Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования.
Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.
Особое внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….
§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………
§2. Основные институты гражданского общества.............................
§3. Особенности гражданского общества в РФ………………….

Глава 2. Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ…..
§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления.....................................................................................
§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества….

Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 67.04 Кб (Скачать файл)

Также основными признаками гражданского общества являются: 
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 
-самоуправляемость; 
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей; 
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; 
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; 
- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения «младших старшим». 
         Господство права и верховенство закона в своем конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно организованного общества. Господство права – и все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом.

Верховенство закона – и все признают, что основополагающим в таком обществе является закон, принятый законодательным органом и все другие подзаконные акты должны соответствовать закону. 
 
        А высшую юридическую силу имеет Конституция – и все это тоже признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции. 
       Только в этом смысле можно говорить о государстве как форме гражданского общества, которое только в этой связке и в этом смысле является содержанием правового государства. 
        Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения, которых специально создаются государственные учреждения и механизмы.

       Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны.

К ним относятся: 
-        экономическая свобода, многообразие форм собственности , рыночные отношения; 
-        безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

- легитимность   и демократический характер власти; 
-        равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 
-        правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 
-        политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 
-        свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; 
-        невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 
-        классовый мир, партнерство и национальное согласие; 
-        эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни  людей7
         Лозунгами гражданского общества являются: «Дайте всем спокойно богатеть»; «Вся власть мне и моей семье»; «Мой дом – моя крепость»; «Что законом не запрещено, то разрешено»; «Пусть будет рынок плюс сильная полиция». Все эти требования выражают идею экономической и политической свободы индивида, его первичность и относительную независимость по отношению к официальным институтам. 
Принято считать, что гражданское общество – деидеологизированное общество. Однако это вовсе не значит, что оно не исповедует никаких идей и взглядов. Ему чужд лишь идеологический монополизм8. В статье 13 Конституции РФ содержится положение, согласно которому «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной9». 
        Гражданское общество создает необходимые условия и атмосферу для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принципов демократии, равноправия, нравственных и культурных ценностей, идеалов справедливости. Духовная опора нужна новому обществу, вопрос – какая. Идеология – система представлений о желаемом общественном устройстве и путях его достижения. Такие цели Россией провозглашены. Следовательно, государственная идеология у Российской Федерации есть, и она проводится – это идеология реформ, демократических преобразований. Проблема же деидеологизации – это проблема преодоления устаревших партийно-классовых догм и стереотипов, которые на протяжении десятилетий внедрялись в сознание  людей и определяли их поведение10
Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу. Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность – таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Основные институты гражданского общества

Социальные  институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически  сложившиеся устойчивые формы организации  совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется  в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте  образования, здравоохранения, институте  государства и т. д. Первое, чаще всего  употребляемое значение термина  «социальный институт», связано  с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А  сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией11.

Каждый  институт выполняет свою, характерную  для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов  социальной системы. Эти функции  очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила  так называемая «институциональная школа». Представители институциональной  школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили три основных функции социальных институтов: 1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство. 2) Социализация — передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Под институтами  гражданского общества мы будем понимать организованные так или иначе объединения граждан, действия которых направлены на реализацию каких-либо целей и задач, на разрешение собственных, общих для групп проблем. Чаще всего сегодня это общественные движения, неправительственные организации, еще неорганизованные, но уже объединившиеся неформально для консолидированных коллективных действий граждане — такие группы называют гражданскими инициативами, а также структуры, их объединяющие, например, сетевые общероссийские или региональные неправительственные организации, общественные палаты, комитеты и т.п. Иными словами анализу подлежат субъекты социального действия или социальные факторы12.

Нужно отметить, что институты гражданского общества играют очень большую роль в образовании  этого общества. Основой для появления  институтов гражданского общества считаются  буржуазные реформы, как и само понятие  «гражданское общество». В результате этой реформы были организованы земства, городские думы, проведены судебные реформы. Переход к капиталистическому товарному производству способствовал  единению экономической жизни всех членов общества и одновременно делал  его более дифференцированным, сложным, комплексным, многообразным и многослойным. Капитализм привёл к резкой дифферециации  и тесному взаимовлиянию разного  рода общественных движений и институтов.  

Первыми институтами гражданского общества новейшего времени были интеллигенция, земские управы, городские думы, профсоюзы и т.д. А советские  общественные организации были: комсомольские, пионерские, профсоюзные и профессиональные организации, и с этих организаций берут начало институты гражданского общества постсоветских государств.

Появление гражданских институтов, их формирование, активизация деятельности изначально представляли собой конфронтацию с  властью. Негосударственные институты  по мере своего развития последовательно  боролись за право каждого участвовать  в государственных делах, против монополии самодержавного государства  на власть13.

С развитием  самого понятия гражданского общества одновременно расширилось понятие  об институтах гражданского общества. Сейчас институтами гражданского общества являются политические партии, добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей, такие как семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, а также экологи, правозащитники, женские и молодёжные движения, исследовательские и просветительские центры, предпринимательские объединения, клубы по интересам, благотворительные институты и средства массовой информации. Эти институты являются основой гражданского общества и основным источником его образования.

