Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:03, курсовая работа
Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства; снижается социальная значимость отцовства и материнства. Все это ведет к девальвации семейных ценностей, господству в современной семье материальных ценностей над духовными.
Введение…………….……………………………....……………….…………...стр.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников средствами учреждений дополнительного образования.......……стр.
1.1. Состояние проблемы формирования семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.2. Особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.3. Потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников....................................................................................стр.
Выводы по первой главе.........................................................................................стр.
Глава 2. Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников...........…………… стр.
2.1. Исследование направлений деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по организации досуга старших школьников..……………………..……………...стр.
2.2. Анализ деятельности Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по использованию игровых технологий для старших школьников……………………………………………………………………..стр.
Выводы по второй главе......................................................................................стр.
Заключение………………………………………………………………………стр.
Список использованной литературы…………………………………………...стр
Для более глубокого
и предметного понимания
Социально-культурная деятельность28(в узком смысле) — это деятельность по созданию, освоению, сохранению и распространению общественно значимых ценностей духовной и материальной культуры, осуществляемая в сфере свободного времени, связанная с созданием условий для реализации творческих потребностей, социальной активности и развитием любительского творчества.
В данном определении для нас важно, что это деятельность связана с ценностной системой человек, что она осуществляется в свободное время (что подразумевает свободный выбор), и связана с созданием условий для проявления социальной активности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для старшего школьника, стремящегося к свободе и самостоятельному выбору социально-культурная сфера предлагает все необходимые условия.
Далее следует уточнить, какие учреждения социально-культурной сферы мы будем рассматривать в рамках данного исследования (мы уточнили, что приведенная выше структура слишком широка). Действительно, проблемами семьи на сегодняшний день занимается множество государсвенных, коммерческих, общественных учреждений и организаций:
Из всего этого спектра мы будем выделять учреждения дополнительного образования (далее УДО) по двум причинам:
Для того, чтобы определить, какими технологиями формирования семейных ценностей старших школьников владеют УДО и какие из них наиболее эффективны, рассмотрим существующую в Санкт-Петербурге систему УДО.
1.2.2. Система УДО Санкт-Петербурга.
Общая характеристика
системы дополнительного
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей.
В Санкт-Петербурге 16% общей численности населения – дети. В силу этого эта сфера требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства. В описании системы УДО мы будем опираться на «Федеральный закон о дополнительном образовании» и «Концепцию развития системы дополнительного образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 г.г.» (далее – Концепция) разработанную с учетом необходимости выполнения целей и задач программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, документов по модернизации образования в Российской Федерации, удовлетворения потребностей горожан в оказании им образовательных услуг в системе дополнительного образования детей и потребностей самой этой системы в дальнейшем совершенствовании.
Система дополнительного образования является составной частью системы образования и включает в себя29:
Из этой системы мы выделим УДО. В зависимости от возраста аудитории УДО могут быть следующих типов:
Поскольку аудиторией исследования
являются старшие школьники, то мы остановимся
на учреждениях дополнительного
образования детей. К ним относятся:
дворцы, центры (дома), станции, школы, клубы,
студии, детские оздоровительно-
УДО располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по принуждению взрослых.
Значителен педагогический
потенциал дополнительного
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентации. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей и юношества.
УДО взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой.
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире.
«Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения»30.
Современный этап освоения потенциала дополнительного образования стал периодом осмысления преимуществ этого вида образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов «вторичности» дополнительного образования по отношению к базовому; разработки технологии его реализации; развитие практики планирования и организации дополнительного образования; решение задач повышения его качества.
«Обладая открытостью,
мобильностью и гибкостью. Система
дополнительного образования де
Сегодня развитие системы
дополнительного образования