Договор купли-продажи
Указанный договор должен
устанавливать порядок
Внесение изменений и
дополнений в условия
конкурса и обязательства его
победителя после заключения
указанного договора не допускается,
за исключением случаев, предусмотренных
статьей 451 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
В случае неисполнения победителем
конкурса условий, а также
ненадлежащего их исполнения,
в том числе нарушения
промежуточных или
5) продажа муниципального имущества
посредством публичного
Продажа муниципального имущества
посредством публичного
Публичное предложение о
продаже муниципального
При продаже муниципального имущества
посредством публичного предложения
в информационном сообщении
указываются величина снижения
начальной цены (цены первоначального
предложения); период, по истечении
которого последовательно снижается
цена предложения; минимальная
цена предложения, по которой может
быть продано муниципальное имущество
(цена отсечения).
При этом цена первоначального
предложения устанавливается
не ниже начальной цены,
указанной в информационном
сообщении о продаже