Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования.
Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.
Особое внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….
§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………
§2. Основные институты гражданского общества.............................
§3. Особенности гражданского общества в РФ………………….

Глава 2. Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ…..
§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления.....................................................................................
§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества….

Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 67.04 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное бюджетное государственное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ивановский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового  права

 

 

 

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 студентки  2 курса

4 группы  дневного отделения 

коммерческого обучения

Золотаревой К. Д.

Научный руководитель -

 

 

 

 

 

Иваново,2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….

           §1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………

           §2. Основные институты гражданского  общества.............................

           §3. Особенности гражданского общества  в РФ………………….

 

Глава 2. Местное самоуправление в системе  гражданского общества РФ…..

            §1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления.....................................................................................

            §2. Политико-правовые проблемы взаимодействия  местного самоуправления с другими  институтами гражданского общества….

 

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление не является частью системы государственной власти и в «пределах своих полномочий» самостоятельно. Местное самоуправление в Российской федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и федеральными законами, самостоятельное решение населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций1.

Актуальность  темы исследования.

Институт  местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.

Особое  внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда  общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь. Именно в этот период определились основные теоретические и практические проблемы, которые потребовали своего концептуального осмысления: как выделить дела, присущие по своей природе муниципальному управлению и дела, которые передаются государством органам местного самоуправления. Данные проблемы и стали ключевыми в научных дискуссиях представителей различных школ и идейно-политических направлений о месте и роли местного самоуправления в жизни общества.

Тема  управления местными сообществами (самоуправление) является одной из главных для большинства научных дисциплин: истории, политологии, права, социологии и др. В настоящее время появилась и преподается самостоятельная научная дисциплина «муниципальное право».

«Под  местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения2».

Научная новизна исследования состоит в разработке и вынесении на защиту следующих положений:

    1. В работе проведено исследование местного самоуправления, с одной стороны, как института публичной власти, а с другой стороны, как одного из важнейших институтов реального становления гражданского общества. В таком контексте диалектика взаимоотношений местного самоуправления и гражданского общества рассматривается практически впервые.
    2. Местное самоуправление, являясь одним из уровней публичной власти, артикулирует и аккумулирует интересы населения, выступает как «посредник» (медиатор) между территориальным сообществом и органами государственной власти (федеральной и региональной).
    3. В работе рассмотрены основные институты и особенности гражданского общества.
    4. В теоретическом отношении работа носит комплексный междисциплинарный характер, в ней исследованы проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества.

 

Практическая  значимость работы.

 Полученные  результаты исследования могут  быть использованы в качестве  теоретического и методологического  инструментария при рассмотрении  аспектов взаимоотношений местного  самоуправления и гражданского  общества. Материалы и выводы  работы могут оказаться полезными работникам муниципальных органов власти, а также руководителям общественных организаций.

 Целью  данной работы является исследование роли и значения института местного самоуправления в становлении гражданского общества в современной России.

Объектом  исследования выступает институт местного самоуправления как фактор, способствующий становлению гражданского общества.

Предмет исследования - политико-правовые аспекты  взаимосвязи местного самоуправления и других элементов гражданского общества.

В рамках достижения поставленной цели представляется необходимым решение целого ряда более конкретных научных и теоретических задач:

  • исследование теоретических и методологических проблем становления гражданского общества и местного самоуправления (институциональный анализ);
  • обоснование политико-правовых аспектов взаимоотношений местного самоуправления, публичной власти и гражданского общества;
  • выявление особенностей политики реформирования современной модели местного самоуправления в России.

Комплексный междисциплинарный характер феномена «местное самоуправление» предопределяет развернутую базу его исследования. Основную базу данной работы составляет диалектический метод научного познания объективного мира, основанные на нем общенаучные и частно- научные методы теоретического анализа (системно-структурный подход, историко-хронологический, сравнительный методы).

 

          Работа состоит из введения, двух  глав основной части, вывода (заключения).

Во введении обосновывается актуальность темы, ее новизна, определяется  степень научной  разработанности, объект и предмет  исследования, его цель и задачи.

В первой главе работы рассмотрено понятие и содержание гражданского общества, его основные институты.

