Понятие местного самоуправления. Предметы ведения и компетенция: понятие, соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:12, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление как форма народовластия населения является важной основой конституционного строя России. Местное самоуправление признано одной из фундаментальных составляющих российской системы народовластия и отражает возрастающую роль местной власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований.
В Российской Федерации процесс становления и развития местного самоуправления идет сложно и противоречиво. На его пути стоит целый комплекс проблем (экономических, правовых, социальных и др.). Цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению. Такая власть способна более эффективно и действенно решать вопросы местного значения.

Содержание

Введение 3
1.Понятие местного самоуправления 5
2.Понятия предмета ведения и компетенция органов местного самоуправления. 8
3. Предметы ведения органов местного самоуправления. 8
4.Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и местной администрации по предметам ведения. 10
Заключение. 12
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Мун.право.docx

— 37.07 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное  образовательное  учреждение

  высшего профессионального образования

  «Российский государственный профессионально-педагогический  университет» филиал в г. Первоуральске

Контрольная работа

по учебной дисциплине:

 «Муниципальное право»

Реферат на тему:

«Понятие местного самоуправления. Предметы ведения и компетенция: понятие, соотношение»   

 

 

 

 

Выполнил студент

№ группы ПУ -        АП

Павлова О.В.

Проверил преподаватель

_____________________

 

 

 

 

Первоуральск

2013

 

 

Оглавление

 

Введение 3

1.Понятие  местного самоуправления 5

2.Понятия  предмета ведения и компетенция  органов местного самоуправления. 8

3. Предметы  ведения органов местного самоуправления. 8

4.Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и местной администрации по предметам ведения. 10

Заключение. 12

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление как  форма народовластия населения  является важной основой конституционного строя России. Местное самоуправление признано одной из фундаментальных  составляющих российской системы народовластия  и отражает возрастающую роль местной  власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований.

В Российской Федерации процесс  становления и развития местного самоуправления идет сложно и противоречиво. На его пути стоит целый комплекс проблем (экономических, правовых, социальных и др.). Цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению. Такая власть способна более эффективно и действенно решать вопросы местного значения.

Действующая Конституция  нашей страны определила местное  самоуправление как один из элементов  основ конституционного строя, как  самостоятельную форму осуществления  народом принадлежащей ему власти. Кроме того, она закрепила важное положение в отношении местного самоуправления: в пределах своих  полномочий оно самостоятельно, и  его органы не входят в систему  органов государственной власти.

Конституционные положения  нашли свое дальнейшее развитие в  Федеральном законе 1995 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно с его принятием начались формирование правовой основы становления  и нормативного регулирования института  местного самоуправления и его органов, а также работа по их реализации.

Целью данной работы является определение понятия местного самоуправления, понятие предмета ведения и компетенция  органов местного самоуправления и  их соотношение.

Задачи: рассмотреть конституционно-правовую основу самоуправления путем анализа норм Конституции РФ, федерального законодательства. Раскрыть понятие местного самоуправления, предмет ведения и компетенция органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие местного самоуправления

Термин «самоуправление» определяется неоднозначно. В толковом словаре В.Даля самоуправление определяется как «управление самим собою, знание и строгое исполнение долга  своего»1. С.И.Ожегов рассматривает самоуправление двояко: 1) То же, что автономия; 2) Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-нибудь организации, коллективе.2 В словаре русского языка встречается такое определение: «Самоуправление: 1) Право какой-либо организации, общества, хозяйственной, административной единицы и.т.п. решать своими, местными силами вопросы своего внутреннего управления. 2) Право государственной единицы иметь свои правительственные органы, решать вопросы внутреннего законодательства и управления».3

Наиболее полное определение  понятия самоуправления в энциклопедической  литературе встречается в словаре  Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.

«Самоуправление – институт государственного права. Термин «самоуправление» (Selbstberualtung) на континенте Европы довольно нового происхождения (в Германии с 1850-х гг., в России с 1860 гг.) и предоставляет  перевод английского «selfgobernment»; как указывает само словообразование, он обозначает управление каким-либо кругом дел самими заинтересованными гражданами (непосредственно или через посредство избранных ими органов), без вмешательства  посторонней власти.

В широком смысле «Самоуправление» имеет место везде, где правительство  избирается и вполне зависит от народа (т.е. преимущественно в республиках).

Но гораздо употребительнее  термин «самоуправление» в более  узком смысле, когда он является синонимом местного самоуправления и обозначает, что хозяйственными и иными делами какой-либо административной единицы (провинции, уезда, общины и.т.д.) заведуют жители этой самой единицы, а не органы центральной власти; в этом смысле «самоуправление» и  является самостоятельным институтом.4

Русский юрист М.И. Свешников  определял «самоуправление как  новую форму администрации, заключающуюся  в свободном участии народа в  заведывании делами, вверенными местным  административным органом, т.е. свободное  участие народа в местной администрации».5

Самоуправление предполагает не только разграничение сфер компетенции  властей центральных и местных, не только самостоятельность последних, но и взаимную их независимость; оно  признаёт различие самих источников власти для тех и других: первая либо властвует по собственному праву, либо получает власть от народа; вторая получает её от местного общества.