Рассмотрим  некоторые из этих институтов.

Защита  прав и свобод гражданина является одной из важнейших сфер деятельности, без которой роль и значение современного гражданского общества не может и  обсуждаться. Большой вклад в дело укрепления защиты прав в России вносят Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, при котором работает экспертный совет из видных и признанных представителей российского правозащитного движения.

Местное самоуправление – основа Российского  государства и общества. Важное значение для понимания места и роли местного самоуправления в демократизации общества имеют работы по различным аспектам гражданского общества и правового государства. Отдельные аспекты  развития социальной базы местного самоуправления и его институционального оформления рассматривались исследователями становления гражданского общества в современной России14. Однако, как справедливо отметил В.Н. Артемов, в силу того, что эта проблема для российских общественных наук явилась принципиально новой, то авторы концентрировали внимание  главным образом на теоретических положениях данной концепции и на применимости их к конкретным условиям России15.

В результате исследования данной проблематики, т.е. понятия «гражданского общества»  и его основных институтов, мы пришли к выводу, что появление самого термина «гражданское общество»  дало большой толчок к развитию политической и юридической науки и стало  основой для строительства демократических  и правовых государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Особенности гражданского общества в РФ

 

По мнению Н.И. Матузова, термин "гражданское  общество" имеет в литературе особое содержание и в современной  трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его  социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности. Иначе говоря, под  этим понятием подразумевается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Гражданское общество - это более высокая ступень  в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности16.

Российское  общество только в конце XX века вступило на путь формирования гражданского общества. Дело в том, что понятие гражданского общества было исключено из лексикона  на предыдущем этапе и идея независимого общества была отвергнута, так как  ограничивала формы и способы  вмешательства государства в  жизнь самих граждан и контроль за ними.

По мнению Д.Шмидт, сегодняшние попытки подвести итоги развития гражданского общества в России дают "противоречивые результаты". Если одни утверждают, что "российское гражданское общество остается слабым", "ассимилируется или даже вообще не существует", то по мнению других - "гражданское общество в России объективно существует и, более того, опирается на давние традиции".

Теорий гражданского общества множество, в различных  исследованиях оно определяется по разному, и какая именно модель должна строиться в России – неизвестно. Одни авторы предполагают использовать западную модель, другие – разрабатывать  какую-то свою, более адекватную российским условиям. Существует точка зрения, что Россия и гражданская культура несовместимы, поэтому вопрос о построении гражданского общества вообще не должен стоять. 

Формирование  гражданского общества в России зависит от факторов, находящихся на разных уровнях обобщений. Очевидна значимость роли индивидуального субъекта, то есть человека, и его персональных социальных практик, лежащих в основе процесса формирования гражданского общества, а так же роль факторов институционального характера17.

При обсуждении проблем российского гражданского общества часто и оправданно отмечается невысокая отзывчивость властей  по отношению к исходящим от него импульсам18. В то же время гораздо реже встречается конкретный анализ этих импульсов, равно как оценка состояния каналов, благодаря которым власть могла бы знакомиться с позициями гражданских структур. Обычно просто констатируется неблагополучие, причем ответственность за него безоговорочно возлагается на власть. Действительно, государственные органы, как правило, не предъявляют высокого спроса на повседневный диалог с гражданским обществом, если говорить не о декларациях, а о реальном партнерском взаимодействии19.

Подлинно  влиятельным гражданское общество становится, когда генерируемые им представления, идеи и предпочтения ощутимы для власти не только в  рамках повестки дня того или иного  форума, а повседневно присутствуют в среде, в которой носители власти обретают и реализуют свои полномочия. Среду образуют, во-первых, система политического представительства, во-вторых, доминанты общественного мнения, формируемые в том числе средствами массовой информации, и, в-третьих, относительно партикулярные коммуникации. Особое место среди последних, наряду с собственно аппаратными взаимодействиями, занимают неформальные сети, прежде всего «политические сообщества» доверяющих друг другу политиков, чиновников, журналистов, экспертов и так далее. В условиях, которые ныне существуют в России, наибольшие шансы влиять на власть связаны, пожалуй, с присутствием в тех сетях коммуникаций, которые значимы для более или менее высокопоставленного чиновничества20.

Гражданское общество в России характеризуется  отставанием в своем развитии.  Причины здесь самые различные, но в немалой степени повинны  и  "горькие  последствия  азиатчины"  (выражение В.И.Ленина), многовековая феодальная эксплуатация  народа,  самодержавно-крепостнический общественный  строй,  ничем  неприкрытое подавление личности,  культ силы власти государства и ее держателей. Часто  незрелость  гражданского  общества  в России нынешние публицисты и журналисты объясняют злой волей "демонов революции": Ленина, Троцкого, Сталина, "совдепии", "партократии" и так далее. Но это не совсем так. Известно, что процесс становления гражданского общества  охватывает века и связан в немалой степени с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным  формам развития. 

Информация о работе Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