Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение системы органов государственной власти субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
Изучить понятие, конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти;
Охарактеризовать принципы деятельности, систему и ответственность органов государственной власти субъектов РФ;
Рассмотреть законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
Рассмотреть органы исполнительной власти субъекта РФ.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………4
1.1.Понятие конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти………………………………………………………...4
1.2. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………….9
2. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….13
2.1.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации…………………………………..13
2.2.Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации…22
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…. ……………………………………35
Осуществление законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определенных контрольных функций позволило некоторым субъектам Российской Федерации именовать эти органы контрольными11.
Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Порядок деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется конституциями (уставами), а также законами субъектов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации избирают председателей, которые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Они избирают также заместителей председателя законодательного (представительного) органа государственной власти (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их палаты) образуют постоянные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов; контроль за исполнением законов и иных решений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок их деятельности устанавливается законодательным (представительным) органом. В необходимых случаях могут создаваться временные комиссии по вопросам, отнесенным к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти.
Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено и другим органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории субъекта РФ.
Законы субъекта Российской
Федерации, принятые законодательным
(представительным) органом государственной
власти субъекта РФ, направляются для
обнародования высшему
Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Конституция РФ, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории субъекта РФ.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия им решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;
б) роспуска его высшим должностным
лицом (руководителем высшего
в) вступления в силу решения
верховного суда республики, суда края,
области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа
о неправомочности данного
г) роспуска его в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.
Высшее должностное лицо
(руководитель высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта
РФ вправе принять решение о досрочном
прекращении полномочий законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ в случае принятия
этим органом конституции (устава) и
закона субъекта Российской Федерации,
другого нормативного правового
акта, противоречащих Конституции РФ,
федеральным законам, принятым по предметам
ведения Российской Федерации и
предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
РФ, конституции (уставу) субъекта Российской
Федерации, если такие противоречия
установлены соответствующим
В случае, если соответствующим
судом установлено, что законодательным
(представительным) органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
приняты конституция (устав), закон
субъекта Российской Федерации или
иной нормативный правовой акт, противоречащие
Конституции РФ, федеральным конституционным
законам и федеральным законам,
а законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации в течение
шести месяцев со дня вступления
в силу решения суда либо в течение
иного предусмотренного решением суда
срока не принял в пределах своих
полномочий мер по исполнению решения
суда, в том числе не отменил
нормативный правовой акт, признанный
соответствующим судом
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
2.2.Органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации
устанавливается система
Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства.
Конституцией (уставом) субъекта
Российской Федерации может
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Высшим должностным лицом
(руководителем высшего
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд13.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации14:
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
б) обнародует законы, удостоверяя
их обнародование путем подписания
законов или издания
в) формирует высший исполнительный орган государственный власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта РФ;
г) вправе требовать созыва
внеочередного заседания
д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;
е) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Полномочия высшего
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) его отставки по собственному желанию;
г) отрешения его от должности Президентом РФ;
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации;
к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации вправе выразить
недоверие высшему должностному
лицу (руководителю высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта
Российской Федерации в случае издания
им актов, противоречащих Конституции
РФ, федеральным законам, конституции
(уставу) и законам субъекта Российской
Федерации, если такие противоречия
установлены соответствующим
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
В двухпалатном законодательном
(представительном) органе государственной
власти субъекта Российской Федерации
решение о недоверии высшему
должностному лицу (руководителю высшего
исполнительного органа государственной
власти) субъекта Российской Федерации
принимается двумя третями
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации влечет за собой немедленную отставку высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.