Различие между государственным  управлением и самоуправлением  простирается на самый её характер. Правительство есть носитель государственного суверенитета – власть же органов  самоуправления не суверенна; правительство  является властью законодательной  – органы местного самоуправления действуют в порядке и в  пределах компетенции, указанных им верховной правительственной властью. Правительственная власть может  законно сама себя реформировать, может  даже (в теории) изменить свою сущность (заменить республиканскую форму  монархической, неограниченную монархическую  власть – ограниченной и.т.д.), тогда  как органы самоуправления создаются, формируются и реформируются  верховной властью. Таким образом, правительство есть власть верховная, органы самоуправления – власть подзаконная. С принципиальной точки зрения это различие чрезвычайно важно, указывая на полную противоположность между двумя институтами. На практике, однако, в разные эпохи и даже ныне в различных государствах сфера компетенции самоуправления так причудливо разграничивается со сферой компетенции государства, самоуправление принимает столь различные формы, что противоположение это теряет, отчасти, своё значение».6

В Европейской хартии местного самоуправления «под местным самоуправлением  понимаются право и эффективная  способность местных органов  власти регулировать и управлять  в рамках закона и под собственную  ответственность важной частью публичных  дел в интересах своего населения».7

Весьма важно с точки  зрения преемственности законодательства, что приведенное определение  местного самоуправления созвучно определению, данному в Федеральном  Законе Российской Федерации "О местном  самоуправлении в Российской федерации", в ст.1 которого было установлено: "Местное (территориальное) самоуправление в  Российской Федерации - система организации  деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения  вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации  и законов Российской Федерации, конституций и законов республик  в составе Российской Федерации". Однако наряду со схожестью имеется  и важное отличие формулировок предшествующего  и настоящего законов. В новом  определении отсутствует термин "система". Исходя из приведенного определения, ранее действовавшего закона во всей России, устанавливалась единообразная организация местного самоуправления. Из определения современного Закона следует возможность многообразия форм осуществления местного самоуправления.

Таким образом, данное в Законе определение вобрало в себя в  концентрированном виде нормы Конституции  Российской Федерации и Европейской  хартии о местном самоуправлении, свидетельствует о преемственности  настоящего Закона с предшествующим законодательством Российской Федерации.

  1. Понятия предмета ведения и компетенция органов местного самоуправления.

Слово компетенция происходит от латинского competentia - ведение, способность, принадлежность по праву. Понятие компетенции  складывается из двух элементов: предметов  ведения и полномочий.

Предметы ведения - это  круг вопросов, совокупность общественных отношений, на которые распространяется юрисдикция данного субъекта. Предметы ведения местного самоуправления — необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.

Полномочия - это совокупность прав и обязанностей субъекта, необходимых  для осуществления целей и  задач функционирования.  
Соответственно, компетенция органов местного самоуправления - это права и обязанности органов местного самоуправления по предметам их ведения. 
Компетенция определяется и ограничивается законодательством и другими нормативными актами. 
3. Предметы ведения органов местного самоуправления.

К предметам ведения органов  местного самоуправления относятся: 
а) предметы исключительного ведения, которые определены в ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Во-первых, это организационные  вопросы, касающиеся формирования органов  местного самоуправления, закрепления  структуры в Уставах муниципальных  образований и пр.

Во-вторых, вопросы, связанные  с организацией финансово-экономической  сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например: 
- формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью;

- бюджетная сфера;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

В-третьих, вопросы, связанные  с развитием социально-культурной сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например: 
- организация, содержание и развитие муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры и социальной поддержки населения; 
- создание условий для деятельности средств массовой информации.

В-четвертых, вопросы, связанные  с обеспечением безопасности населения, это, например:

- охрана общественного порядка;

-обеспечение противопожарной безопасности;

-обеспечение экологической безопасности.

Перечень вопросов местного значения, содержащийся в законе, не является исчерпывающим, поскольку  может быть расширен законами субъектов  Российской Федерации. Кроме этого, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения  и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и  органов государственной власти;

б) предметы совместного  с органами государственной власти ведения.

Громадное большинство областей общественной жизни в силу их сложности  нельзя однозначно отнести к сферам исключительной компетенции ни органов  местного самоуправления, ни органов  государственной власти. Этот факт предопределяет наличие так называемых предметов совместного ведения, полномочия по которым разграничиваются заключением соответствующих договоров. 
Законодательством не определен перечень вопросов совместного ведения, его необходимо определять методом сравнительного исследования норм Конституции РФ и федерального законодательства. 
В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на:

а) органы общей компетенции, к которым относятся представительные органы местного самоуправления и местная  администрация, поскольку предметы их ведения охватывают практически  все сферы местной жизни; 
б) органы специальной компетенции, к которым относятся структурные подразделения органов местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни, например, комитеты, управления или отделы городской администрации.  
4. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и местной администрации по предметам ведения.

В исключительной компетенции  представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

4) принятие планов и  программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

5) определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности;

Информация о работе Понятие местного самоуправления. Предметы ведения и компетенция: понятие, соотношение