Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:42, контрольная работа
идерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается
везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает
«вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в
современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов,
лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
потенциала роста и поддержки внешней среды, а также дополнительные
возможности по приобретению ресурсов. Для этой организационной культуры
характерны следующие
· Управление инновациями.
· Управление будущим.
· Управление совершенствованием.
В организации этого типа, как правило лидер выступает в роли новатора,
предпринимателя и стратега, определяющего новые направления развития.
Критериями эффективности
рост, инновация, выпуск уникальных или новых продуктов и услуг, результат.
Организация с иерархической культурой более ориентирована на поддержание
внутреннего порядка и стабильности при стремлении к экономической
результативности. Как правило, этот тип организационной культуры
характеризуется высоким уровнем формализма и структуризации. Носители данной
организационной культуры являются строгими приверженцами процедуры. От
подчиненных они требуют надежности, предсказуемости поведения и результата.
Сильными сторонами
отлаженное управление информацией на операционном уровне и ведение
документации, контроль организационной деятельности. Для этой организационной
культуры характерны следующие особенности управления:
· Управление координацией.
· Управление контролем.
В подобных организациях лидеры выполняют функции координатора, организатора,
аналитика и наставника.
Критериями эффективности
финансовую эффективность, своевременность, надежные поставки и спокойное
существование.
Рыночная организационная
среду при весьма высокой потребности в стабильности и контроле. Основным
критерием оценки представителей данной культуры служит результат выполнения
задания, поэтому большинство
ориентированы на достижение цели в условиях конкуренции. Главная цель –
победа в конкурентной борьбе, а в качестве символов успеха можно воспринимать
расширение доли рынка и завоевание новых рынков. Долгосрочная стратегия
основана на развитии конкурентоспособности и достижении измеримых целей.
Сильные стороны рыночной организационной культуры – способность менеджмента
добиваться ясности целей и планирования деятельности по их результативному
достижению; продуктивность деятельности. Для этой организационной культуры
характерны следующие
· Управление конкуренцией.
· Управление услугами.
· Побуждение подчиненных к действиям.
Здесь лидеры выполняют роли инициатора генератора, надсмотрщика.
Критериями эффективности
доля рынка; достижение целей; проигрыш конкурента.
Ни одна из выявленных моделей организационной культуры не является
эффективной (или неэффективной) при всех обстоятельствах. Если лидеры
компетентны в использовании сильных сторон доминирующей организационной
культуры и в минимизации ее деструктивного потенциала, то деятельность
организации становится эффективной.
Четыре вида организационной культуры воплощают «чистые» типы, которые редко
встречаются в реальной жизни. Как правило, всякая организация характеризуется
уникальной комбинацией
функционирования организации должны быть не только более или менее гибкими,
но и стабильными; их руководителям нужно принимать в расчет внешние
обстоятельства и внутренние условия. В зависимости от конкретных целей и
задач деятельности, особенностей среды и членов организации развиваются
специфические черты организационной культуры, которые в дальнейшем
предопределяют ее деятельность.
В том случае, если среди представителей менеджмента нет лидеров, которые
уделяли бы серьезное внимание утверждению и развитию определенной
организационной культуры с присущими ей ценностями, организация неизбежно
будет функционировать неэффективно. Отсутствие или недостаток внимания к
развитию организационной
· Декларируемые руководством компании ценности не находят
достойного применения при организации внутрифирменных отношений. У
сотрудников такой структуры отсутствует представление о своей миссии, заметны
противоречия между
· Члены организации не имеют ясного представления относительно
новых критериев оценки своей деятельности, которыми являются декларируемые и
поддерживаемые менеджментом организационные ценности. Это отражается на
степени удовлетворенности, с какой подчиненные воспринимают условия трудовой
деятельности, проявляется в мотивации сотрудников к труду, приводит к
развитию завышенных ожиданий и к разочарованиям.
· Менеджеры всех уровней и неформальные лидеры также
дезориентированы относительно поощряемых и не поощряемых руководством моделей
поведения, что закономерно приводит к попыткам внедрения каждым из них на
своем уровне управления системы оценок, основанных на индивидуальных
культурных ценностях. Это делает политику менеджмента противоречивой и
приводит к конфликтам между формальными и неформальными лидерами.
· Отсутствие
единого понимания
справедливости существующей системы оценок труда сотрудников способствует
усилению индивидуалистических мотивов деятельности, которые не всегда
соответствуют организационным интересам. Развитие этой тенденции закономерно
приводит к падению авторитета
руководства и к
кадрового потенциала.
4.2.
Роль лидера в управлении
Коммуникация – это посылка и получение информационных сообщений индивидами в
период взаимодействия.
