Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:50, дипломная работа
Актуальность темы состоит в том, что для развития муниципального хозяйства необходимы закрепленные за ним ресурсы, позволяющие решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Правильное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.
3) жилищный фонд социального
использования для обеспечения
малоимущих граждан,
4) пассажирский транспорт и
5) имущество, предназначенное
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
7) библиотеки;
8) имущество, предназначенное
9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;
10) имущество, предназначенное
11) имущество, предназначенное
12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
14) имущество, предназначенное
15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
16) обособленные водные объекты на территории поселения;
17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.
3.. В собственности муниципальных районов могут находиться[11]:
1) имущество, предназначенное
2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
3) пассажирский транспорт и
4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
5) имущество, предназначенное
6) имущество, предназначенное
7) имущество, предназначенное
8) имущество, предназначенное
9) имущество, предназначенное
10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
11) имущество, включая земельные
участки, предназначенное для
содержания на территории
12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
13) имущество, необходимое для
официального опубликования (
14) земельные участки, отнесенные
к муниципальной собственности
муниципального района в
15) обособленные водные объекты
на территории муниципального
района, расположенные на межселенной
территории муниципального райо
4. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные для муниципальных районов и поселений.
Финансовые ресурсы местного самоуправления составляют:
Доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, а также средства самообложения граждан.[12]
Кроме того, несмотря на то, что органы
местного самоуправления не входят в
систему государственной
1.2 Критерии эффективного
Универсальных критериев социальной эффективности управления не существует. Однако в определении социального эффекта необходимо учитывать масштабы управленческого решения, мотивы управления, а также временные интервалы, в течение которых предполагается получить ожидаемый результат. Можно вполне согласиться с тем, что социальный эффект есть мера содействия решению социальной проблемы: чем в большей степени то или иное действие способствует ее решению, тем оно социально эффективнее[13].
Как известно, задача местного самоуправления - решение вопросов местного значения. Соответственно, чем лучше они решаются - тем местное самоуправление эффективнее. Демократические традиции развитых стран позволяют сформулировать определенные общезначимые принципы эффективного функционирования местного самоуправления[1]. К ним относятся:
· широкие возможности и
права в вопросах финансовой и
хозяйственной
· значительная свобода действий в сферах, связанных с жизнеобеспечением населения, проживающего на данной территории;
· ограничение вмешательства государства только сферой, предписанной законом;
· отделение функций нормативного регулирования от функций непосредственного хозяйственного управления сферами обслуживания населения;
· четкое разграничение уровней местного самоуправления через определение для каждого из них не перекрывающих друг друга сфер влияния и компетенции;
· самоуправление через выборы доверенных лиц, сменяемых и подотчетных населению;
· широкая социальная база процессов принятия решений и управления.
Эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего материальными и финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного сообщества. В статье 9 Европейской хартии о местном самоуправлении отмечается, что в рамках национальной экономической политики органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться для осуществления своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым в соответствии с законом полномочиям. Собственно финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.
Помимо процентных отчислений от налогов и других платежей по законодательно установленным нормативам, а также сумм, выделяемых из бюджета вышестоящего уровня (дотаций и субвенций)[14], финансовую базу местного самоуправления должны составлять местные налоги и сборы, ставки которых, в рамках закона, вправе устанавливать органы местного самоуправления. Совершенствование налоговой системы на местном уровне приобретает особую актуальность в связи с тем, что состояние экономики и финансов страны в целом, явная недостаточность собственных закрепленных доходов препятствуют эффективному выполнению органами местного самоуправления своих функций. Специфические особенности последних заключаются в том, что производство общественных товаров и услуг финансируется из местных бюджетов, сами товары и услуги подлежат коллективному потреблению, которое, особенно учитывая снижение жизненного уровня значительной части населения нашей страны, должно быть гарантировано.
