Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе системы ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день и возможные пути решения этих проблем, т. Е. совершенствование деятельности муниципального органа в сфере жилищно – коммунального хозяйства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть систему организации жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования: ее понятия и элементы, исторический аспект возникновения и развития жилищно- коммунального хозяйства в рамках муниципального образования.
Раскрыть проблемы и определить перспективы развития жилищно- коммунального хозяйства
Проанализировать деятельность ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар»
Введение 2
1 Система организации жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования 4
1.1 Понятия и элементы 4
1.2 Исторический аспект возникновения и развития жилищно- коммунального хозяйства в рамках муниципального образования 8
2 Проблемы и перспективы развития жилищно- коммунального хозяйства 15
2.1. Проблемы системы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований 15
3 Организация жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 25
3.1 Основные характеристики жилищно- коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 25
3.2. 2.2. Актуальные проблемы жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 32
3.3. Пути совершенствования деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» 34
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложения 47
На данном этапе наиболее
характерным было становление жесткой
командно-административной системы, в
рамках которой не допускались альтернативные
формы собственности и
Система управления в жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) города областного подчинения приведена на рис.1.1. В данной схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена.
Дееспособность данной системы
основывалась на праве директивного
централизованного
В то же время советская система остро нуждалась в промышленных и военно-вспомогательных центрах городского типа, и поэтому уже в 30-е годы города получают определенное развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей численности населения страны. Получило определенное развитие и жилищно-коммунальное хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных столичных городов.
Период 40-х годов характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов, в 1946-1950 гг. Уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что соответствовало уровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало потребностям.5
В 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем в советское время, который по неумолимой логике истории оказался завершающим этапом функционирования советского государства.
Наиболее характерной
чертой в данной области была тенденция
урбанизации, которая с некоторыми
естественными колебаниями
После принятия в 1957 г. известного
Постановления ЦК КПСС о переходе
к типовому проектированию и строительству
в стране начался строительный бум.
Возникали новые города и как
следствие военной
Постоянный дефицит ресурсов
и их крайне неэффективное использование,
отсутствие реальных экономических
взаимоотношений между системой
управления, производителями и
В самом начале 90-х годов наступил переходный период в развитии жилищной сферы. Его характерные черты:
Проводимые преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существа хозяйственных отношений и не устранили административный характер действующего хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.
Таким образом, положение
к концу ХХ в. в жилищной сфере
можно оценить как
Даже неполный перечень рассмотренных
проблем свидетельствует о
С внедрением рыночных отношений произошли существенный изменения. Так, начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной, особенно это выражено в системе ЖКХ муниципальных образований. Суть жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения.
Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:
В последние годы проблемы,
связанные с функционированием
ЖКХ, стали объектом всестороннего
пристального внимания, однако серьезных
позитивных изменений в этой сфере
к настоящему времени не произошло.
Более того, наблюдается ухудшение
как технического, так и финансового
положения этого
Иногда кажется, что жилищно-коммунальная система в России безнадежна. За десять лет в ней накопились такие противоречия, что кажется, с ними не справиться и за десятилетия. Но это не совсем так. Все эти проблемы по существу сводятся к невозможности взаимодействовать между организациями, предоставляющими услуги на этом рынке. Такому взаимодействию мешают четыре основных фактора:
Качество содержания жилищного
фонда и коммунальных услуг находится
на очень низком уровне и не соответствует
не только потребностям и ожиданиям
населения, но и общему объему финансовых
ресурсов, направляемых в этот сектор.
Основная причина неэффективности
жилищно-коммунального
Жилищно-коммунальное хозяйство
и его состояние сегодня
Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций должны быть реализованы в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
На сегодня в России
централизованные системы водоснабжения
имеются в 1068 городах (98% от общего количества
городов) и 1774 поселках городского типа
(84%). Общая протяженность
Коммунальная энергетика потребляет более 23% электрической и 46% тепловой энергии, производимой в стране. Производственная база коммунальной энергетики включает 67 тыс. отопительных котельных, более 350 тыс. км тепловых сетей и 550 тыс. км воздушных и кабельных электросетей, физический износ которых превышает более 53%. Энергетические предприятия по форме собственности разделены на муниципальные (89%) и частные - в виде АО открытого и закрытого типа9.
Что касается деятельности по содержанию и развитию объектов уличной и дорожной сети и сооружений, то на них осуществляют свою деятельность более 610 специализированных дорожных ремонтно-строительных организаций и служб эксплуатации мостовых сооружений. Объем средств, выделяемых на содержание и развитие объектов дорожно-мостового хозяйства за последнее время составляет примерно 12% от потребности. Постепенно начинается работа по платности пользования улично-дорожной сетью городов и других поселений.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 57 млн куб. м в сутки. Протяженность канализационных сетей населенных пунктов увеличилась до 115 тыс. км, из них 14 тыс. км (14%) требуют капитального ремонта. Дефицит мощностей канализационных сооружений составляет около 10 млн куб. м в сутки10.
После приватизации коммунально-бытового сектора ЖКХ обслуживание населения осуществляют предприятия различных форм собственности, на которых работают 108 тыс. чел., выполняющих объем работ (услуг) на сумму более 9,0 млрд руб. ежегодно.
Информация о работе Совершенствование деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