Особая роль лидера в управлении коммуникацией (как в самой организации, так и
среди ее членов, которые общаются
с представителями внешней
определяется цикличностью коммуникации. Коммуникационный цикл может быть либо
положительным (укрепление взаимного доверия, увеличение объема информации),
либо отрицательным (падение взаимного доверия, ограничение объема
информации).
Целью любой коммуникации является обмен информацией, которая представляет
определенный интерес для
коммуникацию. Индивиды нуждаются в добротной информации, которая, во-первых,
может обеспечить им качественное выполнение заданий; во-вторых, позволит им
согласовать их действия с учетом планов и намерений окружающих людей.
Усилия лидера обеспечивают ему положительный цикл организационной
коммуникации в том случае, если
их удается реализовать в
направлениях:
· Позитивное воздействие на мотивацию всех индивидов и групп в
организации в сторону взаимного укрепления готовности к открытому обмену
достоверной информацией, которая
нужна членам организации и
с ней структурам для оптимального достижения организационных целей.
· Поддержание баланса силы и влияния между членами организации и
социальными группами, который приводит к развитию кооперативного характера
коммуникации. Дисбаланс силы, как правило, означает, что какой-либо индивид
или группа получают возможность контролировать коммуникацию, определяя ее
характер в соответствии со своими интересами, которые могут противоречить
организационным изменениям.
· Обеспечение своевременности и доступности информации относительно
целей, задач и перспектив организации, политики менеджмента для всех
сотрудников организации. Доступность информации предполагает установление и
поддержание разнообразных каналов и методов обмена данными, которые
необходимы членам организации для эффективной деятельности.
· Утверждение
ценностей положительной и
норм и процедур осуществления коммуникации, которые определят оптимальную
степень открытости обмена информацией.
· Обеспечение своевременной и положительной обратной связи на все
сообщения подчиненных независимо от их ценности с точки зрения руководства и
характера (поддержка политики руководства или критика).
· Поддержание и укрепление авторитета тех индивидов и структур,
которые имеют имидж надежных и достоверных источников информации по проблемам
организационной деятельности.
В организации возникают как формальные коммуникационные связи, так и
неформальные. Формальная коммуникация предполагает взаимодействие субъектов,
исполняющих социальные роли в рамках должностных и общественных
обязанностей. Неформальная коммуникация ориентирована на поддержание и
развитие отношений, решение личных проблем и проблем групповой динамики.
Эффективной может быть как формальная коммуникация, так и неформальная.
Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и
неформальной коммуникативных сетей во многом определяет продуктивность
деятельности организации и эффективность лидерства.
Зачастую при нехватке формальной информации недостаток в ней восполняет
неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через
неформальную сеть приводит к искажению этой информации. Выполнение в рамках
неформальной коммуникации функций информирования сотрудников по ключевым
проблемам жизнедеятельности приводит к возникновению помех при координации
работы членов организации.
В зависимости от влиятельности неформальных лидеров и степени их лояльности
официальному руководству
решениями и методами управления изменяется сила и влияние неформальной
коммуникативной сети.
Влиятельность неформальной коммуникативной сети. Также определяется частотой
и свободой общения официального руководства с неформальными лидерами.
Неформальные лидеры выполняют функции хранителей и передатчика информации.
Они заполняют «пустоты» формальной коммуникации, объясняют и истолковывают
сообщения официального руководства и его действия, аккумулируют многообразную
информацию об организации и ее членах. Фактически они формируют общественное
мнение относительно политики руководства и оказывают существенное влияние на
создание имиджа представителей менеджмента.
Итак барьерами, которые препятствуют эффективной организационной
коммуникации, являются:
· Страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие, подменив тем
самым лидера.
· Отсутствие готовности руководства к открытости коммуникации.
· Непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу
вверх.
· Потеря и искажение смысла сообщений посредниками.
· Феномен группового мышления.
Высокая продуктивность деятельности организации определяется наличием
лидеров, способных и готовых руководить формальной и неформальной
коммуникациями, создавать единую
коммуникативную систему
обеспечивает всем ее членам доступ к достоверной и полной информации.
4.3.
Роль лидера в управлении
Как уже отмечалось выше, любая организация – это совокупность стабильных
социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе
структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе
общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для
совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы
замысловатым образом
конкретной организации.
Энергия этих групп может быть как созидательной, так и разрушительной. Она
может быть сфокусирована в едином направлении, но может также быть направлена
на противоречивые цели, в результате чего распыляются организационные
ресурсы, что в итоге понижает
степень эффективности
деятельности.
Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность
формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять
неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством
эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и
неформальными группами.
В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой
динамикой. Групповая динамика –
это очень сложный и
развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также