Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Понятие демократического государства напрямую связано с понятиями конституционного и правового государства, в определенном смысле можно говорить о синонимичности этих трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство соответствует характеристикам демократического государства только при условии сформированности гражданского общества.При этом совершенно не достаточно просто провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.
Ведение.....................................................................................................3
Глава 1. Основы прав и свобод гражданина РФ…………………….......5
1.1 Свобода как категория права…………………………………………5
1.2 Правовой статус гражданина РФ…………………………………….9
1.3 Политические права и свободы граждан РФ……………………....11
1.4 Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РФ…….17
Глава 2. Правовые и политические гарантии прав и свобод…………19
2.1 Гарантии прав и свобод гражданина РФ…………………………….19
2.2 Институт Уполномоченного по правам человека в России……....22
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………26
Правовой статус гражданина - это правовой статус человека, который дополнен соответствующими правами и свободами национальным законодательством государства.
По объему прав, свобод и обязанностей выделяют:
а) базовый (основной) - им обладает каждый - гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства - всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека;
б) полный (имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.
Национальное законодательство демократического государства, регулируя вопросы личности, призвано:
- Признать за каждым
человеком необходимые для
- Закрепить за каждой
личностью права,
- Гарантировать права
и свободы, обеспечить их
- Предусмотреть обязанности личности и ее ответственность за их неисполнение.
Отражение в национальном законодательстве комплекса названных вопросов образует институт правового статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормы различных отраслей права: административного, конституционного, трудового, гражданского и др.
Таким образом, правовой статус (правовое положение) человека и гражданина представляет собой закрепленное нормами российского права фактическое положение личности. Или: закрепление юридическими нормами отношений и связей личности с коллективом, обществом, государством, другими лицами. Или: это фактическая свобода личности, закрепленная в законе.
Правовой статус выражает
легальные пределы свободы
Термин «личность» - собирательное понятие. Поэтому можно говорить о правовом статусе российского гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. Особенности этих правовых статусов установлены в законах РФ. В целом же содержание правового положения человека и гражданина охватывает собой совокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физических лиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими
1.3 Политические права и свободы граждан РФ
Основы политических прав и свобод имеют прямую связь с суверенитетом народа. Они дают гражданам право на участие в политической жизни страны, управлении делами государства, осуществлении государственной власти, а так же позволяют оказывать влияние на властные структуры.
Духовная свобода, свобода мнений, в том числе и в области политики, проявляются в конституционных свободе мысли и слова, праве на информацию. Они гарантируют от противозаконного вмешательства государственной власти в эту сферу, призваны предотвращать политический и идеологический контроль над духовной жизнью человека, его политическими взглядами, мнениями, высказываниями. Вместе с тем они позволяют человеку приобретать политические убеждения, высказывать, распространять свое мнение по политическим вопросам, проблемам государственной жизни. Средства массовой информации - сильное средство воздействия на политическое поведение людей, на их политическое сознание.
Конституция РФ, закрепляет
фундаментальную
Важнейшей, наиболее массовой и действенной формой осуществления указанных выше прав являются средства массовой информации - периодические печатные издания (газеты, журналы и т.д.), радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроника, воздействующие часто на огромную аудиторию. Организация средств массовой информации, распространение, их отношения с гражданами и организациями, права и обязанности журналиста регулируются специальным Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, принятыми Федеральными законами в редакции от 09.02.2009 г. данный закон гарантирует реализацию соответствующих прав и свобод. «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27 декабря 1991 № 2124-1 Закон РФ, (ред. от 09.02.2009). Российская газета, 1992. 08.02. № 32.
Однако законодательством
не допускается чрезмерное злоупотребление
свободой массовой информации. Так
не допускается использование
Учреждение средств массовой информации разрешается любым дееспособным гражданам, которые достигли 18-летнего возраста (исключение составляют лица отбывающие наказания в местах лишения свободы). Учредителями средств массовой информации так же могут быть объединения граждан, организации, учреждения, предприятия и государственные органы.
Исходя из общего правила, средство массовой информации подлежит обязательной регистрации. Однако есть и исключения из правила, например касающиеся изданий, имеющих небольшой тираж. Не требуется регистрации, в частности, периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.Закон предусматривает возможность и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации. Это может сделать только учредитель или суд при наличии обозначенных в законе оснований.
Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. -№ 7, 21.01.2009. - № 237. Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30). Там же.
Осуществление права собираться
мирно, без оружия, проведения митингов
и демонстраций, уличных шествий
и пикетирований не должно нарушить
права и свободы других лиц. Запрещено
использование данного права
в целях насильственного
Свобода слова, массовой информации,
право на объединение, право проводить
собрания, митинги и демонстрации,
шествия и пикетирование иногда
рассматриваются в числе
Центральное место в системе
политических прав и свобод занимает
право граждан Российской Федерации
участвовать в управлении делами
государства как
Конституция РФ закрепляет
ряд политических прав граждан РФ,
путем реализации которых осуществляются
разные формы участия в управлении
делами государства; избирательные
права граждан, право участвовать
в референдуме, право на равный доступ
к государственной службе, право
участвовать в отправлении
Установлено право граждан
Российской Федерации обращаться лично,
а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления
(ст. 33). Конституция Российской Федерации
(принята всенародным
Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право на объединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и др. Там же.
Политические права, в отличие от личных принадлежат не каждому человеку, а гражданам государства и осуществляются они в основном коллективно, хотя закон и не запрещает реализовывать их индивидуально, но сложно представить себе, например, реализацию права на проведение митингов, шествий, демонстраций индивидуально. Основной целью предоставления политических прав гражданам является вовлечение их в жизнь страны, управление ее делами. Основным критерием выделения политических прав и свобод служит участие в управлении делами государства, взаимодействие с государственной властью. Политические права предусматриваются ст. ст. 30-33 Конституции Российской Федерации.
Политические права человека и гражданина:
- Право на объединение (ст. 30);
- Право собираться мирно,
без оружия, проводить собрания,
митинги, шествия и
- Право на свободу массовой информации (ст. 29);
- Право на политическое убежище (ст. 63);
- Право обращаться лично,
а также направлять
- Право на защиту и покровительство за пределами Российской Федерации (ст. 40).
Всеми политическими правами,
которые предоставлены
Таким образом, права, свободы
и обязанности, зафиксированные
в конституциях, декларациях, законах,
превращаются в юридические возможности
либо для любого члена общества (человека),
либо для отдельных индивидов, имеющих
с государством устойчивую юридическую
связь, - граждан. Это положение следует
признать верным, поскольку в государственно-
1.4 Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РФ
Права человека - универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003. С. 73.
Концепция прав человека Концепция - сложившаяся целостная система представлений и взглядов о каких-либо процессах или явлениях. - это общепризнанная система представлений и взглядов о месте и роли прав человека в обществе и государстве.
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 231, 232. Декларация прав и свобод человека и гражданина и новая Конституция РФ ознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.
Информация о работе Правовые и политические гарантии прав и свобод