Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 10:30, реферат

Краткое описание

Коммуникационные процессы занимают важное место в жизни человека, гражданина и государства, наличествуют в работе всех общественных институтов. В период до обретения Республикой Беларусь независимости, коммуникационным процессам отводилось немного места в научной и публицистической литературе. На данный момент изучение коммуникации, её видов и элементов, представляет большой интерес для науки о государственном управлении

Содержание

Введение
Глава 1. Коммуникации в системе государственного управления: сущность, виды, функции
1.1 Коммуникация в системе государственного управления: определение понятий
1.2 Сущность коммуникации в системе государственного управления
1.3 Функции коммуникации в системе государственного управления. Коммуникативные барьеры
1.4 Пути совершенствования коммуникации в системе государственного управления
1.5 Связь власти с общественностью - важнейший элемент коммуникации в системе государственного управления
Глава 2. Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления
2.1 Сущность правовой информатизации
2.3 Проблемы правовой информатизации
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

2.2 Реализация задач правовой  информатизации как путь к  развитию коммуникации в системе  государственного управления

Как отметил И.Л. Бачило в статье "Глобальная информатизация и право": "Главное состоит в том, чтобы усовершенствовать сам процесс законотворчества на основе новейших методов сбора и обработки информации, необходимой при подготовке законов и иных нормативных и индивидуальных актов". [3] Однако задачи правовой информатизации относятся не только к внедрению электронных баз данных, автоматизированной подготовке законопроектов, но и к управлению информационными ресурсами. К таким задачам можно отнести:

эффективное использование бюджетных средств на создание, ведение, хранение и защиту правовой информации;

обеспечение свободного доступа к ресурсам через сеть Интернет, другие средства массовой информации для государственных органов, физических и юридических лиц;

защита информационных ресурсов от преступных посягательств.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 "О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" выделяет ряд направлений, в которых раскрываются задачи правовой информатизации.

На мой взгляд, приоритетной задачей правовой информатизации в настоящий момент является построение информационно-правового пространства государства, поскольку именно через него сможет происходить взаимодействие всех субъектов права в государстве. Отмечается, что реализация данной задачи может быть осуществлена через совершенствование и развитие единого непрерывного цикла создания, обработки и распространения нормативной правовой информации посредством компьютеризации государственных органов и внедрения электронного документооборота.

Одной из главных задач является развитие доступного интернет-портала, содержащего исчерпывающее количество правовой информации в различных отраслях права. И хотя такой портал уже существует, не решена проблема доступа к территориально удаленным и региональным правовым информационно-правовым ресурсам. Важнейшим преимуществами работы с электронными ресурсами является их актуальность, скорость доступа. Быстрое обновление и замена устаревшей информации на интернет-портале, комментарии специалистов, возможность всех категорий граждан получить дополнительную информацию по тем или иным вопросам - также задачи, которые предстоит решить на пути к правовой информатизации. Немаловажной задачей является привлечение к участию в информатизации негосударственный сектор экономики наряду с сохранением в руках государства рычагов влияния на данный процесс.

2.3 Проблемы правовой  информатизации

Перед правовой информатизацией возникает ряд трудностей, связанных с недостаточной правовой культурой населения, неготовностью отдельных государственных органов, объективной невозможностью доступа значительной части населения к удалённым ресурсам. Все эти трудности носят субъективный характер и могут быть преодолены через повышение правовой и информационной культуры граждан, подготовку и переподготовку кадров в сфере использования правовых и информационных ресурсов, увеличение государственных расходов на среднее и высшее образовании в сфере информационных технологий.

Преодоление проблем правовой информатизации, создание единых баз данных с доступом для всех субъектов права в государстве позволит поднять на более высокий уровень эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повысить правовую культуру населения, позволит гражданам реально влиять на процессы законотворчества.

Заключение

Таким образом, в своей работе я рассмотрел не только коммуникацию в системе государственного управления в узко теоретическом смысле, но и коснулся практических моментов, а именно одного из направлений инновационного развития коммуникации - правовой информатизации.

Данные проблемы широко разработаны в зарубежной литературе. Наилучшим образом процесс коммуникации описан у Толкота Парсонсу, который выделяет в процессе коммуникации взаимодействие нескольких элементов. Среди них американский социолог выделил следующее:

действие автора и/или носителя сообщения;

ответная реакция реципиента;

содержание коммуникативного процесса;

взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.

Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о получателе информации. Специалисты по коммуникациям считают, что наиболее важным фактором, нарушающим "общность" в коммуникациях между источником и получателем информации, являются изменения, которые происходят в её кодировании и расшифровке. Наиболее эффективные коммуникации устанавливаются в том случае, когда процессы кодирования и расшифровки информации являются единообразными.

В ходе работы с материалом было выяснено, что коммуникация в системе государственного управления - это обмен информацией посредством общей системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.

После написания курсовой работы, я пришёл к следующим выводам. Во-первых, существуют различные каналы, по которым осуществляется коммуникация в системе государственного управления, и достаточно тяжело определить, какой из них является наиболее важным и необходимым. Безусловно, официальные средства для коммуникации в государственных структурах несут больше конкретики и проверенных данных, нежели неофициальные.

Однако в современном мире фильтровать информацию уже не представляется возможным. Поэтому, на мой взгляд, официальным лицам и структурам нет смысла искажать информацию, ведь правда всё равно просочится наверх.

Во-вторых, коммуникация в системе государственного управления выполняет большое количество функций, начиная от сохранения текущего состояния государства, чётким выполнением планов для достижения целей и заканчивая развитием культуры, моральных ценностей у жителей государства.

