Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:27, курсовая работа
Цель исследования – изучение современного состояния, проблем и тенденций реформирования местного самоуправления в России.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- изучить историко-теоретические основы местного самоуправления;
- раскрыть содержание понятия «местное самоуправление»;
- охарактеризовать сущность основных моделей местного самоуправления;
- рассмотреть особенности развития местного самоуправления в дореволюционной России;
- раскрыть особенности функционирования системы местного самоуправления в советский период;
- проанализировать современное состояние и тенденции реформирования местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Историко-теоретические основы исследования местного самоуправления………………………………………………………………….6
1.1. Основные концепции местного самоуправления……………………6
1.2. Современные трактовки местного самоуправления...………..…..10
1.3. Местное самоуправление как уровень публичной власти...………15
Глава II. Анализ деятельности органов местного самоуправления
в РФ …………...…….………………………………………………….………..23
2.1. Становление и развитие органов земского и местного самоуправления в дореволюционной России и в советский период………..23
2.2. Правовой статус, проблемы и тенденции развития
местного самоуправления в современной России……………………………31
Заключение………………………………………………………………..….....42
Список использованной литературы………………………………………..45
Наряду с названными теориями существуют также и ряд других.
Анализ отечественных и зарубежных определений местного самоуправления позволяет выявить следующие общие признаки:
а) местное самоуправление - одна из основ государственного устройства, основополагающий принцип организации современного демократического общества;
б) местное самоуправление представляет собой систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения;
в) субъектом местного самоуправления выступает население, проживающее на соответствующей территории и образующее целостную социально-экономическую общность (город, село, коммуна и так далее).
В мировой практике принято различать три модели местного самоуправления англосаксонскую, континентальную и советскую.
Советская модель основывается на функционировании органов местного самоуправления в системе органов государственной власти при жесткой централизации управления.
Англосаксонская модель характеризуется высокой степенью автономии местного самоуправления, при которой выборность, контроль осуществляется, прежде всего, со стороны населения.
Особенность континентальной модели заключается в сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления.
Россия имеет богатую историю развития местного самоуправления.
Анализ характера местного самоуправления в дореволюционной России позволяет сделать следующие выводы:
1) местное самоуправление в России со времени Петра I выступало как три системы: бюрократическая, земская и сословная;
2) местное самоуправление не было обособлено от государственного;
3) управление на всех уровнях характеризовалось ограниченностью полномочий представительной власти.
В советское время в основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Советы не смогли стать органами, самостоятельно решающими вопросы местной жизни. Реальная власть на местах находилась в руках аппарата партийных органов, волю которых выполняли Советы.
Политический выбор одной из самых демократических моделей местного самоуправления был закреплен в Конституции РФ и в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако трудности переходного периода не дали возможности проявиться демократическому потенциалу конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления.
Потребовался пересмотр концептуальной основы организации местного самоуправления в Российской Федерации, результатом чего явился новый Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С появлением №131-ФЗ впервые можно говорить о национальной модели местного самоуправления, основными чертами которого являются:
- отчетливо признан и закреплен принцип муниципальной автономии;
- федеральный центр детально урегулировал компетенцию каждого вида муниципальных образований, органы местного самоуправления не вправе определять собственную компетенцию и даже ее детализировать;
- формально за муниципальными образованиями закреплена свобода действий при оказании публичных услуг жителям;
- принципы фискальной автономии также нашли свое отражение в федеральном законе и так далее.
На реальном воплощении реформы в жизнь и становлении новой системы местного самоуправления, вводимой Федеральным законом №131-ФЗ, сказался целый набор факторов и противоречий, вызвавших множество проблем:
- концептуальная основа реформы подразумевала автономизацию местного самоуправления от органов государственной власти. Однако этот тренд вошел в противоречие с процессами централизации власти в стране.
- серьезное влияние, создавшее дополнительные проблемы для реализации реформы, оказала сложившаяся культура местного самоуправления, которая во многом была сформирована советской политической традицией.
- концепция Федерального закона №131-ФЗ тяготела к максимальной унификации правового регулирования в масштабах страны, де-факто оставляя весьма мало места для учета местных особенностей и так далее.
Таким образом, перечисленные выше и ряд других противоречий в современной системе местного самоуправления обуславливают необходимость ее дальнейшего развития и совершенствования.
Список использованной литературы
Информация о работе Организация местного самоуправления в России: история и современность