Повышение ответственности государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Государственные служащие являются специфической категорией работников. Эта специфика определяется своеобразием деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Они выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. В связи с этим к государственным служащим предъявляются особые повышенные требования, устанавливаются ограничения, и в то же время им предоставляются льготы и гарантии в качестве компенсаций за особые требования и ограничения. Государственные служащие, как и всякие работники, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности.

Содержание

Введение 2
1. Ответственность государственных служащих 5
2. Система мотиваций госслужащих и пути ее повышения 10
Заключение 19
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по СГМУ.docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

         Для государственных служащих  установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

       Действующее законодательство о государственной  службе не содержит соответствующих  правовых норм о материальной ответственности  государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

       Именно  высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые  принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

 

       

    1. Система мотиваций госслужащих  и пути ее повышения
 

       В своей работе я хочу рассмотреть  факторы мотивации труда государственных служащих и предложить методы стимулирования труда. Методы стимулирования труда можно разделить на несколько групп, а именно:

    • профессиональное развитие;
    • карьерный рост;
    • социальные гарантии.

       В условиях рыночной экономики "человеческий фактор" становится ключевым элементом  роста производительности труда, повышения  эффективности и конкурентоспособности  предприятий и организаций. Соответствие персонала возрастающим требованиям (систематическое обновление знаний и их продвижение на качественно  новый уровень, профессиональные навыки, коммуникативная культура, необходимость  высокой творческой активности, использование  новейших технологий) является основой  успешной реализации инноваций деятельности организации. Возможность формирования нового подхода как к управлению персоналом, так и к способам решения  задач органов государственной  власти, является первостепенной задачей  модернизации государственных структур.

       Труд  работника будет эффективен тогда, когда его личные и профессиональные интересы не противоречат целям и  миссии организации. Работник мотивирован - следовательно, он заинтересован, создана  ситуация, при которой, достигая цели организации, он тем самым удовлетворяет  свои личные потребности, сознательно  выбирая тот или иной тип поведения. Таким образом, мотивация есть процесс  сопряжения целей организации и  целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих (управленческий аспект), с другой стороны - это система различных  способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и организации (экономический аспект).

       Трудовая  сфера государственной службы имеет  ряд специфических особенностей:

       - по своему содержанию трудовая  деятельность госслужащих направлена  на реализацию общенациональных  интересов, на всемерное укрепление  и развитие общественного и  государственного строя;

       - высокая степень ответственности  должностных лиц за принимаемые  решения, их осуществление, результаты и последствия;

       - жесткая нормативная регламентация  управления и трудовой дисциплины;

       - задействование интеллектуального,  а также творческого потенциала  для решения управленческих задач.

       При этом уровень оплаты труда государственных  служащих значительно ниже, чем в  коммерческих структурах, а дополнительные социальные гарантии не в полной мере компенсируют сложность и значимость их деятельности.

       Среди наиболее значимых факторов, препятствующих результативной работе государственных  служащих, отмечены следующие: отсутствие зависимости оплаты труда от фактических  результатов; низкий уровень материально-технического обеспечения рабочего места; невысокий  профессиональный уровень работников; отсутствие механизма должностного роста; возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки.

       Неиспользованные  резервы повышения эффективности  труда государственных служащих в отсутствии оплаты по фактическим  результатам труда, недостаточно высоком  профессионализме персонала, низком уровне материально-технического обеспечения  рабочих мест, дополнительных сверхурочных нагрузках и отсутствии механизма  должностного роста.

       Данные  относительно необходимых условий  мотивации труда указывают на то, что существующая система мотивации  не является действенной. Некоторые  факторы мотивации существуют формально (система поощрений, социальные льготы, профессиональное развитие), но не реализованы  на практике либо не доступны для абсолютного большинства служащих.

       В разных возрастных группах доминирующими  мотивами являются также разные факторы. Для госслужащих моложе 30 лет  привлекательными являются возможности  получения профессионального опыта  и карьерного продвижения: государственная  гражданская служба рассматривается  молодыми специалистами, делающими  осознанное обоснование своего профессионального  выбора, как способ капитализации  своей квалификации. Для категории  от 30 лет наиболее значимой становится стабильность и уверенность в  будущем; лицам старше 50 лет важны правовые гарантии занятости.

       Приоритетами  работы в системе государственной  службы в настоящее время являются стабильность деятельности, профессиональный опыт и интересное содержание труда, что говорит на высокий уровень  мотиваций интеллектуального развития, профессионального совершенствования  и творческой самостоятельности.

       Исследования  факторов управления трудовой мотивацией в сфере государственной службы показали, что эффективность используемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует изменений.

       Может быть предложен следующий механизм формирования трудовой мотивации государственных  служащих (схема 1), регулятором которого выступает контроль изменения уровня мотивации служащих, осуществляемый путем опроса госслужащих относительно наиболее значимых факторов мотивации и демотивации их деятельности. Данный мониторинг позволяет определить необходимые воздействия для корректировки мотивации.