Кроме того, мною рассмотрен практический аспект коммуникации в системе государственного управления - правовая информатизация. На сегодняшний момент в Республике делается всё необходимое для развития информационных и коммуникативных технологий. Это и создание баз данных в государственных учреждениях, автоматизация многих рутинных процессов, приобщение людей в мультимедийным средствам связи.

И хотя в Республике Беларусь принят ряд законов, которые должны упростить и совершенствовать коммуникацию, обратную связь, в данном направлении государству придётся проделать достаточно большую и тяжёлую работу.

Актуальность изучения коммуникации в системе государственного управления объясняется возрастанием роли политико-коммуникативных аспектов в деятельности государственной власти в эпоху постиндустриального общества, в котором усиливается потребность людей в информации и коммуникации, выступающими основной ценностью, "стратегическими ресурсами и системообразующими факторами социально-политической реальности.

Коммуникация не может существовать в отрыве от государства и общества, а общество не может развиваться без грамотно налаженной коммуникации. Однако без взаимного доверия, обратной связи и своевременно поступающей информации, коммуникации государственных институтов и общества не будет эффективной и продуктивной. В связи с этим, на мой взгляд, руководители государства, равно как и управленцы разного уровня, должны искать пути, подходы совершенствования коммуникации, установления неформальных, более оперативных каналов передачи информации, наращивать собственный потенциал через общение с подчинёнными, другими руководителями, постоянному обучению и личностному росту.

Список используемых источников

1. Административно-правовые  основы государственного управления: учеб. пособие /С.А. Балашенко, Т.С. Бойко, Г.А. Василевич и др.; общ. ред. А.Н. Крамника. - Минск: Тесей, 2004. - 704 с.

2. Арутюнова Н.Д. Фактор  адресата // Известия АН СССР. - Т.40. - № 4. - 1981. - 437 с.

3. Бачило И.Л. Глобальная  информатизация и право. - М., 1999. - 257 с.

4. Бухман В.Б. Информатизация  культуры или окультуривание  информатики - проблема границ // Культура  мира: перспективы на рубеже XXI века. - Тверь, 2001.

5. Бухман В.Б. Информатизация  культуры или окультуривание  информатики - проблема границ // Культура  мира: перспективы на рубеже XXI века. - Тверь, 2001. - 215 с.

6. Винер Н. Кибернетика, или  управление и связь в животном  и машине. М.: Наука; Главная редакция  изданий для зарубежных стран, 1983. - 344 с.

7. Глазунова Н.И. Система  государственного управления. - М., 2002.

8. Государственное управление: практика и перспективы / Редкол.: В.В. Русакевич, В.М. Михеев. - Минск.: Беларусь, 1999. - 320 с.

9. Десслер Г. Управление  персоналом: учебн. пособие / под ред.А.И. Шленова. - М.: БИНОМ, 2002. - 432 с.

10. Забелов С.М., Забелов  П.С. Правовое регулирование государственного  управления: учебное пособие. - Минск: Академия управления при Президенте  Республики Беларусь, 2003. - 230 с.

11. Зорин В.И. Философский  толковый словарь "Евразийская  мудрость от А до Я". - Алматы: Создiк-Словарь, 2002. - 407 с.

12. Кашкин В.Б. Введение  в теорию коммуникации: учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.

13. Кнорринг В.И. Основы  государственного и муниципального  управления: учебник / В.И. Кнорринг. - М.: Экзамен, 2004. - 416 с.

14. Кнорринг В.И. Основы  искусства управления: учеб. пособие  для вузов / В.Н. Кнорринг; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Российской  Федерации, Ин-т бизнеса и делового  администрирования. -М.: Дело, 2003. -328 с.

15. Концепция совершенствования  законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10.04.2002 г., № 205 // Вестн. Высш. Хозяйств. Суда  Респ. Беларусь. - 2002. - № 6. - С.23-48.

16. Концепция судебно-правовой  реформы. // Вед. Верх. Совета Респ. Беларусь. - 1992. - № 16. - Ст.270.

17. О Государственной программе  информатизации Республики Беларусь  на 2003-2005 годы и на перспективу  до 2010 года "Электронная Беларусь": пост. Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2002 г., № 1819 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

18. О мерах по совершенствованию  государственной системы правовой  информации: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 окт. 1998 г., №524: в ред. Указа  Президента Респ. Беларусь от 16 дек. 2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

19. О мерах по совершенствованию  нормотворческой деятельности (Правила  подготовки проектов нормативных  правовых актов): Указ Президента  Респ. Беларусь, 11 авг. 2003 г., № 359 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 92. - 1/4856.

20. О Национальном реестре  правовых актов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь,20 июля 1998 г., № 369: в ред. Указа Президента  Респ. Беларусь от 11 авг. 2003 г. // Консультант  Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

21. О некоторых вопросах  информатизации в Республике  Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 апр. 1999 г., № 195 // Консультант  Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

22. О порядке распространения  правовой информации в Республике  Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 дек. 1998 г., № 565: в ред. Указа  Президента Респ. Беларусь от 8 сент. 2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

23. О создании компьютерного  банка данных проектов законов  Республики Беларусь: Указ Президента  Респ. Беларусь, 24 июля 1998 г., № 376 // Консультант  Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

24. О создании Национального  центра правовой информации Республики  Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 июня 1997 г., № 338: в ред. Указа  Президента Респ. Беларусь от 21.12.1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр  правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

25. Опыт и проблемы взаимодействия  потребителя архитектуры и проектно-строительного  комплекса / Информационное издание  ЦНТИ: Обзорная информация. - Вып.3. - М., 1987. - 219 с.

Информация о работе Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления