Правовой статус религиозных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 04:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в проведении исследования правового статуса религиозных объединений в нашей стране. Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:
Изучить правовой статус религиозных объединений;
Выяснить права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ;
Рассмотреть гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ;
Показать ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях.

Содержание

1 Введение……………………………...……………….………………………...3
2 Основная часть…………………………………………………………………..5
Правовой статус религиозных объединений……………………………………5
Права и обязанности религиозных объединений по законодательству РФ…..9
Гарантии конституционно–правового статуса религиозных объединений в РФ…………………………………………………………………………………13
Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях……………………………………………………..17
3 Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа КП.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

"Создание религиозного  или общественного объединения,  деятельность которого сопряжена  с насилием над гражданами  или иным причинением вреда  их здоровью либо с побуждением  граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением…

Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи…". Но здесь  складывается опять, же интересная ситуация. Статья перечисляет правонарушения, за которые в принципе можно было бы наказать и без специально придуманной  на то уголовной нормы. То есть –  насилие над гражданами, причинение вреда их здоровью, побуждение граждан  к отказу от исполнения гражданских  обязанностей, совершение противоправных деяний… – запрет на подобные деяния можно увидеть и в прочих статьях  УК РФ. Разница лишь в том, что  законодатель в этом случае предусмотрел ответственность за создание организации  занимающейся подобной деятельностью, но не более того. Дело в том, что  нигде не говорится об уголовной  ответственности религиозных объединений  именно за воспрепятствование осуществления  права на свободу совести граждан. Ведь нарушать это право можно  и без насилия и причинения вреда здоровью. Так, например, удерживать человека в тоталитарной секте можно  путем "одурманивания", подмены  адекватного миропонимания –  выдуманным (тем, который выгоден  адептам секты), подобные примеры  хорошо известны и напоминают принцип  действия гипноза, с той только разницей что "зомбирование" человека длится по нескольку месяцев, а то и лет.

Вообще если говорить о  законодательстве нашего государства, то его нормы в большинстве  своём охраняют права самих религиозных  объединений (и очень часто эти  нормы действуют не в пользу "традиционных" для нас конфессий), при этом, совершенно забывая о том, что большинство  правонарушений совершаются как  раз религиозными объединениями  в отношении прав граждан.

Уголовный закон почти  всегда встает на сторону религиозных  групп и организаций, и лишь в  ничтожном числе случаев может  служить защитой от неправомерных  действий подобного рода сообществ.

На примере "Религиозной  организации Свидетелей Иеговы в  России" можно сделать вывод, что  проблема деструктивных культов  в России не решена. В 1997 году эта  организация была классифицирована как деструктивная религиозная  организация в следующих документах: Аналитический вестник Государственной  думы РФ "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных  организаций". Еще в 1996 году: Постановление  Государственной Думы РФ "Об обращении  Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации "К  президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия  некоторых религиозных организаций  на здоровья общества, семьи, граждан  России"; Информационный материал Министерства здравоохранения и медицинской  промышленности РФ "К докладу  о социально-медицинских воздействиях некоторых религиозных организаций  на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим". Но никаких действий от исполнительной власти России в связи с этим решением не последовало.

Несмотря на всю плачевность  сегодняшнего положения дел, есть люди, которых все это устраивает. На пример С.С. Шабалина заявляет следующее: "На данном историческом этапе нецелесообразно "наводить порядок" в сложившейся  ситуации, так как это может  привести к "беспорядку". То есть, по мнению Шабалиной никакого "беспорядка" нет, но в дальнейшем к нему нас  может привести тяга "наводить порядок" - интересное заявление, нет так ли?

Но вся беда в том, что  количество тоталитарных сект, начиная  с распада Советского Союза, растет с каждым годом и при этом на федеральном уровне не сделано практически  никаких шагов к решению этой проблемы, за исключением принятия Федерального закона "о свободе  совести и религиозных объединениях".

Да, борьба за "людские  души" идет на местном уровне (правда не всегда успешно), но этого крайне мало. Государству нужна четкая, систематизированная программа на уровне всей Федерации в целом, ведь невозможно регулировать ситуацию только лишь актами субъектов, притом, что эти акты должны иметь взаимосвязь с актами федерации – это просто замкнутый круг. И если подобные проблемы не будут решены в ближайшее время, то, что сможет защитить наши права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исторически самая древняя  форма государственно-правовой дискриминации - религиозная дискриминация, которая  выражалась в отсутствии права исповедовать иную религию, кроме господствующей в данном государстве. Требования отмены религиозной дискриминации вело к веротерпимости - первой ступени  на пути свободы совести.

В условиях нашего государства  тяга законодателей и правоприминителей  к "излишней веротерпимости" приводит на практике к не утешительным результатам  – произволу чиновников и противоправству  религиозных объединений.

В заключение настоящей курсовой работы можно сделать следующие  выводы:

  • Религиозное объединение может быть как религиозной организацией, так и религиозной группой. Религиозная организация – это, прежде всего юридическое лицо, представляющее собой вид некоммерческой организации, а религиозная группа – всего лишь группа людей связанных между собой единой целью (исповедания веры).
  • Порядок создания и ликвидации религиозных объединений регулируется Федеральным Законом "О свободе совести и религиозных объединениях".
  • Права и обязанности религиозных объединений устанавливаются Федеральным Законом "О свободе совести и религиозных объединениях", Федеральным Законом "о не коммерческих организациях" и некоторыми другими актами.
  • Гарантии правового статуса религиозных объединений закреплены Конституцией Российской Федерации, а также многими международно-правовыми актами и федеральными законами.
  • Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях предусмотрена уголовным кодексом и кодексом об административных правонарушениях.

Список литературы

  1. Конституция РФ
  2. Уголовный Кодекс РФ
  3. Административный Кодекс РФ
  4. ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях"
  5. ФЗ "О некоммерческих организациях"
  6. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"
  7. Боглай М.В. Конституционное право РФ; учебник для вузов и фак. Норма – Инфа М. 2004
  8. Козлова Е.И. Конституционное право России // учебник для вузов М. 2006
  9. Осипова Л. В. Правовое регулирование статуса религиозных объединений// Современное право №3 2008
  10. Понкин И. В. Традиционные религии: правовой статус // Свободная мысль 2007
  11. Терлоев З.С. Механизмы административно-правового регулирования свободы совести в РФ//Вопросы гуманитарных наук №2 2006
  12. Нутрухин Р.В. Проблемы уголовно-правовой ответственности за нарушение норм о свободе совести и вероисповедания// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник трудов кафедры философии МПГУ. – М. 2002. – Вып. Х
  13. Шабалина С. С. Проблемы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений // Конституционное и муниципальное право №13 2008

 


Информация о работе Правовой статус религиозных объединений