Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства; снижается социальная значимость отцовства и материнства. Все это ведет к девальвации семейных ценностей, господству в современной семье материальных ценностей над духовными.

Содержание

Введение…………….……………………………....……………….…………...стр.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников средствами учреждений дополнительного образования.......……стр.
1.1. Состояние проблемы формирования семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.2. Особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.3. Потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников....................................................................................стр.
Выводы по первой главе.........................................................................................стр.
Глава 2. Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников...........…………… стр.
2.1. Исследование направлений деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по организации досуга старших школьников..……………………..……………...стр.
2.2. Анализ деятельности Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по использованию игровых технологий для старших школьников……………………………………………………………………..стр.
Выводы по второй главе......................................................................................стр.
Заключение………………………………………………………………………стр.
Список использованной литературы…………………………………………...стр

Вложенные файлы: 1 файл

Пашин курсач.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется  обобщение представление о самом  себе, понимание и переживание  своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

Деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

  1. мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);
  2. мотивы, идущие от учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);
  3. награда, наказание, конкурирующие потребности и желания;
  4. мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, отсутствие комфорта в отношениях).

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с  разбросанностью, отсутствием системы и метода. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Взаимоотношения со сверстниками

Центральный психологический  процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства5.

Общение в жизни старших  школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность.

Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам:

  • это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями.
  • это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными.
  • это специфический вид эмоциональна контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс социально-психологической адаптации к миру взрослых6.

 Таким образом,  дружба представляет для юношей  и девушек одну из важнейших форм отношений. «Неформальные взаимоотношения старшеклассников приобретают все большую ценность», отмечает М.Ю. Кондратьев7, они «играют роль своего рода испытательного «полигона», на котором юношами и девушками отрабатываются, апробируются, проверяются на верность стратегия и тактика будущей «взрослой» жизни».

В этом возрасте особую ценность приобретает понятие дружбы. Одной  из главных функций юношеской  дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает  как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Этот разговор «ни о чем» психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

Ранняя юность — это  установление психологической независимости  во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с  этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.

Взаимоотношения со взрослыми

Старшеклассники считают  важным для себя общение с взрослыми, с родителями. Среди тем, которые  желательны в общении с ними: выбор  будущей профессии, взаимоотношения с окружающими, учебные дела, вопросы морали, различные аспекты самоопределения.

Однако общение с  взрослым ценится только в том  случае, если оно имеет Доверительную  форму. Отсутствие доверительных отношений  со взрослым в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Отношение к себе

Главное психологическое  приобретение ранней юности — обнаружение  ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.  Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными  людьми.

Выводом ко всему вышесказанному может служить следующее:         Рассматриваемый период ранней юности – время вступления   старшеклассников во  взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни.

На период ранней юности приходится становление нравственного 

самосознания. Становятся открытыми для обсуждения и понимания  многие проблемы и вопросы, обычно волнующие  взрослых. Поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения, юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная и публицистическая литература, произведения искусства, СМИ и т.п.

Исходя из особенностей возраста, мы можем заключить, что  юношеский (старший школьный) возраст  самый благоприятный период для формирования ценностной системы. Именно в это время юноши и девушки не только готовы воспринимать транслируемые им ценности, но прежде всего сами стремятся к их познанию, анализу и усвоению.

Возникает вопрос, каково сегодня состояние исследуемой  проблемы?

 

1.1.2. Современное  состояние проблемы формирования  семейных ценностей у старших  школьников.

В исследованиях отечественных  ученых8 установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство).

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, у подрастающего  поколения отсутствуют четкие представления  о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи.

В психолого-педагогических исследованиях  отечественных и зарубежных ученых выделяются различные подходы к  выявлению специфики семейных ценностей  и особенностей формирования их у  старшеклассников.

До ХХ века оптимальными условиями для формирования этих ценностей обладала семья, по следующим  причинам9:

  1. возможность постоянного и интенсивного общения детей со взрослыми;
  2. она дает детям уроки взаимоотношений полов и будущей семейной жизни;
  3. семья формирует характер, воспитывает ценности социально-нравственного содержания, моделирует структуру и содержание культурно-ценностного совместного досуга;
  4. специфический уклад семейной жизни: традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально-полезные качества.