       ТУТ ДОЛЖНА БЫТЬ СХЕМА 

 

       

       Стимулирование  труда представляет собой комплекс материальных и нематериальных воздействий, ориентированный на обеспечение  эффективного труда служащих путем  принуждения, вознаграждения и побуждения. Стабилизация ресурсного обеспечения  данной системы (финансового, организационно-экономического, кадрового, информационного, материально-технического) является необходимым условием роста  результативности государственной  службы в целом.

       Подсистема  планирования, найма и учета персонала  включает в себя прогнозирование  потребностей государственного органа в специалистах соответствующей  квалификации; маркетинг рынка труда  с целью привлечения и отбора сотрудников, мотивация которых  совпадает с целями развития организации; выбор наиболее талантливых студентов  и выпускников для стажировки и дальнейшей работы в системе  госслужбы; формирование банков кадров на федеральном и региональном уровне с целью ротации и продвижения персонала.

       Конкурентоспособность государственной службы понижена в  связи с меньшим денежным содержанием, чем в коммерческих структурах, плохими  материально-техническими условиями  труда, отсутствием системности  профессионального совершенствования  сотрудников и карьерного движения.

       Несмотря  на ужесточение требований к набору граждан на государственную службу, организация приема на нее нуждается  в совершенствовании: следует улучшить информирование граждан по вопросам наличия вакансий на государственной  службе, проведения конкурсов, их итогов, в том числе путем размещения извещений в Интернете как на официальных сайтах органов власти, так и на специализированных сайтах поиска работы.

       Задача  качественного обновления персонала  государственной службы решается через  пополнение профессионально подготовленными  кадрами, а также формирование рациональной половозрастной структуры, оптимальное  использование знаний служащих, их навыков и способностей, стимулирование постоянного профессионально-квалификационного развития. Цель такой кадровой политики состоит в том, чтобы обеспечить максимальное приращение знаний и профессионального опыта специалиста и рационально им распорядиться в интересах развития общества и эффективной организации государства.

       Практика  показывает, что повышение квалификации и профессиональное переобучение достигает  наибольшего эффекта при соблюдении следующих условий: ориентация на практические нужды обучающихся и учет специфических  психологических особенностей обучения взрослых, все это приводит к позитивным изменениям когнитивных свойств  личности, повышению ее профессиональной и интеллектуальной активности. Необходимой  инновацией повышения квалификации является создание в каждом органе власти "корпоративного университета", функционирующего путем взаимодействия образовательных учреждений и кадровых служб министерств и ведомств.

       Деятельность "корпоративного университета" государственного органа в обязательном порядке должна основываться на следующих принципах:

       - диагностика служащих на соответствие  профессиональной модели компетенций  с целью выявления потребности знаний и навыков;

       - разработка и адаптация обучающих  программ, отражающих специфику  деятельности министерств и ведомств;

       - изучение конкретных примеров  деятельности из экономико-управленческой  практики организации;

       - создание в структуре органа  власти отдела обучения, курирующего образовательный процесс;

       - накопление и обновление информационной  обучающей базы внутри организации;

       - системный подход к обучению: согласованность отдельных дисциплин,  целостность подачи информации.

       Такой подход к специализации обучения помимо роста профессионализма позволит решить задачи повышения мотивации  труда, заинтересованности в содержании работы, формирования кадрового резерва  и внутриорганизационной культуры.

       Также предлагается внедрение зарубежного  опыта обучения государственных  служащих с целью повышения мотивации профессионализации:

       - направленное на формирование  стратегического системного мышления  и развитие лидерских качеств обучение руководителей;

       - ротация внутри организации, в  том числе и в территориальных  органах; стажировки в частных компаниях,

       - привлечение индивидуальных наставников.

       Одним из решений проблемы повышения доступности  и эффективности обучения в российской государственной службе является личностно-ориентированное  обучение государственных служащих, основанное на использовании информационных технологий, позволяющее интенсифицировать  и максимально приблизить процесс  обучения к месту работы.

       Потребность широкого внедрения дистанционных  образовательных технологий и их совершенствования объясняется  тем, что традиционные формы обучения не в полной мере справляются с  быстрым обновлением знаний и  возрастающими потребностями системы  государственной службы в образовательных  услугах. При соответствующем качестве применение компьютерных обучающих  систем способствует предоставлению реальной свободы обучаемым в выборе учебных задач и вспомогательной информации в зависимости от их индивидуальных способностей и наклонностей.

       Формирование  упорядоченной системы прохождения  государственной службы создает  условия для карьерного продвижения  государственных служащих, их профессиональной самореализации, дает возможность выбора наиболее соответствующего должности  кандидата, снижает текучесть кадров, повышает стабильность и эффективность деятельности органов власти.

       Информированность государственных служащих относительно их дальнейшего должностного продвижения, наличие индивидуальных планов развития (карьерного роста, профессионального  совершенствования), по нашему мнению, является стабилизирующим фактором труда. Разработка индивидуальных карьерных  стратегий позволяет добиться следующих положительных результатов:

Информация о работе Повышение ответственности государственных служащих