Образование в Челябинской области и РФ в целом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 16:21, реферат

Краткое описание

Образование в Челябинске, как в муниципальном образовании, впрочем как и во всей Федерации в целом — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

Образование в Челябинской области и РФ в целом.docx

— 93.77 Кб (Скачать файл)
  • создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

  • обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

  • учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

  • осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законодательством.

Образовательные организации

Образовательные организации в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, подразделяются на типы (см. таблицу ниже)[17]. Образовательные организации также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не установлено конкретных видов образовательных организаций, которые существовали до вступления в силу закона. Но он дает пояснение на счет наименования образовательной организации, которое должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В наименовании образовательной организации также могут использоваться наименования, указывающие:

  • на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся),

  • дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Поэтому с вступлением в силу нового закона об образования могут существовать организации с указанием их вида согласно ранее действовавшим нормативно-правовым актам.

Тип образовательной организации

Основная образовательная деятельность

Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность

Возможные виды образовательных организаций

Дошкольная образовательная организация

образовательные программы дошкольного образования,а также присмотр и уход за детьми

дополнительные общеразвивающие программы

ясли, детский сад

Общеобразовательная организация

образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

начальная школа — детский сад, прогимназия, школа, гимназия, национальная гимназия, лицей, учебно-воспитательный комплекс, школа с углубленным изучением предметов, профильная школа, кадетская школа, кадетский корпус, школа-интернат

Профессиональная образовательная организация

образовательные программы среднего профессионального образования

основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы

ПТУ, профессиональный лицей, колледж, техникум

Образовательные организации высшего образования

образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность

основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы

институт, академия, университет

Организация дополнительного образования

дополнительные общеобразовательные программы

образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения

учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, станции юного натуралиста, станции юного туриста, детская школа искусств; учреждения дополнительного образования взрослых

Организация дополнительного профессионального образования

дополнительные профессиональные программы

программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

институт повышения квалификации


Таблица подготовлена на основании статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную

Образовательную деятельность могут осуществлять научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Организация, осуществляющая обучение

Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность

Научная организация

образовательные программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы

Организация, осуществляющая лечение, оздоровление и (или) отдых 
Организация, осуществляющая социальное обслуживание

основные и дополнительные общеобразовательные программы, основные программы профессионального обучения

Загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации

основные и дополнительные общеобразовательные программы (с учетом ряда особенностей)

Иное юридическое лицо

образовательные программы профессионального обучения, образовательные программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы


Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение .

 

Сложности и противоречия образования в РФ

  • «Демографическая яма», связанная с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов[55].

  • Коррупция в вузах, связанная с платой за поступление и сдачу зачётов и экзаменов

  • Противоречивые оценки единого государственного экзамена (ЕГЭ) являющегося основной и по сути единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения. Несмотря на то, что единый экзамен введен как общеобязательный еще в 2009 году, до сих пор продолжается обсуждение целесообразности и правомерности его введения.

  • Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам российских школ нельзя поступить в большинство иностранных вузов, а также крайне ограниченное признание за рубежом российских дипломов о высшем профессиональном образовании.

Мониторинг эффективности вузов, проведённый Минобрнауки РФ в 2012 г., показал две основные проблемы — неэффективные филиалы вузов в ЮФО (где ситуация в общем лучше, чем в среднем по России) и системные проблемы в СКФО.

В рейтинге образовательных систем, составленном в 2014 году британской исследовательской компанией Economist Intelligence Unit по заказу компании Pearson PLC, Россия заняла 8-е место среди стран Европы и 13-е в мире. Рейтинг составлен на основе международных исследований — в частности, тестов PISA, TIMSS и PIRLS.

Оценка качества образования в стране по данным социологических опросов населения

Согласно данным социологических опросов населения, 84% жителей крупных и средних российских городов считают, что в их городе можно получить хорошее,современное образование[71].

Согласны ли вы с тем, что в вашем городе можно получить хорошее, современное образование?

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Да, полностью согласны

51%

45%

44%

46%

Да, скорее согласны

33%

36%

35%

38%

Скорее не согласны

10%

13%

14%

12%

Полностью не согласны

5%

6%

7%

5%

Доля тех, кто полностью или в основном уверен,что может получить хорошее образование

84%

81%

79%

84%


 

 

Общая характеристика системы образования в Челябинской области

В 2013 году в Челябинской области осуществляло образовательную деятельность 2935 образовательных учреждения различной ведомственной принадлежности и форм собственности, из них 1551 дошкольных, 923 общеобразовательных, 27 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Функционирует сеть негосударственных общеобразовательных учреждений (18), учреждений дополнительного образования детей (198). Кроме того, на территории области осуществляют деятельность 81 учреждение начального и 71 – среднего профессионального образования, из них подведомственные Министерству образования и науки Челябинской области 79 и 26 учреждений соответственно. Сеть высших учебных заведений представлена учреждениями высшего профессионального образования (52, включая филиалы) и дополнительного профессионального образования (3). В образовательных учреждениях всех типов и видов в 2010 году обучается и воспитывается 1027026 человек, что составляет 28,65 % от общей численности населения области.

Динамика изменения сети образовательных учреждений показывает уменьшение общего количества учреждений за последние 3 года на 3,9%, в том числе общеобразовательных – на 10,2%. Уменьшение количества связано с оптимизацией сети (укрупнение, объединение), обусловленной демографической ситуацией и направленной на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

 

Профессиональное образование. Образовательный, научный потенциал региона определяется, в первую очередь, разнообразием и масштабами системы профессионального образования. Охват молодежи программами профессионального образования составляет: 32% в начальном, 16% в среднем, 24% в высшем профессиональном образовании. Каждый 4-ый выпускник 9 класса и каждый 15-ый выпускник 11 класса обучается на первом курсе учреждений начального профобразования (НПО) и каждый 5-ый выпускник 9 класса и каждый 10-ый выпускник 11 класса – на первом курсе ссуза.

Вместе с тем, приоритеты молодежи смещены в сторону высшего образования.

В области 79 учреждений НПО или 97% и 26 или 37% ссузов подведомственны Министерству, 22 ссуза - Министерству образования и науки Российской Федерации .

Сеть учреждений профессионального образования,

находящихся на территории Челябинской области

Учредитель образовательного учреждения (ОУ)

ОУ НПО

ОУ СПО

ОУ ВПО

1

Министерство образования и науки Челябинской области

79

26

2

2

Министерство социальных отношений Челябинской области

2

-

-

3

Министерство здравоохранения Челябинской области

-

9

-

4

Министерство культуры Челябинской области

-

4

2

5

Министерство образования и науки Российской Федерации

-

22

5

6

Негосударственные образовательные учреждения

-

10

20

7

Отраслевые Министерства Российской Федерации

-

-

23

Всего

81

71

52

Информация о работе Образование в Челябинской области и РФ в целом