Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:42, контрольная работа
идерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается
везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает
«вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в
современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов,
лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех
групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к
утрате веры в лидера.
3 Тесная увязка и интеграция
индивидуальных целей и
организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита
интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом Это устраняет
почву для возникновения
наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах
сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному
лидерству.
4. Сочетание в деятельности
лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только
начальника или лишенного
человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не
только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках
5. Организационная интеграция
направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства.
Интеграция лидеров
руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на
реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного
роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно сложившимися
группами и их лидерами, формализация, если это возможно и целесообразно,
лидерства.
Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом
способны нанести
нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п.
Для устранения такого рода лидерства возможны различные способы действий.
Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер — последователи» с
помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные
средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место
работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или
через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование
группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей,
особенно близких к
лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в
частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой,
затрудняющей неформальное общение, и т.д.
Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера,
направленности и
организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед,
«приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания,
назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с
деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у
сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь
тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить
свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его
основополагающих функций
потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер.
Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения
внимания к неформальному
информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно
их будущего.
Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства — подрыв
репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в
глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в
частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой
профессиональной
качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к которым он
побуждает, и т.п.
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются, обусловливая
новые потребности в соответствующих лидерских качествах. Факторами эволюции
качеств лидера можно считать:
· изменение внешних условий;
· возникновение новых проблем;
· внутренние изменения организации;
· изменения индивидуальных и групповых ожиданий и
интересов в организации;
· изменение ожиданий и интересов самого лидера.
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у
власти и развитием
зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
1)
повышение эффективности
2)
постепенное падение
3)
полная утрата лидером
функций.
Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из этапов его
лидерства зависят от многих социально-психологических факторов, но можно
сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: (1) постоянно
самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность, сомоконтроль и
самокритичность; (2) поощрять творческую атмосферу и командный дух в
организации.
И тем не менее для любого лидера наступает время, когда надо освободить место
для нового лидера, в котором нуждается организация. Для самого лидера и
организации будет лучше, если это произойдет вовремя.
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
Лидерство и культура представляют
собой два взаимосвязанных
Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил: «Уникальный
талант лидера заключается в
способности создавать и
единственная роль лидера, имеющая реальную важность».
Организационная культура – это совокупность доминирующих стереотипов,
ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и
поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с другом
и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах
организационной деятельности.
Элементами организационной
o
совокупность типичных
переживаний, ценностей, норм и правил, ритуалов и традиций;
o наблюдаемые и ненаблюдаемые общие модели поведения и
взаимодействия членов организации друг с другом, а также с представителями
внешней среды;
o
технология производства
o любые материальные продукты деятельности, включая
планировку офисов и производственных помещений, рекламу, книги и т. д.;
o
любые продукты социальной
характера (идеи, оценки, рейтинги и т. д.).
Организационная культура отражается в способах интеграции членов организации
и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная культура
формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с постоянно
изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или
развиваться.
Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и
совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под
влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения черт и
доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается
сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является
лидерство. Лидерство можно прежде всего воспринимать как процесс
совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие
элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную
деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы
о повышении эффективности
на организационную культуру теряет смысл. С учетом вышеупомянутой роли лидера
его задачами являются:
1.
Выделение уникальных черт
социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культуру.
2.
Культивирование таких черт
эффективность организации (посредством мотивации и обучения персонала).
3.
Изменение тех черт общей
определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности
организации.
Существование связи между организационной культурой и степенью эффективности
организационной деятельности отмечали многие исследователи. Специалисты
Мичиганской бизнес-школы разработали модель организационных культур и их
эффективности. Эта модель основана на взаимосвязи организационной культуры с
определенной моделью
|
|
|
Тип культуры: клановая Тип культуры: эдхок
|
|
Тип культуры: иерархическая Тип культуры: рыночная
В соответствии с измерениями «гибкость/
«стабильность/контроль» и «
выделены четыре типа организационных культур:
1. Клановая культура.
2. Иерархическая культура.
3. Рыночная культура.
4. Эдхок- культура.
Каждый тип организационной культуры определяет критерии эффективности
организационной деятельности и стиль управленческого лидерства. Для
достижения эффективности в решении управленческих задач лидер будет вынужден
выбирать модели поведения, адекватные доминирующей культуре организации.
Управленческое лидерство не только оказывает влияние на развитие культуры
организации, но также является ее продуктом.
В условиях клановой организационной культуры особое влияние уделяется
поддержанию атмосферы гибкости и удовлетворенности членов организации,
позволяющей им восприимчиво относиться к эмоциональным переживаниям клиентов.
В организации с клановой культурой сотрудники воспринимают себя как одну
семью или круг хороших друзей, где каждого связывает друг с другом много
общего. Для организации характерны высокий уровень согласия и взаимной
лояльности, а также приверженность традициям. В организации данного типа
придается особое значение выгоде от долговременного развития персонала.
Сильными сторонами клановой культуры
можно считать способность
поддерживать атмосферу
последовательное вовлечение в организационную деятельность всех подчиненных;
проведение открытых дискуссий по актуальным проблемам организации. Для этой
организационной культуры характерны
следующие особенности
· Управление командами.
· Управление межличностными взаимоотношениями.
· Управление развитием человеческих ресурсов.
В организациях этого типа, как правило, востребованы лидеры, выполняющие роли
покровителя, мотиватора, воспитателя и наставника.
Критериями эффективности
членов, их восприимчивость к нуждам клиентов.
Для эдхократической
предпринимательство и творчество. Представители данной культуры готовы
рисковать ради возможности удовлетворить свои потребности и реализовать свои
цели. Они проявляют готовность к переменам и стойко принимают вызов. Данный
тип организации в перспективе нацелен на дальнейшее развитие и получение
новых ресурсов.
Сильными сторонами эдхок-
изменяющейся среде и