Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является вопросы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне.
Задачами исследования являются:
1. Дать общую характеристику состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования;
2. Определить особенности государственного и муниципального управления в области образования;
3. Оценить эффективность управления учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях;
4. Дать анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан;
5. Предложить меры по оптимизации управления образованием на муниципальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное и муниципальное управления: Система образования 7
1.1.Общая характеристика состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования в России 7
1.2.Особенности государственного и муниципального управления в области образования 17
ГЛАВА 2. Анализ управления образованием на региональном муниципальном уровнях 24
2.1.Оценка эффективности управления учреждениями образования в Республике Башкортостан 24
2.2.Анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 35
ГЛАВА 3. Направления совершенствования образованием на муниципальном уровне 45
3.1. Совершенствование экономических методов управления образованием 45
3.2. Совершенствование управления в сфере образования с учётом нормативной базы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)


CoolReferat.com

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра муниципального управления и социальной инженерии

 

 

Д И П Л  О М Н Ы Й   П Р О  Е К Т

ТЕМА «Оптимизация управления образованием на муниципальном  уровне»

(на примере Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан)

 

 

 

Студента (-ки) 5 курса заочного отделения

Магдиевой Алины Рифхатовны

                 (фамилия, имя, отчество)

___________(подпись)

Руководитель:

______________________

(фамилия, имя,  отчество)

______________________

(учёная степень,  звание)

___________(подпись)

Рецензент:

______________________

(учёная степень, звание)

______________________

(фамилия, имя, отчество)

___________(подпись)

 

Допустить к защите:

Руководитель кафедры___________

                                           (подпись)

 

Уфа   2010г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Образование – единственное,

что божественно и  бессмертно в нас

Плутарх

 

Актуальность  темы исследования. Социальный институт образования в процессе нормального функционирования и развития общества играет исключительно важную роль. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны «без овладения культурным наследием прошлых   веков»1.

Управление - одна из самых  важных и сложных сфер общественной жизни. По вопросам государственного управления высказывались Конфуций, Шан Ян, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. Макиавелли, Ж. Боден, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель и многие другие философы и политики. Сократ считал, что основой управления являются знания и умение навязать свое мнение другому человеку.

Административная реформа  управления сферой образования - это  совершенствование административной системы публичного управления посредством  пересмотра и оптимизации основных параметров ее организации и функционирования. О наличии административной реформы управления сферой образования свидетельствует объединенная единым временным периодом политическая и организационно-практическая преобразовательная деятельность, признаками которой выступают: системность и единство идейной основы, комплексность практического воплощения, наличие ответственной доминирующей политической силы, ориентация на всю административную сферу государства: вовлечение в орбиту реформы, помимо основных административных институтов (центральное и местное управление, самоуправление, государственная служба, правовой статус органов власти и административно-подчиненных им субъектов и т.д.), механизма государственного и в целом публичного управления, изменение не только формальной стороны, но и сущностной основы государственного управления, наличие результата в виде повышения эффективности управления сферой образования.

Объектом настоящего исследования является система образования.

Предмет исследования – система управления образованием на муниципальном уровне.

Целью настоящего исследования является вопросы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне.

Задачами исследования являются:

  1. Дать общую характеристику состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  2. Определить особенности государственного и муниципального управления в области образования;
  3. Оценить  эффективность управления учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях;
  4. Дать анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан;
  5. Предложить меры по оптимизации управления образованием на муниципальном уровне.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Научная разработанность темы исследования. Существование значительного числа работ, авторы которых специально рассматривали актуальные вопросы сферы образования и в частности управления им, все еще не привело к образованию той необходимой совокупности научного знания, существование которой гарантировало бы стабилизацию как законодательной политики, так и практики реформирования этого общественного института.

Столь выраженная специфичность  предмета, который призвана регулировать образовательная сфера, была подмечена еще в советской юридической науке, что получило развитие и сегодня в трудах исследователей. Например: Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М., 1985; Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976; Сапаргалиев Г.С., Баянов Е.Б. и др. Государственное управление народным образованием в СССР. Алма-Ата, 1980; Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития. - М.: Сфера, 2006; Суханов Е.А. О концепции Кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права» // Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 11 - 12 октября 2001 г. / Отв. ред. А.Я. Капустин, В.В. Еремян. - М.: Норма, 2002; Матюшева Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации и сфера образования: Дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2009; Федорова М.Ю. Образовательное право. - М.: Юрист, 2010.

Новизна исследования. Работа является системным по характеру и концептуальным по содержанию исследованием проблем административно-правового регулирования управления образованием.

Метод исследования. Для юридических исследований выбор подходящего метода научного познания является условием обоснованности, достоверности, научной корректности полученных результатов. Процесс научного познания явлений правовой действительности отличается разнообразием применяемых общенаучных методов: функциональный, системный, исторический, логический, анализа и синтеза, моделирования и другие.

Нормативной основой проведенного исследования явились действующее законодательство Российской Федерации, учебники и учебные пособия по рассматриваемому вопросу, монографии и публикации в периодической печати.

