Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и практики разра-ботки стратегии развития на уровне муниципального образования.
Основные задачи:
- изучение сущности и специфики стратегии муниципального обра-зования;
- рассмотрение основных методик разработки стратегии, используе-мых на практике;
- характеристика этапов разработки стратегии;
- разработка и рассмотрение стратегического плана развития Шат-ковского муниципального района.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………….……4
1.1. Понятие стратегии развития муниципального образования...............4
1.2. Методика разработки СРМО……………………………………………6
1.3. Основные этапы процесса разработки СРМО……………………….….9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШАТКОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА…….15
2.1. Современная социально-экономическая ситуация в район……….15
2.2. Стратегические цели социально-экономического развития
района………………………………………………………………………..19
2.3. Стратегии социально-экономического развития района……………21
2.4. Оценка ресурсов, необходимых для реализации стратегического
плана…………………………………………………………….…………….42
2.5. Этапы и итоги реализации стратегического плана……………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...45
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………….47
- поддерживать развитие культуры на селе на основе создания социально- культурных центров , клубных централизованных систем, образовательно-культурных центров на базе общеобразовательных школ;
- поддерживать национальные культуры народов, проживающих на территории района;
- создать благоприятные условия для устойчивого развития спонсорства в сфере культуры и образования
- стимулировать деятельность СМИ
1.2. Улучшение демографической ситуации и стимулирование здорового образа жизни
Действия:
- обеспечить доступность и качество медицинской помощи для широких слоев населения
- сформировать систему профилактики и предотвращения распространения социально опасных заболеваний
- разработать программу поддержки молодых семей, включая содействие в трудоустройстве, организации бизнеса, решении жилищных проблем (на основе долгосрочного кредитования, развития ипотеки и др.), оказание психолого-педагогической поддержки семьям (уделяя особое внимание молодым и многодетным семьям)
- сформировать комфортную среду жизнедеятельности пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, организовать в лечебных учреждениях отделение для пожилых и престарелых граждан и т.д.
- повысить эффективность пропаганды здорового образа жизни, создать условия для развития массового спорта
- создать систему контроля за качеством предоставляемых медицинских услуг, фармацевтической продукции
1.3. Формирование активной районной идеологии
Концепция районной идеологии должна базироваться на сохранении российских традиций и ценностей, целостности Российской Федерации.
Действия:
- обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение достоверной информации о происходящих в мире, стране, области и районе событиях.
1.4. Создание условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического становления молодого поколения
Целью молодежной политики Шатковского района является формирование активной творческой личности молодого человека - патриота района и России в целом.
Действия:
- создание и поддержка деятельности патриотических объединений, молодежных и детских общественных объединений, клубов по интересам
- обеспечение поддержки талантливой молодежи (организация молодежных и детских фестивалей, конкурсов, олимпиад, конференций)
- развитие системы профориентации и занятости молодежи, направленные на адаптацию выпускников учебных заведений к рынку труда
- поддержка развития массового детского и молодежного спорта и туризма
- содействие объединению возможностей семьи, образовательных учреждений, СМИ с целью воспитания у молодежи чувства патриотизма, любви к Шатковскому району, Нижегородской земле, России.
Оценочные показатели реализации стратегии:
- уровень потребления населением основных продуктов питания
- уровень занятости населения, общий уровень безработицы, уровни скрытой, молодежной, женской безработицы
- уровень обеспеченности благоустроенным жильем по группам населения с разными доходами
- уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (культуры, искусства, спорта, образования, здравоохранения), в том числе , в сельской местности
- средняя продолжительность жизни
- уровень образования населения района
- уровень младенческой , детской, материнской смертности
- уровень детской и подростковой преступности
- уровень инвалидизации населения
- уровень производственного травматизма
- динамика социально опасных заболеваний.
Риски:
- «старение» населения района, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население
- увеличение удельного веса нетрудоспособных граждан в сельских администрациях
- деформация ценностных ориентаций населения, в том числе, молодежи
- разрушение материально-технической базы объектов социальной инфраструктуры
- расширение процесса коммерциализации социальной сферы, сокращение доступности социальных услуг для большинства населения района
- низкая санитарная грамотность населения
- низкая правовая грамотность населения
- утрата национальных традиций народов, проживающих на территории района
Стратегия 2. Реализация социальной политики, направленной на сближение социальных интересов,
и борьба с бедностью
Основным содержанием стратегии является создание условий комфортной и безопасной жизнедеятельности граждан, сокращение дифференциации в доходах, преодоление бедности.
Наиболее серьезные проблемы:
- углубление социального расслоения общества
- высокая межотраслевая дифференциация в заработной плате сохранение задолженности по заработной плате
- высокая дифференциация покупательной способности работающих граждан и пенсионеров
- низкие темпы снижения уровня бедности, особенно в сельской местности
- наличие финансовых проблем в управлении системой социальной защиты населения
- возрастание угрозы личной и общественной безопасности
- низкая самооценка населением своего социально-экономического положения.
Цели:
Цель 2.1. Формирование условий для снижения уровня
бедности населения района.
Действия:
реализовывать единую областную программу, включающую областной и муниципальный уровни и имеющую целью сближение интересов основных групп населения района, снижение дифференциации населения по уровню доходов и направленную на «профилактику» бедности
реализовать эффективную политику занятости, стимулирующую и эффективно использующую трудовую активность трудоспособного населения
эффективно использовать меры по ликвидации задолженности по заработной плате.
эффективно использовать и пропагандировать значимость моральных стимулов труда, в частности, восстановить Доски почета (трудовой славы) муниципального уровня, организовывать районные конкурсы по профессиям, обеспечить выделение постоянной специальной рубрики в СМИ.
Цель 2.2. Повышение эффективности социальной защиты социально уязвимых категорий населения района
Суть социальной защиты населения социально уязвимых категорий населения заключается в создании достойных условий их жизни, обеспечении возможностей для полноправного их участия в общественной, культурно-политической жизни района.
Действия:
внедрить систему социального мониторинга как инструмента усиления адресности социальной защиты населения
обеспечивать равные социальные возможности лицам с особым статусом и особыми потребностями (инвалидам, пожилым людям, неполным и многодетным семьям, детям-сиротам).
развивать систему организации общественных работ с привлечением пенсионеров, членов многодетных семей, подростков
развивать механизмы реальной поддержки малого бизнеса.
Цель 2.3. Формирование благоприятной социально-психологической среды.
Основной задачей формирования благоприятной социально-психологической среды является развитие у человека способности к активной созидательной деятельности, ощущения психологической устойчивости.
Действия:
регулярно проводить исследования социально-психологического климата.
Цель 2.4. Обеспечение личной и общественной безопасности:
Действия:
развивать систему общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, поддерживать общественные формирования, занимающиеся профилактикой преступности
разработать и реализовать программу предупреждения детской безнадзорности и беспризорности как основных источников преступности
развивать институт участковых уполномоченных милиции
объединять усилия органов местного самоуправления и органов внутренних дел по организации профилактической работы среди молодежи, неработающих граждан, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
повышать эффективность работы органов внутренних дел
привлечь общественность к охране общественного порядка.
Оценочные показатели реализации стратегии:
покупательная способность, в том числе по категориям населения и территориям
динамика соотношения прожиточного минимума, минимальной заработной платы, пенсии
уровень бедности
уровень преступности, в том числе детской и подростковой, изменение структуры преступности
уровень преступности, связанной с наркотическими и сильнодействующими веществами
степень раскрываемости преступлений
характеристика экологической ситуации в районе
Риски:
разрушение стимулов к добросовестному труду
деградация населения, утрата чувства личной безопасности.
Стратегия 3. Повышение эффективности использования ресурсов района
Шатковский район обладает значительным ресурсным потенциалом, эффективность использования которого недостаточно высока. Это определяется рядом негативных факторов, к которым следует отнести следующие:
нерациональное использование природно-сырьевых ресурсов
недостаточно высокий технологический уровень ряда отраслей производства
отсутствие районной программы ресурсосбережения
рост доли морально устаревшего оборудования на предприятиях района
дефицит районного бюджета
недостаточно высокая квалификация кадров управления на предприятиях и в организациях
относительно низкий уровень оплаты труда специалистов в большинстве отраслей производства.
Цели:
Цель 3.1. Повышение эффективности использования
природных ресурсов района.
Основными богатствами недр Шатковского района являются строительный щебень, высокопластичные глины, строительный песок, россыпь титаноциркониевых песков, подземные воды, лечебные грязи. Более полное использование природно-ресурсного потенциала района позволит существенно расширить производственно-хозяйственный сектор экономики.
Информация о работе Особенности разработки стратегии муниципально образования