Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 10:30, реферат
Краткое описание
Коммуникационные процессы занимают важное место в жизни человека, гражданина и государства, наличествуют в работе всех общественных институтов. В период до обретения Республикой Беларусь независимости, коммуникационным процессам отводилось немного места в научной и публицистической литературе. На данный момент изучение коммуникации, её видов и элементов, представляет большой интерес для науки о государственном управлении
Содержание
Введение Глава 1. Коммуникации в системе государственного управления: сущность, виды, функции 1.1 Коммуникация в системе государственного управления: определение понятий 1.2 Сущность коммуникации в системе государственного управления 1.3 Функции коммуникации в системе государственного управления. Коммуникативные барьеры 1.4 Пути совершенствования коммуникации в системе государственного управления 1.5 Связь власти с общественностью - важнейший элемент коммуникации в системе государственного управления Глава 2. Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления 2.1 Сущность правовой информатизации 2.3 Проблемы правовой информатизации Заключение Список используемых источников
2.2 Реализация задач правовой
информатизации как путь к
развитию коммуникации в системе
государственного управления
Как отметил И.Л. Бачило в статье
"Глобальная информатизация и право":
"Главное состоит в том, чтобы усовершенствовать
сам процесс законотворчества на основе
новейших методов сбора и обработки информации,
необходимой при подготовке законов и
иных нормативных и индивидуальных актов".
[3] Однако задачи правовой информатизации
относятся не только к внедрению электронных
баз данных, автоматизированной подготовке
законопроектов, но и к управлению информационными
ресурсами. К таким задачам можно отнести:
эффективное использование
бюджетных средств на создание, ведение,
хранение и защиту правовой информации;
обеспечение свободного доступа
к ресурсам через сеть Интернет, другие
средства массовой информации для государственных
органов, физических и юридических лиц;
защита информационных ресурсов
от преступных посягательств.
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г.
№ 1819 "О Государственной программе
информатизации Республики Беларусь на
2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года
"Электронная Беларусь" выделяет
ряд направлений, в которых раскрываются
задачи правовой информатизации.
На мой взгляд, приоритетной
задачей правовой информатизации в настоящий
момент является построение информационно-правового
пространства государства, поскольку
именно через него сможет происходить
взаимодействие всех субъектов права
в государстве. Отмечается, что реализация
данной задачи может быть осуществлена
через совершенствование и развитие единого
непрерывного цикла создания, обработки
и распространения нормативной правовой
информации посредством компьютеризации
государственных органов и внедрения
электронного документооборота.
Одной из главных задач является
развитие доступного интернет-портала,
содержащего исчерпывающее количество
правовой информации в различных отраслях
права. И хотя такой портал уже существует,
не решена проблема доступа к территориально
удаленным и региональным правовым информационно-правовым
ресурсам. Важнейшим преимуществами работы
с электронными ресурсами является их
актуальность, скорость доступа. Быстрое
обновление и замена устаревшей информации
на интернет-портале, комментарии специалистов,
возможность всех категорий граждан получить
дополнительную информацию по тем или
иным вопросам - также задачи, которые
предстоит решить на пути к правовой информатизации.
Немаловажной задачей является привлечение
к участию в информатизации негосударственный
сектор экономики наряду с сохранением
в руках государства рычагов влияния на
данный процесс.
2.3 Проблемы правовой
информатизации
Перед правовой информатизацией
возникает ряд трудностей, связанных с
недостаточной правовой культурой населения,
неготовностью отдельных государственных
органов, объективной невозможностью
доступа значительной части населения
к удалённым ресурсам. Все эти трудности
носят субъективный характер и могут быть
преодолены через повышение правовой
и информационной культуры граждан, подготовку
и переподготовку кадров в сфере использования
правовых и информационных ресурсов, увеличение
государственных расходов на среднее
и высшее образовании в сфере информационных
технологий.
Преодоление проблем правовой
информатизации, создание единых баз данных
с доступом для всех субъектов права в
государстве позволит поднять на более
высокий уровень эффективность деятельности
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, повысить правовую
культуру населения, позволит гражданам
реально влиять на процессы законотворчества.
Заключение
Таким образом, в своей работе
я рассмотрел не только коммуникацию в
системе государственного управления
в узко теоретическом смысле, но и коснулся
практических моментов, а именно одного
из направлений инновационного развития
коммуникации - правовой информатизации.