Практическая  значимость. Использование материалов о исследования возможно при проведении круглых столов в государственных и муниципальных органах управления образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное и муниципальное управления: система образования

1.1.Общая характеристика  состояния дошкольного, основного общего

и профессионального  образования в России

 

Зададимся вопросом: что  имеют в виду люди (для которых  русский язык - родной), произнося  слово «образование»? Когда про  одного человека говорят, что он получил (или имеет) хорошее образование, а про другого - что у него вовсе нет никакого образования, то под образованием подразумевают некий объект, достояние человека, которое он может каким-то образом приобрести и в дальнейшем иметь в своем распоряжении. В то же время про образование можно сказать, что оно происходит, разворачивается, так что это понятие обозначает одновременно и процесс и его результат.

Слово «образование»  по словарю  С.И.Ожегова2 происходит от глаголов «образовать, образовывать», которые в свою очередь восходят к глаголу «образить». Этот глагол имеет довольно много значений: давать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать, создавать; улучшать духовно, просвещать. Образование, таким образом, есть «целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку»3.

Понятие «образование»  имеет три основных значения: образование:

-это достояние личности,

-процесс обретения личностью  своего достояния;

-социальный институт, существующий  для того, чтобы помогать всем  гражданам обрести такое достояние4. Социальный институт - это «организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества»5. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Признаками института образования являются:

-установки и образцы  поведения - любовь к знаниям,  посещаемость;

-утилитарные культурные черты  - классы (группы), библиотеки, стадионы  и др.;

-идеология - академическая свобода,  прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую  свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Один из классиков  аналитической философии образования  Ричард Питере в своей работе «Этика и образование» обсуждал смысл этого  понятия. По его мнению, образование  предполагает преднамеренную передачу действительно ценного знания нравственно приемлемыми способами6. Понятно, что такого рода методологические соображения нуждаются в расшифровке, следует указать, какие знания являются подлинно ценными и какие именно способы их передачи можно признать нравственно приемлемыми. Очевидно, однако, что Р. Питере подразумевает, во-первых, только процессуальную сторону образования, а во-вторых, исключительно процессы, которые специально организованы в рамках системы образования. Кроме того, Р. Питере говорит исключительно о деятельности учителя, работа учителя, выполняемая учеником, здесь не имеется в виду.

Важные соображения высказывает  Р. Питере относительно образования как достояния личности. Он полагает, что образованный человек должен:

«1)владеть неким целостным объемом знаний или, иначе, понятийной схемой, а не просто изолированными умениями и навыками;

2)быть преобразованным этими  представлениями таким образом,  чтобы знание, например истории,  влияло на то, как человек воспринимает, скажем, архитектуру или социальные институты;

3)предпочитать определенные стандарты или нормы, неявно заложенные в освоенных им способах понимания мира;

4)иметь собственную познавательную  позицию - способность разместить, например, некое научное понимание в более широком контексте мировосприятия. Приняв к сведению эти соображения, отметим, что при всей их содержательности они также не имеют характера строгого определения»7.

Выдающийся ученый, нобелевский  лауреат Макс фон Лауэ сказал: «Образование - это то, что остается, когда все  выученное забывается»8. Его определение звучит парадоксально: действительно, что может остаться после того, как все выученное забыто? Нам кажется, что высказывание ученого можно интерпретировать следующим образом. Образование человека есть система моделей мира и поведения, среди подсистем которой можно выделить знания, умения, навыки и т.п. Поскольку в системе отношения между элементами, т.е. структура целого важнее, чем элементы, взятые по отдельности, потеря даже большого массива данных (знаний) практически не приносит ущерба целостности образования. Так, при обмене веществ в организме постоянно происходит замена конкретных атомов водорода или азота на другие атомы тех же химических элементов, но способ их соединения между собой при этом остается прежним и организм сохраняет свою структуру.

В Конституции РФ9  закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением указанных гарантий Российское государство превзошло уровень требований, изложенных в п. «а» ст. 4 Конвенции от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным. Из содержания же анализируемой конституционной нормы следует, что все указанные в ней виды образования, если его получают в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, являются бесплатными. При этом, однако, следует учесть, что виды образования, перечисленные в ч. 2 ст.18 Конституции РФ граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных российским законодательством, вправе неоднократно получать его бесплатно (ст. 7 Конституции РФ).

Для воспитания детей  дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, а иногда и необходимой коррекции нарушений в развитии ребенка в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Им государство гарантирует практически полную финансовую и материальную поддержку и обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения (ч. 2, 3 ст. 18 Конституции РФ). Достаточно сказать, что за пребывание детей в детских дошкольных учреждениях родители платят не более 20% затрат на содержание ребенка в конкретном учреждении. Некоторые категории родителей освобождены от платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях - например, имеющие детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, детей больных туберкулезом.

В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании; центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ 1 июля 1995 г. № 677, в ред. постановления Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. № 17910.

Информация о работе Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне