Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:39, курсовая работа
Цель предусматривает решение задач:
1) Выявление природы понятия местного самоуправления современной юридической науке.
2) Рассмотрение функций местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1 Историко-теоретические основы местного самоуправления
1.1. Эволюция местного самоуправления от идеи к практике. . . . . . . .6
1.2. Развитие историко-теоретических форм местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
ГЛАВА 2 Функции местного самоуправление.
2.1. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований . . . . . . . . 27 2.6. Охрана общественного порядка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Период монгольского
владычества привнес
На разных этапах российской истории наблюдается попеременное усиление полномочий то общественного (земского), то государственного управления. Растущее влияние "земщины" в начале XVI в. отмечает А. Е. Пресняков. Земские соборы, по его мнению, имели в то время значение морального общественного авторитета, поддерживающего власть еще неокрепшего правительства царя Михаила Федоровича22. Во времена царствования Ивана IV (Грозного) появляется центральный орган, ведающий вопросами защиты: Земской приказ. Прочными остаются позиции Земской думы, которая в 1566 г. была расширена царем за счет привлечения помещиков и купцов. Подчеркивая разнородный состав думы, Н.М. Карамзин называет это обстоятельство необыкновенным зрелищем23, неизвестным ранее России. Прежде дума была представлена знатными сословиями, духовенством и дворянами.
Реформы местного управления были продолжены Петром I В январе 1699 года были учреждены бургомистерская палата в Москве и земские избы в городах. Последние являлись выборными органами, но они не несли обязанностей по управлению городом как целым хозяйственным образованием. В 1702 г. упраздняются должности губных старост, а их полномочия передаются воеводам и выборным дворянским советам. В 1719 г. губернии были поделены на провинции, находящиеся под управлением воевод. В их руках сосредоточиваются все функции управления. В этот момент бюрократия фактически ликвидирует деятельность земских изб. Увидев это, Петр I учреждает в городах выборные магистраты, а в Санкт -Петербурге —- главный магистрат, заведовавший хозяйством города, полицейскими делами и судом. Отношения между государственной властью и самоуправлением по-прежнему характеризуются напряженностью. Как отмечается в литературе, еще при жизни Петра наблюдается антагонизм между бюрократическими органами и воеводами, с одной стороны, и земским элементом в уездном и городском управлении и суде — с другой. При преемниках Петра уничтожается выборный суд и судебная власть передается губернаторам и вое: водам; упраздняются главный и городовой магистраты. Губернаторы и воеводы делаются единственными носителями власти. В :городах и уездах сохраняется несколько выборных должностей, поставленных в полное подчинение воеводам24.
Каждый исторический отрезок времени внес свою лепту в дело формирования местного самоуправления в России, становления русской общины, определения положения института самоуправления в системе государственной власти, а накопленный опыт позволил нашей стране осуществить знаменитую земскую и городскую реформы второй половины XIX века.
На развитие местного самоуправления оказал влияние территориальный фактор, обусловивший административное обособление соответствующих частей государства. В связи с этим перед наукой встала проблема определения территориальных границ местного самоуправления, выяснения характера и объема компетенции самоуправляющихся единиц.
Потребность в теоретическом поиске диктовалась необходимостью нормотворческой деятельности, направленной на четкую регламентацию разнообразных сторон самоуправления. Иначе говоря, законодательство нуждалось в оснащенности правовыми институтами, способными выполнить данную задачу. Поэтому научные рекомендации были необходимы и оказались востребованными законодателем.
Высокий уровень теоретической подготовленности реформы местного самоуправления подчеркивает впервые сформулированная русскими правоведами доктрина местного самоуправления и сложившийся на ее основе категориальный аппарат. Собственно теория местной власти представляла собой своеобразный конгломерат отечественных традиций территориального самоуправления и заимствованных у Европы научных построений и практического опыта. Поскольку реформа была вызвана к жизни всем предшествующим этапом становления самоуправленческих отношений в России, сохранялась преемственность идеи ведущей роли сельской и городской общины в деле управления местными делами, сочетания представительной и непосредственной демократии. Общей предпосылкой самоуправленческой реформы стали идеи равенства, свободы и другие гуманистические идеалы естественной теории прав человека, востребованные и в России. Были восприняты также положения государственной и общественной концепции самоуправления, разработанные преимущественно английскими и немецкими грсударствоведами.
ГЛАВА 2. Функции местного самоуправления.
2.1. Понятие
функций местного
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
Местное самоуправление, являясь частью демократической системы управления обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.
С учетом роли местного
самоуправления в организаций - осуществлении
власти народа, задач, решаемых в процессе
муниципальной деятельности и полномочий
местного самоуправления, можно выделить
следующие основные функции местного
самоуправления: 1) обеспечение участия
населения в решении вопросов местного
значения; 2) управление муниципальной
собственностью, финансовыми средствами
местного самоуправления; 3) обеспечение
комплексного развития территории муниципального
образования; 4) обеспечение удовлетворения
потребностей населения в социально-культурных,
коммунально-бытовых и других жизненно
важных услугах; 5) охрана общественного
порядка; б) защита интересов и прав местного
самоуправления, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами.
2.2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного
значения. Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Представительный орган местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Согласно уставу муниципального образования возможно избрание населением и должностных лиц местного самоуправления.
Нормы муниципального права закрепляют институты и формы прямой демократии, посредством которых население привлекается к решению вопросов местного значения, а также осуществляет контроль за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления.
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения.
В муниципальном образовании в соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. На них, в частности, могут приниматься решения о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования вопросов местного значения.
Статья 25 Федерального
закона «Об общих принципах
Гражданам гарантируется равный доступ
к муниципальной службе.
Федеральный закон
«Об общих принципах
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет информированность граждан о работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа гласности в муниципальной деятельности служит важным условием обеспечения активного участия населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой органов местного самоуправления.
Местное самоуправление является хорошей школой для политического воспитания, подготовки граждан к участию в управлении государственными делами.
2.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
Свое социальное предназначение местное самоуправлений может оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.
Права собственника
в отношении имущества и
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.
Информация о работе Понятие и стуктура функций местного самоуправления