Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:43, курсовая работа
Цель: произвести расчет объема капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного развития ЖКХ города на ближайшие пятилетие.
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
- рассмотреть элементы муниципального хозяйства;
- показать организационную специфику муниципального хозяйства
Введение
В настоящее время возрастает актуальность изучения управления развития муниципального хозяйства. Это обусловлено объективными экономическими причинами и процессами, происходящими в муниципальных образованиях. Во-первых, на территории муниципальных образований, помимо предприятий и учреждений муниципальной формы собственности, функционируют предприятия, организации и учреждения иных форм собственности, деятельность которых так или иначе связана с социально-экономическим развитием муниципальных образований, с удовлетворением потребностей местного сообщества. Во-вторых, наряду с имуществом находящимся в муниципальной собственности и средствами местного бюджета, на территории муниципальных образований значительна доля частной и государственной собственности в виде имущественных объектов и финансовых средств, которые также косвенно способствует решению вопросов местного значения, составляют экономическую основу местного самоуправления. Это обусловливает изучение проблем, связанных не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассмотрение вопросов воздействия органов местного самоуправления на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений не муниципальной формы собственности, изучение организационно-правовых форм вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населённых пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путём предоставления им широкого спектра услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.
Цель: произвести расчет
объема капитальных вложений, необходимых
для обеспечения
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
- рассмотреть элементы муниципального хозяйства;
- показать организационную
специфику муниципального
- дать понятие комплексного
социально-экономического
- провести анализ управления
развитием муниципального
-отразить в диаграммах
основные показатели развития о
- сделать вывод.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Структура и порядок деятельности администрации муниципального образования в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством.
Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию можно их классифицировать. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает следующий подход:
Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.
Жилищно-коммунальное хозяйство
является одной из основных отраслей народного хозяйства
Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой
производственно-технический комплекс,
потребность в продукции которого практически
не ограничена. Система ЖКХ представлена
жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными,
ремонтно-строительными, транспортными,
энергетическими и другими предприятиями,
составляющими сложную социально-экономическую
систему, от результативности, функционирования
которой зависит развитие городских объектов
и состояние среды обитания жителей города.
ЖКХ города - это самостоятельная сфера
в системе народного хозяйства, основной
целью функционирования которой является
удовлетворение потребностей населения
и предприятий в услугах, обеспечивающих
нормальные условия жизни и работы. Экономику
городского хозяйства зачастую отождествляют
в ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность
для местных властей задач обеспечения
населения теплом, водой, электричеством
перед другими вопросами. Эта важнейшая
сфера, накопленная множеством проблем,
представляет собой благодарное поле
для инноваций и применения специального
экономического инструментария.
ЖКХ в России – многоотраслевой комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг:
Жилищно-коммунальное хозяйство в широком смысле подразумевает:
Состояние основных фондов ЖКХ характеризуется высокой степенью износа. С начала экономических реформ в России 1990-х годов инвестиции в основные фонды были резко сокращены. По состоянию на 2010 год в целом по ЖКХ нормативный срок отслужили более 60 % основных фондов. По оценке президента Дмитрия Медведева, ЖКХ стоит на грани «катастрофы». Только на приведение изношенных фондов до нормативного состояния требуется более 6 трлн руб., по признанию властей, «этих средств на сегодня у государства нет».
В отрасли с каждым годом увеличивается аварийность. Так, за отопительный сезон 2009—2010 годов в ЖКХ зафиксировано более 18,7 тысяч технологических нарушений и мелких аварий, по сравнению с прошлым годом рост составил 27 %.Как отметил министр регионального развития Виктор Басаргин, «их основные причины носили техногенный характер, в основном из-за ветхости основных фондов, и только 15 % произошли из-за, так называемого „человеческого фактора“».По признанию министра, «средства, которые затрачиваем на устранение аварийных и чрезвычайных ситуаций, сопоставимы с теми средствами, которые расходуются на подготовку отопительного сезона».
В 2003 году проректор Государственной
академии повышения квалификации и
переподготовки кадров для строительства
и жилищно-коммунального
Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг естественных монополистов оказываются искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. В связи с этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих компаний жилищного фонда. Большую роль в ценовом регулировании имеют местные органы власти, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции. Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энергоресурсосбережению.
Организация ресурсосбережения в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов. К тому же внедрение энергоресурсосбережения позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и обслуживание жилья без увеличения тарифа. В организации ресурсосбережения стоит выделить два момента: организация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета; внедрение новейших ресурсосберегающих технологий.
Для достижения целей
реформы ЖКХ в области
- ежегодно в бюджете
муниципального образования
- проработать систему
векселеоборота в жилищно-
- ввести жилищный ваучер
на оплату субсидий, который затем
может использоваться жителем
для оплаты ЖКУ, и далее
- проработать систему
городского займа под
- разработать программу
привлечения внебюджетных
- необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ; вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций;
- более полно использовать
дополнительные источники
- внедрить систему
оперативного учета движения
денежных средств и систему
учета текущей дебиторской и
кредиторской задолженности.
- эффективно использовать
временно свободные средства
для получения дополнительной
прибыли и, в частности,
- разработать положение
о дифференцированной плате за
жилищные и коммунальные
Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.
Решение задачи касающейся совершенствования системы управления ЖКХ включает в себя два основных направления:
- формирование многообразия собственников жилищной сферы;
- демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг.
Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.
ЖКХ, исходя из функциональных особенностей, включает в свой состав виды деятельности по оказанию следующих услуг:
- промышленно- индустриального характера;
- строительство и ремонт дорог, тротуаров, мостов, тоннелей и берегозащитных сооружений и т.п.;
- содержание и ремонт жилых домов, включая лифтовое хозяйство, уборку и благоустройство придомовых территорий;
- бани, прачечные, гостиницы, учет недвижимости;
- транспортные услуги.
В рамках проводимой реформы ЖКХ предусмотрено создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). При идеальных условиях функционирования товариществ имеется ряд преимуществ для собственников квартир. Так, с созданием ТСЖ: