Система органов государственной власти в городе Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Органы государства характеризуются следующими основными чертами:
1) Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать выполнение этих актов. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Система органов государственной власти в городе Москве 5
1.Органы законодательной власти в городе Москве 5
2. Органы исполнительной власти в городе Москве 11
3. Организация судебной власти в городе Москве 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Органы исполнительной  власти в городе Москве

 

На основании п.п. 2 и 3 ст. 5 Устава города Москвы, высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы, а высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы.

В настоящее время  в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ст. 18) предусмотрен порядок  наделения полномочиями высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 184-ФЗ порядок наделения гражданина РФ полномочиями Мэра Москвы можно представить в виде следующих основных стадий:

1) внесение Президентом  РФ предложения о кандидатуре  Мэра Москвы в Московскую городскую  Думу (не позднее чем за 35 дней  до истечения срока полномочий  Мэра Москвы), причем перед внесением  проводятся соответствующие консультации по данной кандидатуре. Кандидатуры на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации вносятся в Администрацию Президента РФ полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе с соблюдением необходимых требований, установленных Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603.2 При внесении предложений по кандидатурам учитываются их авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) рассмотрение Московской  городской Думой представленной  Президентом РФ кандидатуры на должность Мэра Москвы в течение 14 дней со дня внесения представления;

3) вынесение соответствующего  решения о наделении гражданина  РФ полномочиями Мэра Москвы, которое считается принятым, если  за него проголосовало более  половины от установленного числа депутатов Мосгордумы.

Полномочиями Мэра Москвы на 5 лет может быть наделен гражданин  РФ, достигший 30 лет. Мэр Москвы считается  вступившим в должность с момента  принесения присяги, текст которой  утвержден Уставом города Москвы (п. 6 ст. 40). Мэр Москвы не может быть одновременно депутатом Государственной Думы или членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также обязан соблюдать иные ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством и законами города Москвы.

Полномочия Мэра Москвы. Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.

В рамках представительских  полномочий Мэр Москвы представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов  РФ, органами местного самоуправления или поручает представление города Москвы иным лицам, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции.

Мэр Москвы выступает  от имени города Москвы в рамках компетенции, установленной Уставом, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы органам исполнительной власти города Москвы, должностным лицам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам.

В числе полномочий по формированию органов власти города Москвы можно указать следующие. Мэр формирует Правительство  Москвы и принимает решение о  его отставке; определяет структуру  органов исполнительной власти города Москвы; в порядке, установленном законом города Москвы, выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение Прокурора города Москвы, руководителей территориальных (в городе Москве) органов исполнительной власти Российской Федерации; вносит в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы.

Мэр Москвы назначает  представителя от исполнительного  органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами города Москвы. Мэр также  назначает своих полномочных представителей в Московской городской Думе, а также в иных органах государственной власти.

В рамках законотворческого процесса Мэр Москвы  подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их;  заключает договоры и соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы; вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции.

В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.

По вопросам своей  компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением. Правовые акты, издаваемые Мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы.

Взаимодействие Мэра Москвы с органами исполнительной власти и должностными лицами других субъектов Российской Федерации может осуществляться путем принятия совместных правовых актов.

Мэр Москвы отменяет распоряжения Правительства Москвы, правовые акты органов и должностных лиц  исполнительной власти города Москвы, если указанные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы, иным правовым актам города Москвы более высокой юридической силы либо их выполнение не обеспечено финансовыми или материальными ресурсами.

Правовые акты Мэра Москвы вступают в силу в порядке, установленном  законом города Москвы. Нормативные  правовые акты Мэра Москвы, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступают в  силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. Правовые акты Мэра Москвы направляются в Московскую городскую Думу в двухнедельный срок со дня их подписания.  Правовые акты Мэра Москвы считаются официально опубликованными при опубликовании их в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы.

Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.

В случае временного отсутствия Мэра Москвы его полномочия передаются указом Мэра Москвы одному из заместителей Мэра Москвы.

Государственные гарантии деятельности Мэра Москвы закреплены в ст. 8 Закона города Москвы «О государственных должностях города Москвы», среди них: предоставление ежемесячного денежного вознаграждения, ежегодного оплачиваемого отпуска, бесплатной санаторно-курортной путевки либо компенсации за ее неиспользование, соответствующее медицинское обслуживание, государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом, а также единовременное денежное вознаграждение в связи с выходом на пенсию и доплата к пенсии по старости  и инвалидности II и III степеней, транспортное обслуживание и обеспечение служебными помещениями и телефонной связью для осуществления полномочий, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности, и другие.

Помимо этого, установлены  дополнительные пожизненные государственные  гарантии лицу, достигшему пенсионного  возраста и прекратившему исполнение полномочий Мэра Москвы  по истечении не менее одного полного срока пребывания в должности (а при установлении пенсии по инвалидности II и III степеней независимо от срока исполнения полномочий) (ст. 9 Закона города Москвы № 43).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 184-ФЗ и п. 1 ст. 44 Устава города Москвы, Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

С 2007 г. в Москве действует  новый Закон от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» (в ред. от 16 апреля 2008 г.).3 Согласно п.п. 2-3 ст. 1 Закона, Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы, обладает правами юридического лица, имеет печать и официальные бланки с изображением герба города Москвы.

Согласно Уставу города (п. 2 ст. 44), Правительство возглавляет  Мэр Москвы. В Законе № 65 в п. 1 ст. 5 сделано существенное уточнение в том плане, что Мэр не только возглавляет, но и формирует Правительство. Помимо Мэра, в Правительство Москвы входят заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы, префекты административных округов в ранге министров Правительства Москвы, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы на срок его полномочий. Распределение обязанностей между членами Правительства устанавливается также Мэром. Члены Правительства имеют должностной знак и удостоверение, которые вручаются им Мэром Москвы4.

Полномочия  Правительства Москвы (ст.ст. 9-18 Закона № 65) сгруппированы в Законе по следующим направлениям: общие; по руководству органами исполнительной власти города; в сфере экономики; в сфере городского хозяйства; в сфере градостроительства и землепользования; в социальной сфере; в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды; в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей; в сфере обеспечения правопорядка и безопасности.

Правительство Москвы обладает также иными полномочиями, в частности, взаимодействует с Московской городской избирательной комиссией, содействует проведению выборов и референдумов; организует работу по наименованию и переименованию территориальных единиц города, улиц, станций метрополитена и иных городских объектов; информирует жителей города Москвы о деятельности органов исполнительной власти города Москвы; организует мероприятия по правовому просвещению жителей города Москвы и многое другое.

Работу Правительства  организует Мэр города, он же председательствует на заседаниях Правительства (п. 1 ст. 20 Закона № 65). В целях реализации своих полномочий Правительство Москвы может создавать постоянные и временные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изучением различных вопросов и их внесением в Правительство Москвы.

Основной формой работы Правительства Москвы являются заседания, которые проводятся по мере необходимости в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Москвы. Заседание Правительства Москвы считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины общего числа его членов. На заседаниях Правительства Москвы решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства Москвы. Участие в голосовании является для членов Правительства Москвы обязательным. Законом № 65 (ст.ст. 25, 26) установлен перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Москвы. Это вопросы, касающиеся подготовки и исполнения бюджета города Москвы, а также формирования и использования территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы; Генерального плана города Москвы; городских целевых программ; программ экономического и социального развития города Москвы и отдельных территорий города Москвы; программ приватизации (продажи) объектов собственности города Москвы и др. Обеспечение деятельности Правительства осуществляется Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.5

Система органов  исполнительной власти города Москвы. Уставом города (ст.ст. 45-46) и Законом № 65 «О Правительстве Москвы», установлена система органов исполнительной власти, в которую входят:

Правительство Москвы;

Подведомственные Правительству  Москвы отраслевые, функциональные и  территориальные органы исполнительной власти города (департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции, префектуры, управы районов), деятельностью которых руководит Правительство.

Более полно структура  органов исполнительной власти города определена в Указе Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. № 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы».6

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом. Систему отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

1) Департаменты: отраслевые или функциональные органы исполнительной власти города Москвы, проводящие государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности;

Информация о работе Система органов государственной власти в городе Москве