Можно утверждать, что возможности органов местного самоуправления пополнять свои бюджеты за счет введения дополнительных местных налогов на сегодняшний день весьма ограничены. В этой связи возникает необходимость ослабить жесткую финансово-бюджетную зависимость от вышестоящих управленческих уровней, создать условия для повышения эффективности системы местного налогообложения. Для этого требуется внести изменения в налоговое законодательство, а именно - предоставить органам местного самоуправления налоговую базу, достаточную для формирования бюджета, способного обеспечить минимальный уровень развития муниципального образования. Критерием может быть средняя бюджетная и финансовая обеспеченность одного жителя, проживающего на данной территории.
Продуманная налоговая политика, в том числе различные скидки, льготы или полное освобождение от отдельных налогов, должна быть одним из направлений целенаправленной поддержки на местном уровне малого и среднего предпринимательства. Это имеет большое значение для экономики России, так как конкурентное народное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего малого бизнеса. С его помощью могут быть решены многие не только экономические, но и социальные задачи. Как показывает опыт государств с развитой экономикой, малый бизнес выполняет ряд важнейших функций. Способствуя повышению эффективности производства, он выступает дополнительным источником конкуренции. Малый бизнес более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации, так как может быстро перестраивать производство и апробировать оригинальные идеи, а из-за ограниченности финансовых средств заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Поэтому, представляя полигон для новаций, малые предприятия способствуют внедрению новых технологий и новых изделий. Заполняя рыночные ниши, которые крупные компании считают недостаточно емкими, малые предприятия способствуют наполнению потребительского рынка товарами и услугами. Создание новых рабочих мест - а за рубежом около половины их прироста приходится на малый бизнес - амортизирует негативное влияние на крупные предприятия неожиданных экономических, социальных и политических потрясений. Малые предприятия больше способствуют самовыражению личности, предоставляя ей возможность лучше почувствовать свою нужность. На таких предприятиях складываются особые человеческие отношения и более благоприятный социально-психологический климат, свойственный небольшому трудовому коллективу, объединенному стремлением к самостоятельности и выживанию. И, наконец, развитие малого бизнеса способствует формированию широких слоев собственников и предпринимателей[15].
Деятельность малого бизнеса ориентирована
главным образом на местный рынок,
на решение региональных проблем. Малый
бизнес должен стать основной базой
формирования социальной структуры
местного хозяйства и его финансирования,
поэтому и поддержка развития малого предпринимательства
должна осуществляться прежде всего на
территориальном уровне. Местные власти
лучше знают свои материальные и финансовые
возможности, реальные общественные потребности,
наиболее эффективные направления использования
имеющихся ресурсов по сферам деятельности
и формам собственности, располагают административными
и экономическими рычагами для регулирования
предпринимательской деятельности. Более
того, поддержка со стороны органов власти
малого бизнеса имеет большое значение
для развития социального потенциала
муниципального образования, так как проводимые
в этом направлении меры управленческого
воздействия способствуют сохранению
профессионально-
Переходный период выявляет необходимость селективного характера поддержки малого бизнеса. На этапе перехода к рыночным отношениям, характеризующемся перераспределением собственности, зачастую складывается ситуация, при которой интересы населения оказываются неприоритетными, уступая место частным и групповым. При выборе характера деятельности предприниматель обычно руководствуется сложившимися тенденциями в конъюнктуре рынка, что может и не соответствовать долговременным интересам местной экономики, не способствовать эффективному использованию имеющейся рабочей силы, социальной и производственной инфраструктуры и т.п. Поэтому поддержка целесообразна только в отношении жизнеспособных хозяйственных структур, деятельность которых отвечает важнейшим целям развития общества. Одной из мер по поддержке предпринимательской деятельности и малого бизнеса является поиск оптимальных путей демуниципализации собственности. Продаже подлежит то, что в частных руках будет работать эффективнее в интересах населения: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание.
Весьма перспективным является развитие отраслей предпринимательства в сфере жизнеобеспечения населения муниципального образования. Особой поддержки требует предпринимательство в сфере производственной деятельности, обеспечивающей запросы градообразующих предприятий. Как для устранения монополизма в коммунальном хозяйстве, для создания в этой сфере конкуренции, так и для более полного удовлетворения потребностей граждан в жилищно-коммунальных услугах и повышения их качества, местные власти должны быть заинтересованы в создании частных предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство.