Повышение ответственности государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Государственные служащие являются специфической категорией работников. Эта специфика определяется своеобразием деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Они выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. В связи с этим к государственным служащим предъявляются особые повышенные требования, устанавливаются ограничения, и в то же время им предоставляются льготы и гарантии в качестве компенсаций за особые требования и ограничения. Государственные служащие, как и всякие работники, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности.

Содержание

Введение 2
1. Ответственность государственных служащих 5
2. Система мотиваций госслужащих и пути ее повышения 10
Заключение 19
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по СГМУ.docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Ответственность государственных служащих 5

2. Система мотиваций госслужащих и пути ее повышения 10

Заключение 19

Список литературы 23 

 

Введение

 

       Государственные служащие являются специфической категорией работников. Эта специфика определяется своеобразием деятельности государственных  органов, в которых государственные  служащие работают. Они выполняют  функции государственного органа, возложенные  на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного  порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов  граждан и др.). Все действия государственных  служащих осуществляются ими от имени  государства и по его поручению. В связи с этим к государственным  служащим предъявляются особые повышенные требования, устанавливаются ограничения, и в то же время им предоставляются  льготы и гарантии в качестве компенсаций  за особые требования и ограничения. Государственные служащие, как и  всякие работники, обязаны соблюдать  дисциплину труда, добросовестно выполнять  возложенные на них обязанности.

       Соблюдение  трудовой (служебной) дисциплины и укрепление государственной дисциплины является одной из важнейших обязанностей государственного служащего. Надлежащая дисциплина в государственном аппарате - необходимое условие его эффективной и стабильной работы. Режим дисциплины предполагает, что каждый государственный служащий неукоснительно соблюдает правила поведения, установленные в государственном органе, своевременно и четко выполняет данные ему вышестоящим руководителем законные поручения.

       С учетом особенностей трудовой функции  государственных служащих, воплощающих  в жизнь функции государства, к государственным служащим предъявляются  повышенные требования к их поведению как на службе, так и во внеслужебное время. Нарушения государственными служащими законности и дисциплины, аморальное поведение наносит существенный вред обществу и государству, подрывает авторитет государственных органов.

       Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление  управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных  мер ответственности отдельных  ее элементов. В отношениях между  государственными служащими и гражданским  обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помощью  которой обеспечивается должное  поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи  выступает социальная ответственность. Однако, социальная ответственность - это лишь общее название целого комплекса  элементов. Наиболее значимыми его  блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная.

       Общим свойством правовой и моральной  ответственности являются, безусловно, осознание, правильное понимание лицом - лежащих на нем в силу закона или морального долга обязанностей, правильное отношение к своим  обязанностям. Различие же состоит  в форме, видах требований, которые  предъявляются к лицу в отношении  исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения  исполнения им своих обязанностей; различны меры взысканий и наказания  лица в случаях нарушения требований закона или морального долга.

       Готовность  и желание человека выполнять  свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя «включить», когда требуется его работа, и  «выключить», когда необходимость  в его труде отпадает. Сейчас государство должно справляться с гораздо большим количеством задач, чем раньше. В результате возрастают давление и стресс. Это требует от государства внимания и активных действий по мотивированию сотрудников, то есть создания благоприятной и интересной атмосферы на рабочем месте, способствующей продуктивной работе и рождающей позитивное отношение и высокий моральный дух.

       Мотивация имеет прямое отношение к результатам  работы. И сейчас она играет более  важную роль в жизни каждого служащего, чем когда-либо ранее. Времена, когда руководители просто говорили своим подчиненным, что им делать, уже давно прошли. Теперь сотрудники более требовательно относятся к своим работодателям, чем раньше. Они хотят знать, что происходит в организации, участвовать в ее жизни, хотят, чтобы с ними советовались.

       Кроме того, чтобы получать удовольствие от работы и, конечно же, удовлетворение, им нужно чувствовать, что все, что  они делают, имеет реальную ценность. Когда люди довольны работой, они  делают ее хорошо. Если сотрудники не достаточно мотивированы, это может проявляться по-разному: увеличивается количество прогулов, служащие тратят больше времени на личные разговоры по телефону и решение личных проблем, задерживаются на перерывах. При этом бюрократизм становится частью повседневной деятельности. Кроме того, из-за недостатка заинтересованности и внимания снижается качество выполнения работы, замедляется ее темп, у служащих не возникает желания брать на себя ответственность.

       В современных условиях формирование и сохранение персонала, обладающего  высоким профессиональным и творческим потенциалом, возможно лишь в том  случае, если система оплаты и стимулирования труда обеспечивает организации  конкурентные преимущества на рынке  труда.

       Рассмотрим  в данной курсовой работе ответственность госслужащих, а так же мотивацию как один из методов повышения эффективности государственного и муниципального управления. 

 

       

    1. Ответственность государственных  служащих
 

       Ответственность государственных  служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

       Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

       Основным  видом ответственности государственных  служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

       Дисциплинарная  ответственность заключается в  наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

       1) замечание;

  1. выговор;
  2. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  3. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  4. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1.

       Противоправное  виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных  обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.

       Приказ (распоряжение) или постановление  о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

       Перед применением дисциплинарного взыскания  проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

       Если  в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный  служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

       Орган (должностное лицо, представитель  нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

       В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

       В случае несогласия государственного служащего  с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

       Российское  законодательство предусматривает  административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ2 понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

       Действующим законодательством предусмотрена  уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ3). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Информация о работе Повышение ответственности государственных служащих