Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.
Для решения поставленных задач использовался анализ нормативных актов, а так же учебной и научной литературы по гражданскому и муниципальному праву.

Содержание

Введение
Глава 1: Основные положения о муниципальной собственности в РФ
История формирования муниципальной собственности Российской Федерации
1.2. Содержание права муниципальной собственности. Порядок правового регулирования института муниципальной собственности Российской Федерации.
Глава 2: Основные составляющие права муниципальной собственности
2.1 Субъекты права муниципальной собственности
2.2 Объект права муниципальной собственности
2.3 Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов из государственной собственности в муниципальную и наоборот
2.4 Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность
2.5 Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зарембаf.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Все законы субъектов  Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие  муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления.

В большинстве субъектов  Российской Федерации предусмотрен примерно такой же объектный состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как:

  • унитарные предприятия, в том числе: транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора;
  • ценные бумаги (Московская область);
  • пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области);
  • объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области);
  • имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области).

Более детально состав муниципальной  собственности определяется в уставах  муниципальных образований.  

2.3 . Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов из государственной собственности в муниципальную и наоборот.

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования  и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Перечень  объектов, подлежащих передаче из государственной  собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению  Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.27

Порядок передачи объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, закреплен постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.28.

Для передачи объектов в  муниципальную собственность комитет  по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Муниципальное имущество  подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, которые ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

При этом передача объектов (имущества), относящихся к  муниципальной собственности, в  государственную собственность  субъектов Российской Федерации  или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Федеральный закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает  условия формирования муниципальной собственности, что является обязанностью органа государственной власти субъекта Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  передают в собственность муниципальных  образований объекты, необходимые  для решения вопросов местного значения. Если объект по своему функциональному  назначению необходим для решения  вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе поднять вопрос о его передаче в собственность муниципального образования29.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Законом ЕАО «О порядке  передачи объектов госсобственности Еврейской  автономной области в муниципальную собственность» от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ  устанавливается следующий порядок    передачи    объектов    государственной собственности, подлежащих обязательной передаче в муниципальную собственность в Еврейской автономной  области:

1. Комитет по управлению имуществом  области не  позднее  двух  месяцев  с  момента  образования  представительных  органов  местного  самоуправления   составляет   и    утверждает   перечни     объектов (имущества),   передаваемых    в   муниципальную   собственность, в соответствии со статьей 2 настоящего закона.

2. Комитет по управлению  имуществом передает в собственность  органов  местного  самоуправления  объекты (имущество) по акту  приема - передачи, исключает их из   реестра   государственной собственности области.

3. В   перечне   по  каждому  объекту  указываются   следующие данные:

- идентификационный   код   в   общероссийском  классификаторе предприятий и  организаций;

- полное наименование  и местонахождение;

- год  постройки  (год  выпуска),  балансовая   и   остаточная стоимость на начало отчетного года;

- хозяйствующий субъект  в хозяйственном  ведении,  оперативном управлении  или   в  уставном  капитале которого  находятся его полное  наименование  и юридический адрес.

4. Объекты (имущество)  считаются переданными в муниципальную собственность с момента подписания  сторонами акта  приема-передачи объекта (имущества)30.

При этом:

  • Передача объектов государственной собственности области в муниципальную     собственность     происходит     без    каких-либо предварительных условий или требований. 
  • Объекты передаются в  таком эксплуатационно-техническом  состоянии, в котором они находятся на момент составления акта приема-передачи объекта.
  • Отказ  органов  местного  самоуправления  от  принятия  в собственность  и  содержания   объектов,   подлежащих   обязательной передаче в муниципальную собственность, не допускается31.

Передача объектов (имущества) госсобственности   области   в   муниципальную собственность  может быть произведена также  по   решению  Законодательного Собрания ЕАО. Статья 5 вышеназванного закона устанавливает порядок такой передачи:         

1. Органами местного  самоуправления в Комитет по  управлению имуществом   области   направляется   ходатайство   о   передаче   в муниципальную   собственность  объектов  (имущества),  не  подлежащих обязательной   передаче.  В  ходатайстве  указывается  какие  именно объекты  (имущество)  органы  местного  самоуправления   хотели   бы получить в свою собственность.

2. Комитетом по управлению  имуществом составляется перечень объектов (имущества), указанных в ходатайстве.

3. При составлении  перечней объектов (имущества) Комитет   по управлению    имуществом  исходит из необходимости   сохранения  технологического единства        инженерных, учебных, лечебно - профилактических комплексов (систем) централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их  безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными    по    характеру    их функционирования.

4. Оформленные  соответствующим   образом  перечни   объектов  (имущества)  вместе  с заключением  Комитета по управлению госимуществом  области направляются Губернатору  области, который вносит представление  в Законодательное Собрание области  о  передаче  перечней  объектов  в собственность соответствующего   муниципального  образования  либо  отклонение в ходатайстве.

5. Законодательное   Собрание  области  принимает   решение  о передаче объектов  областной собственности,  включенных в перечни после чего направляет их в Комитет по управлению  имуществом  области  для переоформления прав собственности и передаче объектов в  муниципальную собственность. Законодательное Собрание   правомочно   исключить  из  перечня объекты, не подлежащие передаче в муниципальную собственность.

6. Комитет  по  управлению  госимуществом области передает  по  акту  утвержденные в перечне  соответствующие объекты в муниципальную  собственность, исключает их из  реестра государственной собственности области.

Объекты считаются переданными  в муниципальную собственность  с момента подписания сторонами  акта приема-передачи объекта.

 

В случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, субъекты Российской Федерации соответствующим законом разграничивают между данными муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.

Разграничение объектов муниципальной собственности в  отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации”32 было установлено, что обратная передача объектов из муниципальной собственности в государственную собственность или ее субъектов осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

В практике правового  регулирования взаимоотношений  субъекта Федерации и местного самоуправления существуют и другие формы. Например, в Свердловской области принят закон “О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Свердловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области”. Этот закон регулирует взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу безвозмездной передачи объектов государственной собственности в муниципальную и, наоборот, устанавливает порядок оформления перехода прав собственности и передачи имущества.

 

В соответствии Федеральным  законом РФ  “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”33 споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

Требования комитета по управлению имуществом города о  признании недействительными актов  органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражным судам34

На практике весьма важен  вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Согласно разъяснению  ВАС РФ принадлежащие государственным  предприятиям нежилые помещения  переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов35

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.36, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений.

2.4 Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность.

Право муниципальной  собственности прекращается: в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Остановимся на особенностях прекращения права  муниципальной собственности в  результате приватизация муниципального имущества, в связи с тем, что  приватизация является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества»37.

Информация о работе Право муниципальной собственности