Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 10:30, реферат
Краткое описание
Коммуникационные процессы занимают важное место в жизни человека, гражданина и государства, наличествуют в работе всех общественных институтов. В период до обретения Республикой Беларусь независимости, коммуникационным процессам отводилось немного места в научной и публицистической литературе. На данный момент изучение коммуникации, её видов и элементов, представляет большой интерес для науки о государственном управлении
Содержание
Введение Глава 1. Коммуникации в системе государственного управления: сущность, виды, функции 1.1 Коммуникация в системе государственного управления: определение понятий 1.2 Сущность коммуникации в системе государственного управления 1.3 Функции коммуникации в системе государственного управления. Коммуникативные барьеры 1.4 Пути совершенствования коммуникации в системе государственного управления 1.5 Связь власти с общественностью - важнейший элемент коммуникации в системе государственного управления Глава 2. Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления 2.1 Сущность правовой информатизации 2.3 Проблемы правовой информатизации Заключение Список используемых источников
Коммуникацией принято называть
обмен значениями (информацией) между
индивидами через посредство общей системы
символов (знаков) - в частности языковых
знаков. В науке имеется более 40 различных
подходов к определению коммуникации.
Чем сложнее и разветвлённее
становится деятельность общества, социальных
организаций и институтов и чем больше
в связи с этим накапливается объем информации
- научной, художественной, политической,
бытовой и т.п., тем более важную роль в
процессах управления начинает играть
социальная коммуникация. Особую значимость
она приобретает в современных условиях,
когда осуществляется подлинная информационная
революция - стремительное, количественное
и качественное преобразование информационной
сферы, сопровождающееся коренной трансформацией
не только технической, но и социальной,
социокультурной основы складывающегося
в нашу эпоху постиндустриального, информационного
сообщества, базирующегося на многосторонней
и многоярусной системе планетарных коммуникационных
процессов. На приоритетные позиции в
мире начинают выходить не те страны, которые
производят наибольшее количество вооружения
или извлекают из земли наибольшее количество
энергетических и иных ресурсов, а те,
которые, опираясь на новейшие научные
и технические идеи, реализуя их в разнообразных
потоках информации и соответствующих
технических средствах, движутся быстрее
других в создании и эффективном использовании
коммуникационных систем и сетей, в их
практическом применении в процессах
управления.
Для того чтобы раскрыть сущность
коммуникации в системе государственного
управления, я считаю целесообразным уделить
внимание понятия и термины, используемые
для анализа коммуникативного процесса
и его элементов.
В коммуникативных актах задействованы
участники коммуникации - коммуниканты
(отправитель и получатель), порождающие
и интерпретирующие сообщения.
Коммуникантами могут быть
человеческие индивиды и общественные
институты (правительства, партии, фирмы
и т.п.). В последнем случае мы имеем дело
с определенной абстракцией, ведь конечным
отправителем и получателем всегда является
единичный человек. В то же время в юриспруденции,
политике, бизнесе, образовании и других
общественных сферах коммуникации весьма
часто ответственным отправителем признается
коллегиальный или институционализированный
отправитель.
Обычно сообщения - это высказывания
или тексты. Но в невербальной коммуникации
сообщением может быть изображение (дорожный
знак поворота или фотография встречи
политических лидеров), физический предмет
(цветок на окне явочной квартиры как сообщение
о провале или архитектурное сооружение
как сообщение о его предназначении, подарок
как знак признательности или черная метка
как знак приговора). Сообщениями можно
также признать поступки (например, знаковые
поступки политических деятелей или шаги
фирмы по продвижению товара). [12]
Государственные органы и институты
вступают в коммуникацию для того, чтобы
информировать, воздействовать, убеждать
субъект коммуникации либо с целью описать
текущую обстановку. Исходной причиной,
по которой люди нуждаются в коммуникации,
служат потребности человека или группы
людей. Цели коммуникации обслуживают
те или иные потребности: выживание, сотрудничество
с другими людьми, личные потребности,
поддержание отношений с другими людьми,
убеждение других действовать или думать
каким-либо образом, осуществление власти
над другими людьми (сюда относится и пропаганда),
объединение обществ и организаций в одно
целое, получение и сообщение информации,
осознание мира и нашего опыта в нем (во
что мы верим, что думаем о себе, об отношениях
с другими людьми, о том, что является истинным),
проявление творческой натуры и воображения.
[2]
Таким образом, коммуникация
является важным объектом управления,
являясь не только процессом обмена информации,
задачами, ценностей, но и своеобразным
зеркалом происходящего в государстве.
Управляя коммуникацией, активно воздействуя
на её компоненты, государство реализует
свои сильные стороны и нейтрализует слабые.
Только своевременно налаженная коммуникация
позволяет ориентироваться в государственных
процессах и воздействовать на них.
1.3 Функции коммуникации
в системе государственного управления.
Коммуникативные барьеры
Теперь коснёмся функций коммуникации
в системе государственного управления
более системно. Опираясь на научную литературу
по данной тематике, можно выделить следующее:
Обеспечение эффективного обмена
информацией между субъектами и объектами
управления.
Совершенствование отношений
между субъектами коммуникации на различном
уровне в процессе обмена информацией.
Создание информационных каналов
для обмена информацией между отдельными
сотрудниками и группами и координации
их задач и действий.
Регулирование и рационализация
информационных потоков.
Кроме того, в литературе существует
и другая классификация функций государственных
коммуникаций. В соответствии с ней, функции
подразделяются на следующие:
консервативную, направленную
на сохранение статус-кво государственной
системы, способствующей стабильному
существованию социального организма;
координирующую, призванную
обеспечивать координацию властных воздействий
субъекта управления в соответствии с
параметрами объекта управления, и их
возможными изменениями;
интегрирующую, связанную с
осуществлением такой государственной
политики, которая бы учитывала интересы
всех элементов общественной системы,
способствовала выработке и принятию
согласованных управленческих решений;
мобилизационную, направленную
на обеспечение легитимности существующего
общественного порядка, получение поддержки
и одобрения общества по поводу принимаемых
управленческих решений;
социализирующую, связанную
с усвоением в процессе информационного
обмена социально-политических норм, ценностей
и традиций государства, повышением уровня
политической компетентности граждан.
[30]
Рассуждая о различных типах
коммуникации в системе государственного
управления, мы говорим о горизонтальных
(на одном уровне, к примеру, Республика
Беларусь - Российская Федерация) и вертикальных
(на разном уровне, Премьер-Министр - Министр
труда и социальной защиты) коммуникациях.
Функционирование вертикальной коммуникации
невозможно без восходящих и нисходящий
потоков информации, от высшего уровня
к низшему и наоборот. Всё это свидетельствует
о грамотном подходе к управлению, о чётком
и сбалансированном обмене информацией
как руководству к действию в государстве.
[9]
Коммуникация в системе государственного
управления преследует ряд целей и задач,
а также выполняет различные функции.
Во-первых, это информационно-коммуникативная
функция. Её особенность заключается в
том, что информация не просто передается
- принимается, но и формируется, что является
важным моментом для творческого продуктивного
общения. Эта функция позволяет выразить
своё согласие либо несогласие, что является
непременным условием для существования
правового государства, ведь только в
таких государствах право на свободу слова
и мнения закреплено конституционно. Благодаря
информационно-коммуникативной функции
происходит выравнивание различий в исходной
информированности партнеров.
Во-вторых, важнейшей функцией
коммуникации в системе государственного
управления является регулятивно-управляющая
функция. Благодаря данной функции коммуникации,
можно регулировать не только собственное
поведение, но и поведение других людей.
Кроме того, данная функция позволяет
координировать действия целого, позволяет
работать, как одна команда, а также оказывать
управляющее воздействие на человека,
глубина которого зависит от индивидуальных
свойств партнеров общения.
Говоря о функциях коммуникации
в системе государственного управления,
необходимо упомянуть и идеологическую
функцию. Грамотно налаженная обратная
связь с населением располагает граждан
к доверию действующей власти. Если вспомнить
наше государство, то одним из примеров
такой коммуникации является служба "Одно
окно" и правовая информатизация, о
которой я расскажу во второй части своей
работы.
Однако моё сообщение о сущности
коммуникации будет неполным, если не
вспомнить и коммуникативные барьеры,
препятствия, возникающие перед субъектами
коммуникации.
К таким барьерам относится
целый ряд элементов и категорий. Это и
языковой барьер, разница в уровне субъектов
коммуникации, перенасыщенность информацией,
неправильный адресат, отсутствие обратной
связи. Обобщая, отмечу, что есть преграды,
зависящие от носителя информации, и, напротив,
от получателя. К примеру, если Приказ
министерства Торговли попадёт на месте
к чиновникам, которые не разбираются
в экономике, не исключена неверная интерпретация
руководства к действию и, как следствие,
неверное их воплощение. Увы, с такими
явлениями приходилось сталкиваться любому
обществу и государству на протяжении
всего времени их существования. Эти и
многие другие факторы могут свести на
нет работу государственных органов по
налаживанию коммуникации, обратить позитивные
шаги вспять. Именно поэтому барьерам
коммуникации необходимо уделять повышенное
внимание.
Как отмечается в научной литературе,
превращение информации в лимитирующий
фактор производства меняет характер
хозяйственной власти: объектами собственности,
дающими их субъектам хозяйственную власть,
становятся информация и знания. "Информация
и знания имеют принципиально иную природу
по сравнению с традиционными символами
хозяйственной власти, они более демократичны,
чем земля или капитал. Если земля и капитал
конечны, то знания могут генерироваться
и накапливаться беспредельно; если земля
и капитал имеют ограниченное число пользователей,
то знания доступны одновременно любому
их числу..."
1.4 Пути совершенствования
коммуникации в системе государственного
управления
Коммуникация в системе государственного
управления может и должна развиваться,
постоянно совершенствоваться. Помочь
в развитии коммуникации могут следующие
принципы: принцип ясности, принцип цельности,
принцип стратегического использования
информационной организации, регулирование
информационных потоков, управленческие
действия, системы обратной связи, системы
сбора предложений.
В соответствии с принципом
ясности, коммуникация должна происходить
на одном языке общения, и передаваться
таким образом, чтобы быть ясно воспринятым
получателем. Этот принцип предполагает
не просто одну и ту же систему символов
общения, но и определённое доверие сторон
к друг другу.
Принцип целостности имеет
задачу сплочения всех участников коммуникации
ради достижения общей цели. Целостным
может быть только такое общество и государство,
где нет деления на классы, расы и так далее,
признаком целостности обладает только
демократическое государство, которым
является наша Республика.
Кроме того, одним из принципов
совершенствования коммуникации в системе
государственного управления может стать
развитие неформальных групп внутри государственных
институтов, по которым информация зачастую
передаётся быстрее, чем по формальным
источникам, а уровень сплочённости команды
очень высок.
Регулирование информационных
потоков позволяет отсеять ненужную или
даже вредную информацию, но доводить
до общества, либо до государственных
институтов те потоки, которые наиболее
актуальны и необходимы на данный момент.
В свою очередь, принцип регулирования
информационных потоков будет являться
только одним из примеров управленческих
действий по совершенствования коммуникации
в системе государственного управления.
Для развития коммуникации,
государственные служащие разных уровней
могут практиковать различные тактики
по совершенствованию обмена информации.
Для нашей страны хорошей традицией стали,
к примеру, Всебелорусские Съезды перед
важными политическими событиями, Селекторные
совещания и многое другое. Все эти действия
позволяют лучше координировать работу
государственных органов и совершенствовать
коммуникацию в системе управления.
Пристальное внимание хотелось
бы уделить и принципу обратной связи
как способу совершенствования коммуникации
в системе государственного управления.
Обратная связь свидетельствует о налаженном
процессе обмена информацией, это могут
быть, к примеру, социологические опросы,
круглые столы, мероприятия, форумы на
Интернет-порталах, прямые линии по телефону
и многое другое.
Социолог П. Геддс, который еще
в 1915 г. в своей работе "Города в процессе
эволюции" сформулировал два существенных
принципа обратной связи в ходе выработки
решений, касающихся городского развития:
а) принцип двойного информирования ( "специалисты
информируют граждан о целях разрабатываемых
планов городского развития - жители городов
информируют специалистов об условиях
жизни в городах и о своих запросах")
б) принцип взаимодействия в
проектировании ( "специалисты
разрабатывают базовые варианты проекта
- жители оценивают эти варианты и выдвигают
альтернативные предложения").
Ясно, что в этом случае имелось
в виду право граждан участвовать в формировании
их жизненной среды, защищая, таким образом,
свои насущные интересы от произвола властей
и капитала, невольными пособниками которых
становятся специалисты, работающие по
заказам.
Ныне это право признано и регламентируется
законодательными актами более чем 30 стран
- членов ООН. [25]