Организационная структура управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации.

Содержание

1. Цели и задачи управлении государственной и муниципальной собственностью
1.1 Понятие государственной собственности
1.2 Понятие муниципальной собственности
1.3 Цели и задачи государственной политики в области управления государственной собственностью
1.4 Задачи управления муниципальной собственностью
2. Организация управления государственной собственностью в России
2.1 Структура управления государственной собственностью
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организационная структура управления.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Цели и задачи управлении  государственной и муниципальной  собственностью

1.1 Понятие государственной  собственности

1.2 Понятие муниципальной  собственности

1.3 Цели и задачи государственной  политики в области управления  государственной собственностью

1.4 Задачи управления муниципальной  собственностью

2. Организация управления  государственной собственностью  в России

2.1 Структура управления  государственной собственностью

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТЬЮ

 

1.1 Понятие государственной  собственности

 

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. В  п. 1 ст. 214 ГК рассматриваются два  вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и  собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной  собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго  вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под  государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную  власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с  гражданским обществом. Право собственности  каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и  каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного  государства указанные права  следует рассматривать как части  федеративной системы государственной  собственности страны.

В п. 4 ст. 214 ГК определены два  вида имущества, находящегося в государственной  собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями соответственно на праве  хозяйственного ведения и праве  оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну  Российской Федерации и казну  субъектов РФ. Применительно к  названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной  собственности а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной  собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы  индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, полные общества и общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные  общества, ассоциации и др. Стержнем преобразования государственной собственности  стала приватизация. Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент. Важным средством  приватизации является перераспределение  доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Государственная собственность  сохранит свою значимость и функцию  опорного звена всей хозяйственной  цепи. Набирающий обороты процесс  приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная  собственность будет полностью  свергнута. Есть такие отрасли народного  хозяйства, которые нецелесообразно  дробить на элементы.

Прежде всего, государственная  собственность наиболее адекватна  для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих  действительно народу. Примером могут  служить невоспроизводимые природные  ресурсы, в частности, земля и  ее недра; те или иные объекты, использование  которых связано с большим  риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации.

 

1.2 Понятие муниципальной  собственности

 

Согласно ст. 49 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся  в муниципальной собственности  имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права  муниципальных образований. Муниципальная  собственность представляет собой  отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. По своему характеру и юридической природе право муниципальной собственности находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Однако между ними имеются и существенные различия. Так, например, субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, а в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых им органов местного самоуправления.

Правовой режим муниципальной  собственности в общем виде определяется ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная статья относит к  муниципальной собственности имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям. Под другими муниципальными образованиями следует понимать городские округа, муниципальные  районы и внутригородские территории городов федерального значения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное: имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значения. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в  муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает  с тем имуществом, которое является объектом права государственной  собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.

Городские округа на своей  территории решают все вопросы местного значения, предусмотренные для поселений  и муниципальных районов. В силу этого в собственности городских  округов могут находиться все  виды имущества, указанные выше. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным  имуществом, что не делает их его  собственниками. Основные (базовые) правомочия органов местного самоуправления в этой сфере указаны в ст. 51 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления также могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, участвовать  в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения. Доходы от использования муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Одним из важных источников пополнения местных бюджетов является приватизация муниципального имущества. Порядок и условия приватизации муниципального имущества осуществляются нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Имущество, находящееся в муниципальной  собственности, может быть передано его собственником, в частности  муниципальным образованием, в собственность  гражданам и юридическим лицам  в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

Муниципальная собственность  в соответствии с законодательством  признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. Можно выделить два основных способа  защиты муниципальной собственности: административный и судебный.

 

 

1.3 Цели и задачи  государственной политики в области  управления государственной собственностью

 

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных  отношений, функции по оказанию государственных  услуг и правоприменительные  функции в сфере имущественных  отношений. Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы. Основными задачами Федерального агентства по управлению федеральным  имуществом в пределах установленных  полномочий являются:

а) проведение единой государственной  политики в области имущественных  и земельных отношений;

б) осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных  государственных унитарных предприятий  и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством  Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ  и иного имущества, составляющего  казну Российской Федерации, а также  полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

в) разграничение государственной  собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов  Российской Федерации и собственность  муниципальных образований;

г) осуществление полномочий собственника имущества должника –  федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

д) защита имущественных  и иных прав и законных интересов  Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его  приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

е) осуществление учета  федерального имущества и ведение  реестра федерального имущества.

Государственная собственность  должна сохранить в перспективе  весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий. Для устойчивости нашего экономического развития необходим  мощный государственно-корпоративный  сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько  государственной собственности, сколько  ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую  роль. При этом нельзя забывать о  проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной  собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

 

1.4 Цели и задачи  управления муниципальной собственностью

 

Вопросы местного значения, решаемые посредством пользования  и распоряжения собственностью, относятся  к самым разным сферам: не только экономической или правовой. Само понятие «собственность» является, прежде всего, экономической категорией, а юридическое закрепление объектов собственности является значительным фактором в межсубъектных взаимоотношениях. Тем не менее, отношения собственности (на местном уровне это видно лучше) присутствуют и в духовной, и в социально-политической сферах жизни общества. Таким образом, «собственность носит общесоциальный характер» как одну из её содержательных черт.

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь управляют муниципальной собственностью.

Информация о работе Организационная структура управления государственной собственностью