В главе  второй рассмотрено местное самоуправление, его понятие, признаки, политико-правовые проблемы взаимодействия с другими  институтами гражданского общества.

В заключении приводятся выводы проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие и содержание гражданского общества

 

§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы

Понятие "гражданское общество" сегодня  выступает одним из центральных герменевтических ключей для понимания комплексности отношений современного общества и современного государства. Это своего рода "знак времени" или концептуальный код эпохи. Каждая эпоха "открывает" или находит несколько великих истин, с помощью которых объясняет свой мир. И вот одной из таких эпохальных истин стало разграничение гражданского общества и государства3.

«Гражданское  общество» является категорией, в  осмыслении которой так и не появилось  необходимости теоретической ясности, понятие гражданского общества до сих  пор однозначно не определено.

З.Т Голенкова  относит гражданское общество «к числу понятий социологической  и политической теории( наряду с  понятиями свободы, справедливости, равенства, демократии), которые имеют  как теоретическое так и практическое значение. Такого рода понятия нелегко  определять, а их применение означает не только известную зону неопределенности но и большие или меньшие различия в их толковании». По мнению И.И. Кравченко, невозможно постулировать теорию гражданского общества : «Она была бы слишком многомерной, ибо каждая из существующих концепций гражданского общества охватывает сложный комплекс проблем, включает открытия крупнейших политических мыслителей, задачи, не решены и по сей день4».

Можно вычленить  два специфических параметра  или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую  и нормативную. В первом значении оно используется как теоретическая  категория. В этом смысле,

гражданское общество - агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские  институты.

В отличие  от первой теоретико-аналитической  функции, во второй

функции понятие  гражданского общества имеет преимущественно  статус

нормативной концепции, которая способствует мотивации  и мобилизации

граждан и  других социальных субъектов на развитие различного содержания

и форм гражданской  активности. Эта функция приобретает  особое значение в

обществах, находящихся в состоянии трансформации5.

В марксизме  под «гражданским обществом» понимается сфера «действительных», т.е. материальных отношений людей, порожденная определенным способом производства. Если Ф.Энгельс определял гражданское общество как царство экономических отношений, а наукой о гражданском обществе прямо объявлял политическую экономию, то для К.Маркса гражданское общество всегда – это «общественная организация», развившаяся непосредственно из производства и общения, «общественное состояние», «определенный способ совместной деятельности», обусловленный совокупностью производительных сил, «определенный общественный строй», обусловленный производственными отношениями.

Таким образом, определяя гражданское общество как «материальные жизненные  отношения», как «все материальное общение индивидов», К.Маркс имеет  в виду не только экономические отношения. Он исходит из дилеммы «общество  – государство», заданной предшествующей общественной мыслью и решаемой ею в идеалистическом духе. 

Считающийся основателем буржуазного либерализма Джон Локк, в целом отождествляет гражданское общество и государство. При этом причины отдаления гражданского общества от государства Локк объяснял историческим образованием общества раньше государства, а также  разделением частного и общественного (государственного интереса), связанное с развитием капитализма.      В своем произведении «Второй трактат о гражданском правлении», он говорит о гражданском обществе: «Те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, куда можно обращаться и которое наделено властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе; но те, кто не имеют такого общего судилища, я имею в виду – на земле, все еще находятся в естественном состоянии, при котором каждый, когда нет никого другого, сам является судьей и палачом, а это, как я уже показал, и есть совершенное естественное состояние6».

Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а  тем, что создает надлежащие условия  для граждан.

В современной  науке понятие «гражданское общество»  остается дискуссионным, нужно разработать  конкретный термин «гражданское общество»  и закрепить его как отдельный  конституционный институт.

Можно отметить ряд существенных признаков гражданского общества, упомянутых в определениях гражданского общества. 
        Это наивысшая форма общности: 
- с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами; 
- способная контролировать государство;

- самоуправляться и саморегулироваться; 
- имеющая плюралистический характер (множество форм собственности, партий, движений и т.п., явлений, противостоящих моноцентризму); 
- отсутствие закрепощения человека. Напротив, люди, взаимодействующие с другими членами общества, стали являться основой гражданского общества. 
- наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). 
- наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

- высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. 
- законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Информация о работе Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