Понятие муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Понятие муниципального права. Особенности самоуправленческих (муниципальных) отношений как предмета муниципального права
Глава муниципального образования, порядок его избрания и особенности правового статуса в различных системах местного самоуправления

Содержание

1.Понятие муниципального права. Особенности самоуправленческих (муниципальных) отношений как предмета муниципального права…………….3
Библиографический список…………………………………………………..12
2.Глава муниципального образования, порядок его избрания и особенности правового статуса в различных системах местного самоуправления…………..13
Библиографический список…………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие формы проявления источников муниципального права:

а) нормативно-правовые акты, в том числе международно-правового характера;

- Конституция РФ. Она содержит  нормы, закрепляющие исходные начала  и принципы организации местного  самоуправления, гарантии прав местного  самоуправления6.

- Не следует забывать о приоритете  международно-правовых актов. Особое  место в этом ряду занимает  Европейская хартия местного  самоуправления.

- Федеральные законы. - Указы Президента  РФ, постановления Правительства  РФ, содержащие муниципально-правовые  нормы.

- Постановления палат Федерального  Собрания РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы муниципального права.

- Постановления Конституционного  Суда РФ.

б) правовые (муниципальные) обычаи;

составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ. Это конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления.

в) нормативные договоры;

входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

г) юридические (судебные, административные) прецеденты.

Виды правовых актов муниципального образования:

1) устав муниципального образования;

2) регламент представительного  органа местного самоуправления, в котором определяется порядок  работы представительного органа  местного самоуправления, его депутатских  образований и внутренних органов (депутатских групп, комиссий, комитетов  и т.п.);

3) решение как акт коллегиального (как правило, представительного) органа  местного самоуправления, который  носит общий, в том числе нормативный, характер;

4) постановление — акт главы  муниципального образования (главы  администрации), имеющий, как правило, нормативный характер;

5) распоряжение — акт главы  муниципального образования (главы  администрации) — издается по  оперативным и другим текущим  вопросам и имеет ненормативный  характер;

6) положение — правовой акт, в котором систематизируются  нормы статусного или тематического  содержания (утверждается решением  представительного органа местного  самоуправления или постановлением  главы муниципального образования  — главы администрации;

7) приказы и инструкции, акты  отраслевых, межотраслевых, территориальных  органов местной администрации, содержащие ненормативные положения  оперативно-распорядительного характера;

8) заявления, резолюции, обращения  и другие акты представительного  органа местного самоуправления (имеют ненормативный характер  и связаны с оценкой представительным  органом тех или иных событий  и фактов, определением отношения  к ним).

Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Предмет муниципального права включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Кроме того, нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами. Ко вторым - хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения местной администрации с иными юридическими лицами.

 

 

Библиографический список

Правовые акты

1. Конституция  Российской Федерации 1993г. (в последней  ред. Законов      РФ    о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская  газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

Научная литература

  1. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2007.-245с.
  2. Костюков А.Н. Муниципальное право в системе российского права: стагнация или развитие, а может быть, новая роль? // Государство и право. 2003. № 9.-С.11
  3. Муниципальное право России: учебное пособие // Под ред. Ю.Н. Мильшина, С.Е. Чаннова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-83с.
  4. Старилов Ю.Н. Административное право: сущность, проблемы реформы и новая система // Правоведение. 2000. № 5.-С.21
  5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004.-396с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Глава муниципального образования, порядок его избрания и особенности  правового статуса в различных  системах местного самоуправления

В любом муниципальном образовании уставом должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления, наделенное собственной компетенцией, имеющее право входить в состав представительного органа, председательствовать на его заседаниях.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не только запрещает совмещение руководства представительным и исполнительным органом местного самоуправления, но и закрепляет некоторые полномочия главы муниципального образования, устанавливает основания досрочного прекращения его полномочий7.

Особенности правового статуса главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования рассматривались в теории муниципального права. Так, в частности, И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов отмечают, что он символизирует собой местную власть, и выделяют два положения, характеризующие этот его статус: нормативное закрепление полномочий главы муниципального образования и возможность совмещения им должностей руководителя представительного и исполнительного органа местного самоуправления. Однако, законодательство РФ исключает возможность совмещения главой муниципального образования должностей главы представительного органа и местной администрации.

Представляется, что, говоря о главе муниципального образования как высшем должностном лице, следует обратить внимание на следующие особенности его статуса:

даже если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он может влиять на решения представительного органа муниципального образования, обладая правом вето;

он представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями;

глава муниципального образования, несет персональную ответственность перед населением муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования по решению вопросов местного значения должны быть закреплены в уставе муниципального образования8.

Глава муниципального образования может возглавлять либо представительный орган муниципального образования, либо местную администрацию9.

Устав муниципального образования должен определять структуру и порядок формирования органов местного самоуправления. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования в конкретном поселении или ином муниципальном образовании - представительный или местную администрацию.

Если в соответствии с уставом муниципального образования его глава является председателем представительного органа, могут быть предусмотрены две процедуры его избрания - населением непосредственно на муниципальных выборах или депутатами представительного органа муниципального образования из своего состава.

Глава муниципального образования, являющийся в соответствии с уставом этого образования также главой администрации, может избираться только населением непосредственно на муниципальных выборах. Зачастую выборы главы муниципального образования проводятся одновременно с выборами представительного органа муниципального образования.

Представляется, что в этих случаях целесообразно установить запрет выдвижения своей кандидатуры одним лицом одновременно и на должность главы муниципального образования, и в депутаты представительного органа. Если представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав данного района, глава муниципального района избирается из состава сформированного представительного органа и является его председателем.

В поселениях с численностью менее 1000 человек допускается совмещение полномочий главы представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации, если это предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольшом поселении нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления хотя бы из экономии средств местного бюджета.

Однако в таких поселениях гораздо проще реализовать процедуру отзыва главы муниципального образования, так как население, как правило, хорошо проинформировано о том, как решаются вопросы местного значения. Глава муниципального образования в таких поселениях отвечает за все вопросы, решаемые на местном уровне, поэтому отсутствует также необходимость наделять правами юридического лица представительные органы.

Полномочия принадлежат главам муниципальных образований независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют - представительный или местную администрацию.

Представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях. Право созывать внеочередные заседания представительного органа муниципального образования на практике часто используется главами муниципальных образований для решения неотложных вопросов.

Норма о подотчетности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования содержится и в действующем законе о местном самоуправлении. Отчетность можно расценивать в качестве одного из способов контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования. В то же время исследователями уже отмечалось, что в разных муниципальных образованиях по-разному определяется порядок такой отчетности, ее сроки, зачастую такая обязанность просто констатируется.

Новый закон также не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления контроля населением за деятельностью главы муниципального образования, оставив решение данного вопроса на усмотрение муниципальных образований.

Также закон устанавливает основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Некоторые из них предусматривают инициативу самого главы муниципального образования, другие могут возникнуть помимо его воли или желания. Список оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования не является исчерпывающим и может быть дополнен в уставе муниципального образования. Из приведенных в настоящей статье оснований определенные сомнения с точки зрения целесообразности вызывает п. 6, предусматривающий досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Можно привести следующие возражения против прекращения полномочий главы муниципального образования по данному основанию.

Во-первых, комментируемый пункт устанавливает, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его обвинительного приговора суда в законную силу.

Однако в соответствии со ст. 402 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора.  В связи с этим нетрудно представить следующую ситуацию: обвинительный приговор в отношении главы муниципального образования вступил в законную силу, в связи с чем его полномочия были прекращены и был избран новый глава муниципального образования, однако в порядке надзора дело было пересмотрено и бывший глава оправдан10.

Во-вторых, в приведенном пункте ничего не сказано о тяжести совершенного преступления. Однако преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественно опасности. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования11.Указание на то, что местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обусловлено необходимостью определить в общих чертах компетенцию данного органа. Именно местные администрации могут наделяться полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, т.е. выполнять некоторые функции государственных органов. Полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий могут наделяться администрации муниципальных районов и городских округов, за исключением особых случаев, установленных федеральным законом или законом субъекта РФ.

Информация о работе Понятие муниципального права