Сегодня семья как социальный институт переживает кризис, в связи с которым  теряет свое ведущее положение в  формировании семейных ценностей.  В.В. Абраменкова, говоря о кризисе семьи, выделяет три основные стадии эволюции семьи10:

1 стадия – родительство (патриархальная) – характеризуется главенствующим экономическим и социально-психологическим положением отца как главы семьи.

2 стадия — супружество - характеризуется преобладанием ценностей супружества как относительного равенства мужа и жены при отсутствии или низком социальном статусе ребёнка.

3 стадия - «ребячество» - помещает на вершину треугольника ребенка, именно он становится психологическим центром семьи, заказчиком и потребителем всяческих благ. Это связано с тем, что в России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением россиян, вызвали у родителей стремление обеспечить детям более высокий уровень жизни, чем собственный.

По убеждению демографов11, современную семью можно назвать детоцентристской, это явление новое, практически неизвестное с прежних эпох. В такой семье вся жизнь семьи организовывается вокруг ребёнка, превращаясь в жизнь взрослых «ради детей».

В этой социальной ситуации общество обрекает себя на культивирование социального  инфантилизма – формирование таких  жизненных установок, при которых  уже зрелый субъект избегает принятия ответственных решений и нравственных поступков, возлагая «бремя выбора» и ответственность за его результаты на других людей, в частности на собственных родителей – по принципу «вы меня таким воспитали».

В этих условиях наблюдаются  существенные изменения внутрисемейных отношений, проявляющиеся во взаимоотчуждении детей и родителей, распаду семейных ценностей, деформации института семьи в целом.

Из проблемы детоцентризма вытекает тенденция к постоянному уменьшению числа членов семьи. Типичная современная семья - муж, жена, один - двое детей. Ориентация на «минидетную семью» способствовала изменению в укладе жизни людей, формированию нового социального положения женщины. По мнению Л.Е. Дарского12, в современной семье на первый план вышли такие потребности, как желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в передаче жизненного и культурного опыта и т.д. А для удовлетворения этих потребностей семье много детей не нужно.

Эта теория находит подтверждение  в данных исследований13:

В Российской Федерации  только 40% семей имеют детей, из которых 60% - одного ребенка, 28,1% - два и 11,9% - более  двух (а более миллиона ежегодно не рождаются вообще). Россия вступает в полосу существенного спада  численности женщин репродуктивного  возраста – примерно на 15% - это результат резкого и глубокого падения рождаемости в 90-х годах прошлого века.

Современные научные  теории14 все больше внимания уделяют тесной взаимосвязи между изменениями, происходящими в институте семьи и процессами, которые они порождают в обществе в целом. Распад ценностей, смена социальных ролей внутри одного из ведущих институтов общества и социализации ведет к постепенному изменению функционирования всех остальных общественных институтов.

На сегодняшний день поддержка, забота о семье является важнейшим направлением социальной политики Российской Федерации. Актуализация проблем семьи приводит к разработке и внедрению комплексных программ, направленных на социальную, психологическую, медицинскую поддержку семей. Одна из проблем при разработке таких программ возникает в связи с отсутствием единого теоретического подхода к семье и механизмам, обеспечивающим ее стабильность и устойчивость. На наш взгляд в роли подобного механизма и выступают семейные ценности.

Для более глубокого понимания сущности понятия «семейные ценности», обратимся к научным теориям в области психологии, социологии, философии, культуры.

  Традиционно под ценностями понимается то, что способствует удовлетворению потребностей людей и реализации их интересов. Они обеспечивают целостность и системность общества и рассматриваются как совокупность отношений между людьми15.

Прежде всего, уточним  область применения термина. В общественной практике под семейными ценностями понимается с одной стороны материальная составляющая (деньги, драгоценности, семейные реликвии), с другой — духовно-нравственная (совокупность представлений).

Говоря о семейных ценностях в данном исследовании, мы будем относить их к группе духовно-нравственных ценностей. Это связано с тем, что в современном обществе материальные семейные ценности выдвинуты на первый план, а между тем, функции семьи, как социального института  включают в себя более широкий спектр, нежели экономическое и бытовое благополучие (воспитание и социализация личности, экзистенциальная  функция, рекреация и досуг), а это уже относится к сфере духовно-нравственного.

Информация о работе Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников