Организационная структура управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации.

Содержание

1. Цели и задачи управлении государственной и муниципальной собственностью
1.1 Понятие государственной собственности
1.2 Понятие муниципальной собственности
1.3 Цели и задачи государственной политики в области управления государственной собственностью
1.4 Задачи управления муниципальной собственностью
2. Организация управления государственной собственностью в России
2.1 Структура управления государственной собственностью
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организационная структура управления.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

Преобразование форм собственности. Передача объектов собственности из одной формы в другую. Для этого  необходимо четкое разделение объектов на находящиеся в ведении федерации, субъектов РФ и муниципалитетов. Реально такое деление произошло  в 1991 году. К федеральной собственности  были отнесены:

составляющие основу национального  богатства страны

необходимые для обеспечения  функционирования федеральных органов  власти и управления, решения общероссийских задач

оборонное производство

отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность  народного хозяйства России в  целом и развитие других отраслей нархоза

предприятия фармацевтической, медико-биологической, ликероводочной продукции.

Распоряжением Президента РФ в 1992 году утверждено Положение, в соответствии с которым были утверждены перечни  с конкретным составом собственности  федерации, субфедеральной и муниципальной. Также предусмотрена возможность  передачи объектов федеральной собственности  в субфедеральную, а объектов субфедеральной собственности - в муниципальную. Однако денежное или иное возмещение по этому поводу не предполагалось. Однако принятые законодательные акты должного подкрепления для этой функции управления не дали. Право собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы госвласти в Рамках их компетенции. ГК РФ не очертил ни состав объектов федеральной и субфедеральной собственности, ни права и полномочия органов госвласти в части взаимной передачи объектов, ни финансовые отношения по поводу возможности перехода собственности. Не совсем понятно, в чьей собственности находятся земельные ресурсы, т.к по этому поводу противоречат Конституция РФ и др. законодательные акты. Такой механизм с непрочной законодательной базой отягощен многочисленными процедурами согласований и необходимостью перераспределения финансовых средств. Особая проблема - это управление собственностью общественных организаций, кооперации, религиозных организаций, т.к они частично распоряжаются и используют госсобственность. Указами президента узаконено их право собственности отдельных общественных организаций на находящееся в их ведении госимущество.

Передачу объектов федеральной  собственности в субфедеральную, а субфедеральной - в муниципальную  целесообразно осуществлять на компенсационной  и безвозмездной основе. При этом желательно сохранить неизменным принцип передачи объектов социального и культурно-бытового назначения, инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов и муниципалитетов на безвозмездной основе.

Национализация. Это обращение  имущества юрлиц и физлиц в государственную собственность. Национализируемое имущество может находиться в негосударственной собственности полностью или частично, де-юре или де-факто, временно или неограниченно. Национализация проходит в пользу федерации, субъектов РФ или муниципалитетов. Под огосударствлением можно считать и трансформацию объектов общей собственности, при которой доля государства становится превалирующей, или государство приобретает контрольный пакет акций.

На первом этапе экономических  реформ России преобразование форм собственности  носило однонаправленный характер - происходила  сплошная приватизация гособъектов. Итоги показали, что это принесло экономике значительный урон, и что применительно к определенным объектам такой способ не годиться. Разумно рациональное сочетание приватизации с деприватизацией. На современном этапе управления государством такое соотношение активно используется.

Побудительные мотивы к реприватизации могут быть следующие:

неэффективное использование  негосударственных объектов их частными собственниками, приводящее к растрате национального богатства и гибели объектов;

использование объектов не по их целевому назначению, во вред интересам  государства и общества, населения  региона, природе, противоречащее законам  применения объектов;

настоятельная потребность  госорганов в управлении и использовании  частной собственности в интересах  государства и населения;

потенциальная возможность  получения значительных доходов  государственного бюджета.

Принудительная деприватизация возможна и правомерна при обнаружении нарушений закона в ходе приватизации. Также возможны и другие способы деприватизации и национализации:

возврат имущества приватизированных  предприятий через процедуру  банкротства, оформленная договором между приватизированным предприятием как юридическим лицом и уполномоченным органом по управлению госимуществом об оказании финансовой поддержки обанкротившемуся предприятию;

выкуп объекта у его  собственника с их согласия по договорной цене за счет средств бюджета и  других источников;

оформленная договором передача объектов частной собственности  в государственную в счет погашения образовавшегося у собственника долга перед бюджетом;

расторжение в судебном порядке  договора о приватизации в случае невыполнения лицами, приватизировавшими собственность, принятых и зафиксированных  в договоре обязательств и условий  использования приватизированных  объектов.

Государственное управление собственностью обладает ярко выраженной направленностью. Это проявляется  в постановке генеральной цели госуправления собственностью: возможное удовлетворение социальных запросов населения и предотвращение социальных конфликтов. Реальная соцнаправленность управления собственностью на решение социальных проблем населения, обеспечения его жизненного уровня, достигается лишь непосредственной увязкой программ проведения преобразования системы управления с социальными результатами таких преобразований. Т.к. очевидная опасность здесь таится в том, что возможно глубокое расслоение населения по имущественному цензу, накопление богатства на одном полюсе, у узкого слоя населения. Другие проблемы, возникающие при непродуманном управлении: социальные проблемы трудоустройства, бытового и коммунального обслуживания, загрязнение среды, возникновение техногенных катастроф.

Реформы в области управления собственностью влияют на следующие  социальные процессы:

Формирование среднего класса. Это следствие приватизации, которое  должно быть, но в России привело  к обратному результату - образованию  небольшого количества олигархов.

Широкое привлечение населения  и его свободных средств к  управлению и непосредственному  участию в производственном предпринимательстве. В России это было проведено через  ваучеризацию. В предпринимательстве и сейчас преобладают торговля и услуги, на лицо нехватка собственного производства, а преобладающая часть населения свои сбережения предпочитает хранить дома. Корни этой проблемы еще и психологические, и здесь необходимы широкие меры в области образования, экономической культуры и просвещенности населения, упор на сознательный и индивидуальный выбор каждого человека.

Обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации лиц, терпящих ущерб вследствие преобразований форм и отношений собственности. Такие преобразования прямо или косвенно порождают ущерб в виде невыплаты заработной платы, потери дохода, имущества, имущественных прав лиц, оказавшихся в зоне воздействия проводимых мероприятий. Для их обеспечения создаются специальные фонды, приуроченные к мероприятию по управлению имуществом.

Управление преобразованием  форм и отношений собственности  характерны в основном для определенных периодов и стадий экономических  процессов. Ими государственное  управление собственностью не ограничивается. Немаловажную роль играет управление использованием объектов собственности, их применением в процессе создания, обращения и потребления экономического продукта. Поведение объектов собственности  под воздействием повседневных, повсеместных управляющих воздействий со стороны  субъектов управления называют функционированием  объектов. В конечном счете реформы собственности осуществляются для того, чтобы обеспечить более эффективное функционирование управляемых объектов собственности, т.е. получение в течение длительного времени желаемых субъектом управления экономических и социальных эффектов, результатов. Объекты госсобственности призваны обеспечивать выполнение государством своих функций. Управление функционированием, состоянием, деятельностью, результативностью объектов собственности чрезвычайно многогранно и многообразно по своим признакам и свойствам. Рассмотрим вкратце управление наиболее типичными объектами госсобственности, по отношению к которым государство может применять прямые и косвенные меры воздействия.

Государственные унитарные  предприятия. Между органами управления и руководителями предприятия строятся отношения на контрактных принципах. Госорганы управления призваны формировать  договорные отношения с унитарным  предприятием таким образом, чтобы, наделив его максимально возможными правами самоуправления, требовать  эффективного использования государственного имущества, обеспечения самоокупаемости  и самофинансирования, бюджетной  эффективности, рационального использования  объектов. Госорганы призваны способствовать обеспечению унитарных предприятий  государственными заказами, гарантировать  получаемые ими кредиты.

Управления госучреждений, оставшихся государственными - школы, техникумы, вузы, учреждения здравоохранение  и культуры, науки, детские сады ит.п. Правила и нормы управления этими учреждениями регламентируются ГК РФ, согласно которому они обладают правом оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Объекты недвижимости, предоставляемые  в аренду и концессию. Основная проблема в управлении ими состоит в  возмещении государству расходов на содержание этих объектов, их амортизацию  и получении дополнительных доходов, ренты за временную передачу объектов в пользование негосударственному собственнику. Это обстоятельство должно учитываться при установлении арендной платы и цены государственной  концессии.

Акционерный капитал. Государство  призвано следить за получением дохода от него в виде пакетов акций, от долей государственного имущества  в совместной собственности.

Эффективным использованием государственной собственности  следует считать применение ее в  качестве инструмента активизации  предпринимательства, подъема производства на предприятиях любых форм собственности, что не только повышает устойчивость экономики, но и способствует росту налоговых поступлений в казну. Наконец, управление функционированием, использованием объектов государственной собственности ставит задачи обеспечения их сохранности, поддержания работоспособности, функциональной применимости.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

муниципальное государственное  управление правовое

1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части 4-й (постатейный). Отв ред. Трахтенгерц Л.А.//М.: Инфра-М, Контракт, 2009.

2. Гражданское право Российской Федерации. В 2-х томах. Под ред. Садикова О.Н. // М.: Инфра-М, Контракт, 2006с.

3. 

4. Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. Учебный курс (учебно-методический комплекс) // СПб.: Феникс. 2008.

5. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

6. Юкша Я.А. Книга "Действительный адвокат"// М.: "РИОР", 2008.

7. Кудильский М.Н., Шевелева И.А. Муниципальное право России: Учебник.//СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, издательство юридического факультета, 2005.

Размещено на Allbest

 


Информация о работе Организационная структура управления государственной собственностью