Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 00:04, курсовая работа
Данная работа ставит своей задачей проанализировать те факторы и тенденции, которые позволяют "объективизировать" эту проблему, подойти к ней не как к объекту политической борьбы, а как к научной и организационной задаче, имеющей объективные предпосылки для своего решения. Очевидно, что для достижения данной цели необходимо сконцентрироваться в первую очередь на теоретических основах организации власти и управления в Санкт-Петербурге в области функционирования местного самоуправления.
Введение
1. Анализ существующего положения и особенности муниципального управления в городах федерального значения
1.1. Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
1.2 Законодательная база организации местного самоуправления в городах федерального значения и ее специфика
1.3 Законодательство и практика муниципального управления в Санкт-Петербурге
2. Проблемные вопросы муниципального управления в Санкт-Петербурге
2.1 Проблемы формирования местного самоуправления
2.2 Проблемы функционирования местных органов власти
2.3 Противоречия территориальных и финансовых основ местного самоуправления
3. Пути решения и предложения по совершенствованию муниципального управления в Санкт-Петербурге
3.1 Расширение объемов полномочий органов местного самоуправления
3.2 Наделение внутригородских муниципальных образований адекватным объемом муниципального имущества
3.3 Финансовое обеспечение внутригородских муниципальных образований
3.4 Формирование полноценных муниципальных образований на пригородных территориях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Для определения объемов бюджетных средств, необходимых внутригородским муниципальным образованиям для исполнения их полномочий, потребуется разработка нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя. Механизм выравнивания бюджетной обеспеченности отдельных внутригородских муниципальных образований может быть аналогичным принятому в Федеральном законе 2003 года.
Для Санкт-Петербурга создание эффективно действующей системы ТОС имеет большее значение, чем для других территорий. Это связано с трудностями формирования местных сообществ на территориях внутригородских муниципальных образований. Исходя из принципа субсидиарности решение ряда проблем жизнеобеспечения населения более эффективно, когда люди знают друг друга и связаны общими интересами совместного проживания. Поэтому муниципальные власти внутригородских муниципальных образований должны уделять особое внимание развитию ТОС на своих территориях.
Налаживание эффективного взаимодействия муниципалитетов с органами ТОС, передача в их компетенцию отдельных видов муниципальной деятельности вместе с финансовыми ресурсами будет способствовать развитию демократических процессов в Санкт-Петербурге.
Как отмечалось, в состав Санкт-Петербурга как субъекта РФ входят не только сам город Санкт-Петербург, но и пригородные территории с расположенными на них городами и поселками. Система местного самоуправления здесь не может быть такой же, как на внутригородских территориях.
Города-пригороды целесообразно преобразовать в городские округа с полным объемом полномочий, составом муниципального имущества и источниками доходов. Они не должны чем-либо отличаться от городских округов в других субъектах РФ, а схема их взаимодействия с органами государственной власти Санкт-Петербурга должна соответствовать схеме, принятой в других субъектах РФ. В процессе реформирования поселковых муниципальных образований необходимо в каждом конкретном случае искать компромисс между принципом доступности (в пользу маленьких муниципальных образований) и принципом эффективности управления (в пользу крупных муниципальных образований).
Данное исследование проблем организации местного самоуправления в городах федерального значения и в частности в Санкт-Петербурге не только не является исчерпывающим, но претендует лишь на формулировку наиболее общих подходов к формированию системы местного самоуправления. Тем не менее на его основе могут быть сделаны некоторые выводы, важные для перспектив нормативно- правового регулирования данного вопроса, а также для решения практических проблем организации местного самоуправления.
1. Современные теоретические
подходы, а также международный
опыт демонстрируют
2. Существуют объективные
основы для разделения функций
между общегородским уровнем
и внутригородскими
3. За внутригородскими территориями в первую очередь должно закрепляться оказание услуг, не имеющих экономии на масштабе, предоставление которых возможно в условиях конкурентной среды и потребление которых имеет локальный характер. В условиях городов федерального значения важно также участие местных органов власти в решении общегородских вопросов, в первую очередь связанных с планированием землепользования и строительством. Гораздо более широкий спектр полномочий должен быть закреплен за внутригородскими территориями- пригородами, не входящими в состав городского ядра, поскольку в данном случае принцип единства городского хозяйства не действует, и нет оснований для ограничения их компетенции по сравнению с другими муниципальными образованиями соответствующего размера и статуса.
4. Наиболее предпочтительными для закрепления за внутригородскими территориями являются поимущественные налоги (при условии скорейшего перехода к рыночной оценке жилой недвижимости) и налоги на малый бизнес. Закрепление подоходного налога в условиях городов федерального значения является менее обоснованным. В то же время необходимо исходить из того, что целесообразно обеспечить покрытие подавляющей части расходов внутригородских территорий за счет собственных доходов, минимизируя предоставление нецелевой финансовой помощи.
5. В перспективе все
более актуальными будут
Сегодня в городах федерального
значения просматривается желание исполнительных органов государственной власти
субъекта Российской Федерации перераспределить
в свою пользу большую часть сфер деятельности
посредством преобразования вопросов
местного значения в передаваемые отдельные
государственные полномочия, что, безусловно,
умаляет самостоятельность органов местного
самоуправления. Однако перемещение какой-либо
(тем более большинства) из функций из
перечня вопросов местного значения в
список делегированных полномочий означает
полную подконтрольность муниципалитетов
в данной области исполнительным органам государственной власти
и превращение органов местного самоуправления
из самостоятельного уровня публичной
власти в исполнительное подразделение государственной
власти. Но по сравнению с государственной
властью исполнение государстве
Анализ действующего законодательства Санкт-Петербурга показывает, что возможности, предоставленные городам федерального значения в части собственного правового регулирования вопросов местного значения и источников местных бюджетов внутригородских муниципальных образований в настоящее время не используются в полной мере. Задача конкретизации перечня вопросов местного значения и полномочий по их решеншо для внутригородских муниципальных образований по-прежнему остается приоритетной.
Несмотря на то, что необходимость
соблюдения единства городского
хозяйства не позволяет наделить внутригородские
муниципальные образования Москвы и Санкт-Петербурга
всем объёмом полномочий, предусмотренных
Федеральным законом №131-ФЗ, по сравнению
с существующим положением объём этих
полномочий может быть существенно расширен.
Так, например, на внутригородские муниципальные
образования могут быть возложены такие полномочия, как: содействие
в работе центров социальной защиты, учёт
нуждающихся в социальной поддержке,
оказание социальной помощи нуждающимся
за счёт местного бюджета, содействие
благотворительности; организация внешкольной
работы с детьми и подростками на территории
внутригородского муниципального образования,
создание для этого необходимых муниципальных
учреждений; участие в реализации принципов
социального партнерства на предприятиях,
расположенных на территории внутригородского
муниципального образования; текущий
ремонт и эксплуатация жилого фонда, нежилых
помещений, объектов социального назначения,
находящихся в собственности города федерального
значения и расположенных на территории
внутригородского муниципального образования;
организация и осуществление деятельности административных
Внутригородские муниципальные образования должны быть наделены для решения вопросов местного значения адекватным объёмом имущества. Передача дополнительных полномочий органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований должна сопровождаться передачей в муниципальную собственность соответствующего имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
Определение стабильного перечня источников доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований остается острейшей проблемой решения вопросов местного значения внутригородскими муниципальными образованиями. С расширением объёма полномочий внутригородских муниципальных образований возникает необходимость их соответствующего финансового обеспечения.
Дополнительные финансовые средства целесообразно предоставлять из бюджетов субъектов РФ - городов федерального значения с учётом реального объёма расходных полномочий каждого внутригородского муниципального образования. Такая схема принята и в зарубежных мегаполисах, о чём говорилось в Главе 1 настоящей работы. Вместе с тем, Федеральным законом №131-Ф3 определено право городов федерального значения собственного законодательного закрепления за местными бюджетами внутригородских муниципальных образований отдельных собственных источников доходов, администрирование которых может эффективнее осуществляться на местном уровне.
При отсутствии минимальных
государственных социальных стандартов
и иных критериев, которые позволяли бы количественно
оценивать результат деятельности органов
местного самоуправления, и, следовательно,
составлять «техническое задание», определять виды и объемы
работ и рассчитывать необходимый объем
бюджетных расходов, остается только исходить
из сферы ответственности, которая должна
быть четко разграничена между органами
государственными и муниципальными. Представляется,
что в условиях единого городского хозяйства
общий перечень общественных услуг, предоставляемых гражданам орга
Информация о работе Особенности муниципального управления в Санкт-Петербурге