Местное самоуправление и Государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть основы местного самоуправления, проанализировав истоки становления и развитие идей самоуправления с учетом российского и зарубежного опыта; выделить важнейшие теории возникновения местного самоуправления; определить действующую в России модель местного самоуправления, рассмотрев ее историческое развитие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава I. История становления и развития местного управления …..5
1.1. Основные теории возникновения местного самоуправления…...……5-9
1.2. Возникновение и развитие местного самоуправления……………..…10-13
1.3. Самоуправление в России до 1917г………………………………….…14-18
1.4. Возрождение местного самоуправления в современный период……19-22
1.5. Основные системы местного самоуправления за рубежом……….....23-28
Глава II. Местное самоуправление и Государство…………….…29-32
2.1.Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………………………33-36
2.2. Принципы и формы государственного регулирования деятельности местного самоуправления………………………………………………...…37-38
2.3. Государственная поддержка местного самоуправления……………...49-41
2.4.Взаимоотношение органов местного самоуправления с территориальными структурами органов государственной власти…………………………………………………….………………...…42-44
Глава III. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении…………………………………………………………….…45
3.1.Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе………………………………………………………………………45-47
3.2.Местное самоуправление как субъект управления общественными процессами……………………………………………………………………48-49
Заключение………………………………………………………………….…50
Список использованной литературы…………………………........……51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая основы гму.docx

— 102.93 Кб (Скачать файл)

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

На федеральном  уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:

  • во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;
  • во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;
  • в-третьих, для обеспечения федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" принимаются ряд федеральных законов.

В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики — решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.10

Признание местного самоуправления означает, что государство видит  в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной  структуры. Децентрализация управления - это способ не просто сохранения целостности  России, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических  связей между всеми частями Российского  государства.

Взаимодействие самоуправления с верховной властью прослеживается с самого начала зарождения государства на Руси. Действовавшее на Руси общинное самоуправление, земство всегда находились в тесном контакте с городским вече и княжеской властью. Они как бы поддерживали и уравновешивали друг друга.

Взаимодействие  органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих  основных организационных формах:

  • во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и  местного самоуправления;
  • во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются  совместные временные группы и комиссии;
  • в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

На некоторых территориях  субъектов во взаимоотношениях органов  государственной власти и местного самоуправления имеются две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным  управлением, а это не лучшим образом  влияет на существующую социально-экономическую  ситуацию в регионе.11

Решение существующих проблем  взаимодействия органов государственной  власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого  разграничения компетенции между  органами субъектов Федерации и  местным самоуправлением, определения  вопросов совместного ведения и  перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

В законах ряда субъектов  Российской Федерации о порядке  передачи отдельных государственных  полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с  Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность передачи полномочий по договору, хотя в Конституции РФ не установлен такой порядок. В ней говорится, что передача может происходить только по закону.

Данный закон должен закрепить  основные принципы взаимодействия государственных  и муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем  особо должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия. В Законе должны быть определены предметы ведения органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, требующие их совместного решения, порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Здесь обязательно должен предусматривается принцип передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления и процесс осуществления ими этих полномочий, основания и порядок их прекращения.

Уточнение полномочий региональных государственных органов и органов  местного самоуправления по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований, в соответствии с этим законодательным актом может быть осуществлено специальным договором (соглашением). Его сторонами выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, закрепленных за ними полномочий, предметом договора могут быть конкретизация вопросов, требующих совместного решения, условия и порядок их осуществления, формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении договора, а также иные связанные с ним вопросы. 

 

 

2.2. Принципы и формы государственного регулирования деятельности местного самоуправления

Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов Российской федерации.

Рассматривая систему  государственного регулирования деятельности местного самоуправления, следует учитывать что, органы местного самоуправления выступают  в этой системе в качестве не только пассивной, но и активной стороны. Взаимодействие с органами государственной власти является одной из важных составных частей муниципальной политики. Через свои союзы и ассоциации они оказывают активное воздействие на формирование государственной политики в области местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, т.е. они имеют право вносить в эти органы проекты законодательных актов субъектов РФ или изменений в действующие законодательные акты. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению.

В зарубежных странах, особенно в федеративных государствах, выработаны эффективная система взаимодействия между уровнями власти и методы преодоления, неизбежно возникающих разногласий, в том числе в финансовой сфере. Так, в США создан специальный  орган – Комиссия по межправительственным отношениям, куда входит равное число  представителей от федеральной власти, от властей штатов и от местных  властей. Без достижения согласия в  этой комиссии серьезные решения  по распределению финансовых средств  по уровням власти не принимаются.

 

Государственное  регулирование деятельности местного самоуправления охватывает широкий спектр воздействий, представленный на рис.1.1.

 


 



 


 

 

 

Рис 1.1. Формы государственного регулирования местного самоуправления

 

Законодательное регулирование  деятельности местного самоуправления осуществляется федеральными органами государственной власти субъектов  РФ путем формирования правовой базы местного самоуправления, включая законодательное  определение территорий, статуса  и границ муниципальных образований, предметов ведения и полномочий местного самоуправления. 12

Экономическое регулирование  деятельности местного самоуправления осуществляется путем наделения  его имуществом и финансовыми  средствами, через использование  механизмов налогового и бюджетного регулирования.

 

 

 

 

2.3. Государственная  поддержка местного самоуправления

Органы государственной  власти должны создавать необходимые  условия для  становления и  развития местного самоуправления, оказывать  содействие населению в осуществлении  права на местное самоуправление. Основные формы государственной  поддержки местного самоуправления показаны рис. 1.2.




 

 


 

 

Рис.1.2. Формы государственной поддержки местного самоуправления

 

В 1995г. Правительством Российской Федерации была принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Эта программа в основном была выполнена. В 1999г. была утверждена вторая программа - Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условия для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Многие ее пункты также выполнены. В ряде субъектов РФ были приняты и реализуются региональные программы государственной поддержки местного самоуправления.

Организационная поддержка местного самоуправления осуществляется в основном в субъектах Российской Федерации и включает в себя консультирование, инструктирование, помощь в решении возникающих текущих проблем.

Методическая  помощь включает в себя разработку модельных нормативных муниципальных актов, рекомендаций, методик и технологий.

Развивается государственная  система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, в которой участвуют академии государственной службы и вузы, издается учебная и методическая литература.

Органы государственной  власти оказывают содействие информационному обеспечению местного самоуправления, организуют поставку компьютерной техники и распространение необходимых программных продуктов. В ближайшие годы все органы местного самоуправления, включая сельские поселения, будут иметь, будут иметь выход в сеть Интернет.

Государственная поддержка  местного самоуправления на федеральном уровне реализуется через систему федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Основные вопросы государственной поддержки местного самоуправления возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации, вопросы развития муниципального сектора экономики – на Министерство экономического развития Российской Федерации, вопросы финансового обеспечения деятельности местного самоуправления - на Министерство финансов Российской Федерации. В палатах Федерального Собрания Российской Федерации (Государственной Думе и Совете Федерации) имеются профильные комитеты по вопросам местного самоуправления. В 1990-х годах функционировал Совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации, однако в дальнейшем его деятельность прекратилась. Указом Президента России от 2 ноября 2007г. №1451 образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления и утверждено Положение о нем. В состав Совета включены представители федеральных органов государственной власти, руководители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.  В качестве основных задач

Совета определены:

а)  подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений ее реализации;

б) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;

в) рассмотрение проектов федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.13

Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум  Совета, возглавляемый Председателем  Правительства Российской Федерации. Обеспечение деятельности Совета возложено  на Администрацию Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Взаимоотношение органов местного самоуправления с территориальными структурами органов государственной власти

 

Информация о работе Местное самоуправление и Государство