Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:50, курсовая работа
Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации.
1. Цели и задачи управлении государственной и муниципальной собственностью
1.1 Понятие государственной собственности
1.2 Понятие муниципальной собственности
1.3 Цели и задачи государственной политики в области управления государственной собственностью
1.4 Задачи управления муниципальной собственностью
2. Организация управления государственной собственностью в России
2.1 Структура управления государственной собственностью
Список использованной литературы
Содержание
1. Цели и задачи управлении
государственной и
1.1 Понятие государственной собственности
1.2 Понятие муниципальной собственности
1.3 Цели и задачи государственной политики в области управления государственной собственностью
1.4 Задачи управления
2. Организация управления
государственной
2.1 Структура управления государственной собственностью
Список использованной литературы
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
1.1 Понятие государственной собственности
В Российской Федерации признаются
частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности. В
п. 1 ст. 214 ГК рассматриваются два
вида государственной собственности,
существующей в Российской Федерации:
федеральная собственность и
собственность субъектов РФ. Соответственно,
субъектом права федеральной
собственности является Российская
Федерация как государство, субъектами
права собственности второго
вида - республики, края, области, города
федерального значения, автономная область,
автономные округа. При этом под
государством (государственным образованием)
следует понимать государственно-политическую
организацию, осуществляющую публичную
власть в стране (на территории субъекта
РФ), связанную, но не совпадающую с
гражданским обществом. Право собственности
каждого вида государственной собственности,
а в пределах второго вида и
каждого отдельно взятого субъекта
РФ, считается самостоятельным
В п. 4 ст. 214 ГК определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ. Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.
В процессе формирования рыночных
отношений доля государственной
собственности постепенно сокращается,
зато развиваются различные формы
индивидуальной и коллективной собственности:
индивидуальные предприятия, полные общества
и общества с ограниченной ответственностью,
закрытые и открытые акционерные
общества, ассоциации и др. Стержнем
преобразования государственной собственности
стала приватизация. Приватизация представляет
особую систему экономических
Государственная собственность сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Прежде всего, государственная
собственность наиболее адекватна
для использования неделимых, уникальных
или всеобщих ресурсов, принадлежащих
действительно народу. Примером могут
служить невоспроизводимые
1.2 Понятие муниципальной собственности
Согласно ст. 49 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. По своему характеру и юридической природе право муниципальной собственности находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Однако между ними имеются и существенные различия. Так, например, субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, а в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых им органов местного самоуправления.
Правовой режим муниципальной
собственности в общем виде определяется
ст. 215 Гражданского кодекса Российской
Федерации. Данная статья относит к
муниципальной собственности
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Имущество, являющееся объектом
права муниципальной
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.
Городские округа на своей
территории решают все вопросы местного
значения, предусмотренные для поселений
и муниципальных районов. В силу
этого в собственности
Органы местного самоуправления
также могут создавать
Одним из важных источников пополнения местных бюджетов является приватизация муниципального имущества. Порядок и условия приватизации муниципального имущества осуществляются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником, в частности муниципальным образованием, в собственность гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
Муниципальная собственность
в соответствии с законодательством
признается и защищается государством
равным образом с государственной,
частной и иными формами
1.3 Цели и задачи
государственной политики в
Федеральное агентство по
управлению федеральным имуществом
является федеральным органом
а) проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
б) осуществление полномочий
собственника в пределах и в порядке,
определенных федеральным законодательством,
в отношении имущества
в) разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
г) осуществление полномочий собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
д) защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
е) осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.
Государственная собственность
должна сохранить в перспективе
весомую роль, при этом нельзя забывать
о проблемах национальной безопасности,
спешить избавляться от прибыльных
предприятий. Для устойчивости нашего
экономического развития необходим
мощный государственно-корпоративный
сектор. Для этого требуются
В итоге можно сказать,
что необходимо устранение не столько
государственной собственности, сколько
ее монополии. Госсобственность должна
сохранить в перспективе
1.4 Цели и задачи
управления муниципальной
Вопросы местного значения,
решаемые посредством пользования
и распоряжения собственностью, относятся
к самым разным сферам: не только
экономической или правовой. Само
понятие «собственность»
Главным субъектом владения,
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью является местное сообщество
(население муниципального образования).
Органы местного самоуправления лишь
управляют муниципальной
Информация о работе Организационная структура управления государственной собственностью