Данные проблемы широко разработаны
в зарубежной литературе. Наилучшим образом
процесс коммуникации описан у Толкота
Парсонсу, который выделяет в процессе
коммуникации взаимодействие нескольких
элементов. Среди них американский социолог
выделил следующее:
действие автора и/или носителя
сообщения;
ответная реакция реципиента;
содержание коммуникативного
процесса;
взаимные роли, связывающие
между собой участников коммуникативного
взаимодействия.
Многие практики и теоретики
управления считают, что формы, в которых
осуществляются коммуникации, зависят
от того, что известно о получателе информации.
Специалисты по коммуникациям считают,
что наиболее важным фактором, нарушающим
"общность" в коммуникациях между
источником и получателем информации,
являются изменения, которые происходят
в её кодировании и расшифровке. Наиболее
эффективные коммуникации устанавливаются
в том случае, когда процессы кодирования
и расшифровки информации являются единообразными.
В ходе работы с материалом
было выяснено, что коммуникация в системе
государственного управления - это обмен
информацией посредством общей системы
символом, социальное взаимодействие,
обладающее рядом свойств и признаков
и направленное на регулирование поведения
людей, работы государственных институтов
ради достижения общей цели.
После написания курсовой работы,
я пришёл к следующим выводам. Во-первых,
существуют различные каналы, по которым
осуществляется коммуникация в системе
государственного управления, и достаточно
тяжело определить, какой из них является
наиболее важным и необходимым. Безусловно,
официальные средства для коммуникации
в государственных структурах несут больше
конкретики и проверенных данных, нежели
неофициальные.
Однако в современном мире фильтровать
информацию уже не представляется возможным.
Поэтому, на мой взгляд, официальным лицам
и структурам нет смысла искажать информацию,
ведь правда всё равно просочится наверх.
Во-вторых, коммуникация в системе
государственного управления выполняет
большое количество функций, начиная от
сохранения текущего состояния государства,
чётким выполнением планов для достижения
целей и заканчивая развитием культуры,
моральных ценностей у жителей государства.
Кроме того, мною рассмотрен
практический аспект коммуникации в системе
государственного управления - правовая
информатизация. На сегодняшний момент
в Республике делается всё необходимое
для развития информационных и коммуникативных
технологий. Это и создание баз данных
в государственных учреждениях, автоматизация
многих рутинных процессов, приобщение
людей в мультимедийным средствам связи.
И хотя в Республике Беларусь
принят ряд законов, которые должны упростить
и совершенствовать коммуникацию, обратную
связь, в данном направлении государству
придётся проделать достаточно большую
и тяжёлую работу.
Актуальность изучения коммуникации
в системе государственного управления
объясняется возрастанием роли политико-коммуникативных
аспектов в деятельности государственной
власти в эпоху постиндустриального общества,
в котором усиливается потребность людей
в информации и коммуникации, выступающими
основной ценностью, "стратегическими
ресурсами и системообразующими факторами
социально-политической реальности.
Коммуникация не может существовать
в отрыве от государства и общества, а
общество не может развиваться без грамотно
налаженной коммуникации. Однако без взаимного
доверия, обратной связи и своевременно
поступающей информации, коммуникации
государственных институтов и общества
не будет эффективной и продуктивной.
В связи с этим, на мой взгляд, руководители
государства, равно как и управленцы разного
уровня, должны искать пути, подходы совершенствования
коммуникации, установления неформальных,
более оперативных каналов передачи информации,
наращивать собственный потенциал через
общение с подчинёнными, другими руководителями,
постоянному обучению и личностному росту.
Список используемых
источников
1. Административно-правовые
основы государственного управления:
учеб. пособие /С.А. Балашенко, Т.С. Бойко,
Г.А. Василевич и др.; общ. ред. А.Н.
Крамника. - Минск: Тесей, 2004. - 704 с.
2. Арутюнова Н.Д. Фактор
адресата // Известия АН СССР. - Т.40.
- № 4. - 1981. - 437 с.
3. Бачило И.Л. Глобальная
информатизация и право. - М., 1999. -
257 с.
4. Бухман В.Б. Информатизация
культуры или окультуривание
информатики - проблема границ // Культура
мира: перспективы на рубеже XXI века.
- Тверь, 2001.
5. Бухман В.Б. Информатизация
культуры или окультуривание
информатики - проблема границ // Культура
мира: перспективы на рубеже XXI века.
- Тверь, 2001. - 215 с.
6. Винер Н. Кибернетика, или
управление и связь в животном
и машине. М.: Наука; Главная редакция
изданий для зарубежных стран,
1983. - 344 с.
7. Глазунова Н.И. Система
государственного управления. - М., 2002.
8. Государственное управление:
практика и перспективы / Редкол.:
В.В. Русакевич, В.М. Михеев. - Минск.: Беларусь,
1999. - 320 с.
9. Десслер Г. Управление
персоналом: учебн. пособие / под ред.А.И.
Шленова. - М.: БИНОМ, 2002. - 432 с.
10. Забелов С.М., Забелов
П.С. Правовое регулирование государственного
управления: учебное пособие. - Минск:
Академия управления при Президенте
Республики Беларусь, 2003. - 230 с.
11. Зорин В.И. Философский
толковый словарь "Евразийская
мудрость от А до Я". - Алматы:
Создiк-Словарь, 2002. - 407 с.
12. Кашкин В.Б. Введение
в теорию коммуникации: учеб. пособие.
- Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.
13. Кнорринг В.И. Основы
государственного и муниципального
управления: учебник / В.И. Кнорринг. - М.:
Экзамен, 2004. - 416 с.
14. Кнорринг В.И. Основы
искусства управления: учеб. пособие
для вузов / В.Н. Кнорринг; Акад. нар.
хоз-ва при Правительстве Российской
Федерации, Ин-т бизнеса и делового
администрирования. -М.: Дело, 2003. -328 с.
15. Концепция совершенствования
законодательства Республики Беларусь:
Указ Президента Респ. Беларусь,
10.04.2002 г., № 205 // Вестн. Высш. Хозяйств. Суда
Респ. Беларусь. - 2002. - № 6. - С.23-48.
16. Концепция судебно-правовой
реформы. // Вед. Верх. Совета Респ. Беларусь.
- 1992. - № 16. - Ст.270.
17. О Государственной программе
информатизации Республики Беларусь
на 2003-2005 годы и на перспективу
до 2010 года "Электронная Беларусь":
пост. Совета Министров Респ. Беларусь,
27 дек. 2002 г., № 1819 // Консультант Плюс:
Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр",
Нац. центр правовой информ. Респ.
Беларусь. - Минск, 2008.
18. О мерах по совершенствованию
государственной системы правовой
информации: Указ Президента Респ.
Беларусь, 30 окт. 1998 г., №524: в ред. Указа
Президента Респ. Беларусь от 16 дек.
2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.
ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр
правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск,
2008.
19. О мерах по совершенствованию
нормотворческой деятельности (Правила
подготовки проектов нормативных
правовых актов): Указ Президента
Респ. Беларусь, 11 авг. 2003 г., № 359 // Нац.
реестр правовых актов Респ. Беларусь.
- 2003. - № 92. - 1/4856.
20. О Национальном реестре
правовых актов Республики Беларусь:
Указ Президента Респ. Беларусь,20
июля 1998 г., № 369: в ред. Указа Президента
Респ. Беларусь от 11 авг. 2003 г. // Консультант
Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр",
Нац. центр правовой информ. Респ.
Беларусь. - Минск, 2008.
21. О некоторых вопросах
информатизации в Республике
Беларусь: Указ Президента Респ.
Беларусь, 6 апр. 1999 г., № 195 // Консультант
Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр",
Нац. центр правовой информ. Респ.
Беларусь. - Минск, 2008.
22. О порядке распространения
правовой информации в Республике
Беларусь: Указ Президента Респ.
Беларусь, 1 дек. 1998 г., № 565: в ред. Указа
Президента Респ. Беларусь от 8 сент.
2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.
ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр
правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск,
2008.
23. О создании компьютерного
банка данных проектов законов
Республики Беларусь: Указ Президента
Респ. Беларусь, 24 июля 1998 г., № 376 // Консультант
Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр",
Нац. центр правовой информ. Респ.
Беларусь. - Минск, 2008.
24. О создании Национального
центра правовой информации Республики
Беларусь: Указ Президента Респ.
Беларусь, 30 июня 1997 г., № 338: в ред. Указа
Президента Респ. Беларусь от 21.12.1998
г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.
ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр
правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск,
2008.
25. Опыт и проблемы взаимодействия
потребителя архитектуры и проектно-строительного
комплекса / Информационное издание
ЦНТИ: Обзорная информация. - Вып.3. -
М., 1987. - 219 с.