Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:03, курсовая работа
Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства; снижается социальная значимость отцовства и материнства. Все это ведет к девальвации семейных ценностей, господству в современной семье материальных ценностей над духовными.
Введение…………….……………………………....……………….…………...стр.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников средствами учреждений дополнительного образования.......……стр.
1.1. Состояние проблемы формирования семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.2. Особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.3. Потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников....................................................................................стр.
Выводы по первой главе.........................................................................................стр.
Глава 2. Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников...........…………… стр.
2.1. Исследование направлений деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по организации досуга старших школьников..……………………..……………...стр.
2.2. Анализ деятельности Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по использованию игровых технологий для старших школьников……………………………………………………………………..стр.
Выводы по второй главе......................................................................................стр.
Заключение………………………………………………………………………стр.
Список использованной литературы…………………………………………...стр
Личностный характер
мышления старшего школьника связан
с тем, что в этот период формируется
обобщение представление о
Деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:
Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.
Взаимоотношения со сверстниками
Центральный психологический
процесс в юношеском
Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.
Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность.
Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.
Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам:
Таким образом,
дружба представляет для
В этом возрасте особую ценность приобретает понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Этот разговор «ни о чем» психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.
Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.
Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.
Взаимоотношения со взрослыми
Старшеклассники считают важным для себя общение с взрослыми, с родителями. Среди тем, которые желательны в общении с ними: выбор будущей профессии, взаимоотношения с окружающими, учебные дела, вопросы морали, различные аспекты самоопределения.
Однако общение с взрослым ценится только в том случае, если оно имеет Доверительную форму. Отсутствие доверительных отношений со взрослым в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.
Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.
Отношение к себе
Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.
В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.
Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.
Выводом ко всему вышесказанному может служить следующее: Рассматриваемый период ранней юности – время вступления старшеклассников во взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни.
На период ранней юности приходится становление нравственного
самосознания. Становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения, юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная и публицистическая литература, произведения искусства, СМИ и т.п.
Исходя из особенностей возраста, мы можем заключить, что юношеский (старший школьный) возраст самый благоприятный период для формирования ценностной системы. Именно в это время юноши и девушки не только готовы воспринимать транслируемые им ценности, но прежде всего сами стремятся к их познанию, анализу и усвоению.
Возникает вопрос, каково сегодня состояние исследуемой проблемы?
1.1.2. Современное
состояние проблемы
В исследованиях отечественных ученых8 установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство).
Следствием кризиса семьи
В психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых выделяются различные подходы к выявлению специфики семейных ценностей и особенностей формирования их у старшеклассников.
До ХХ века оптимальными условиями для формирования этих ценностей обладала семья, по следующим причинам9:
Сегодня семья как социальный институт переживает кризис, в связи с которым теряет свое ведущее положение в формировании семейных ценностей. В.В. Абраменкова, говоря о кризисе семьи, выделяет три основные стадии эволюции семьи10:
1 стадия – родительство (патриархальная) – характеризуется главенствующим экономическим и социально-психологическим положением отца как главы семьи.
2 стадия — супружество - характеризуется преобладанием ценностей супружества как относительного равенства мужа и жены при отсутствии или низком социальном статусе ребёнка.
3 стадия - «ребячество» - помещает на вершину треугольника ребенка, именно он становится психологическим центром семьи, заказчиком и потребителем всяческих благ. Это связано с тем, что в России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением россиян, вызвали у родителей стремление обеспечить детям более высокий уровень жизни, чем собственный.
По убеждению демографов11, современную семью можно назвать детоцентристской, это явление новое, практически неизвестное с прежних эпох. В такой семье вся жизнь семьи организовывается вокруг ребёнка, превращаясь в жизнь взрослых «ради детей».
В этой социальной ситуации общество обрекает себя на культивирование социального инфантилизма – формирование таких жизненных установок, при которых уже зрелый субъект избегает принятия ответственных решений и нравственных поступков, возлагая «бремя выбора» и ответственность за его результаты на других людей, в частности на собственных родителей – по принципу «вы меня таким воспитали».
В этих условиях наблюдаются существенные изменения внутрисемейных отношений, проявляющиеся во взаимоотчуждении детей и родителей, распаду семейных ценностей, деформации института семьи в целом.
Из проблемы детоцентризма вытекает
тенденция к постоянному
Эта теория находит подтверждение в данных исследований13:
В Российской Федерации только 40% семей имеют детей, из которых 60% - одного ребенка, 28,1% - два и 11,9% - более двух (а более миллиона ежегодно не рождаются вообще). Россия вступает в полосу существенного спада численности женщин репродуктивного возраста – примерно на 15% - это результат резкого и глубокого падения рождаемости в 90-х годах прошлого века.
Современные научные теории14 все больше внимания уделяют тесной взаимосвязи между изменениями, происходящими в институте семьи и процессами, которые они порождают в обществе в целом. Распад ценностей, смена социальных ролей внутри одного из ведущих институтов общества и социализации ведет к постепенному изменению функционирования всех остальных общественных институтов.
На сегодняшний день поддержка, забота о семье является важнейшим направлением социальной политики Российской Федерации. Актуализация проблем семьи приводит к разработке и внедрению комплексных программ, направленных на социальную, психологическую, медицинскую поддержку семей. Одна из проблем при разработке таких программ возникает в связи с отсутствием единого теоретического подхода к семье и механизмам, обеспечивающим ее стабильность и устойчивость. На наш взгляд в роли подобного механизма и выступают семейные ценности.
Для более глубокого понимания сущности понятия «семейные ценности», обратимся к научным теориям в области психологии, социологии, философии, культуры.
Традиционно под ценностями понимается то, что способствует удовлетворению потребностей людей и реализации их интересов. Они обеспечивают целостность и системность общества и рассматриваются как совокупность отношений между людьми15.
Прежде всего, уточним область применения термина. В общественной практике под семейными ценностями понимается с одной стороны материальная составляющая (деньги, драгоценности, семейные реликвии), с другой — духовно-нравственная (совокупность представлений).
Говоря о семейных ценностях в данном исследовании, мы будем относить их к группе духовно-нравственных ценностей. Это связано с тем, что в современном обществе материальные семейные ценности выдвинуты на первый план, а между тем, функции семьи, как социального института включают в себя более широкий спектр, нежели экономическое и бытовое благополучие (воспитание и социализация личности, экзистенциальная функция, рекреация и досуг), а это уже относится к сфере духовно-нравственного.