Совершенствование деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе системы ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день и возможные пути решения этих проблем, т. Е. совершенствование деятельности муниципального органа в сфере жилищно – коммунального хозяйства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть систему организации жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования: ее понятия и элементы, исторический аспект возникновения и развития жилищно- коммунального хозяйства в рамках муниципального образования.
Раскрыть проблемы и определить перспективы развития жилищно- коммунального хозяйства
Проанализировать деятельность ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар»

Содержание

Введение 2
1 Система организации жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования 4
1.1 Понятия и элементы 4
1.2 Исторический аспект возникновения и развития жилищно- коммунального хозяйства в рамках муниципального образования 8
2 Проблемы и перспективы развития жилищно- коммунального хозяйства 15
2.1. Проблемы системы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований 15
3 Организация жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 25
3.1 Основные характеристики жилищно- коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 25
3.2. 2.2. Актуальные проблемы жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 32
3.3. Пути совершенствования деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» 34
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 95.47 Кб (Скачать файл)

В городах и населенных пунктах России в настоящее время  работают 5,5 тыс. банно-прачечных организаций, более 2,9 тыс. предприятий ритуального  обслуживания, около 2,0 тыс. коммунальных гостиниц. Сегодня в муниципальной  форме собственности остался 21% предприятий  бытового обслуживания. Деятельность приватизированных и акционерных  предприятий в новых экономических  условиях хозяйствования позволила  снизить себестоимость услуг, повысить их качество и, тем самым, создать  здоровую конкурентную антимонопольную  среду в сфере бытовых услуг.

С каждым годом увеличивается  подлежащий сносу ветхий и аварийный  жилищный фонд, а также износ основных фондов отрасли. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в  два раза ниже, чем в европейских  странах. Расточительно расходуются  топливно-энергетические ресурсы, устарели применяемые технологии. Из-за недостаточности  финансовых ресурсов в ремонтно-эксплуатационном производстве велика доля ручного труда.

Поэтому сложившееся на сегодня  положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлено:

    • неэффективностью принятых в свое время архитектурно-планировочных, проектных, строительных и технических решений в жилищной сфере;
    • огромными социальными обязательствами государства перед населением по оплате жилищно-коммунальных услуг (48 млн чел., пользующихся льготами);
    • недофинансированием эксплуатационных расходов и средств на модернизацию объектов ЖКХ, как в период централизованной системы управления отраслью, так и в настоящее время, из-за низкой платежеспособности населения и недостаточной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
    • сложившейся неэффективной системой управления в этом секторе экономики, которая не позволяет вывести ЖКХ из кризисного состояния11.

Сегодня мы не имеем системы управления и необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ - основы для устойчивого  функционирования объектов жизнеобеспечения городов и поселений.

Также остро стоит вопрос о необходимости  модернизации, реконструкции большей  части объектов жилья и коммунальной инфраструктуры городов - примерно на сумму 4,5-5,0 трлн руб. Таких денег  в ближайшей перспективе не будет  ни в бюджете, ни у населения.

 

    1. Перспективы развития ЖКХ

Дальнейшее формирование новой  жилищной и коммунальной политики невозможно без активного участия государства. Поэтому одним из основных приоритетов  правительства в экономических  преобразованиях в России является реформирование жилищно-коммунального  хозяйства.

Основными препятствиями для реализации намеченных мер по реформированию ЖКХ  сегодня является:

- политизированность проблемы реформирования ЖКХ;

- документы по реформе ЖКХ для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления носят не обязательный, а рекомендательный характер;

- на отрасль ЖКХ отрицательно сказываются неурегулированные межбюджетные отношения;

- на муниципальном и субфедеральном уровне отсутствует понимание необходимости жесткого регулирования деятельности локальных монополий и создания эффективного управления городским хозяйством в целом. Как следствие, предприятия ЖКХ неэффективно используют средства, ценообразование, качество предоставления работ и услуг;

- сохраняется психология иждивенчества граждан как в организации самоуправления в жилищной сфере, так и в нежелании платить вовремя и обращаться за субсидиями и др.

На федеральном уровне законодательно трижды переносились сроки завершения намеченных преобразований: сначала был 1998 г., потом – 2003 г., затем – 2008 г. В результате законодатели на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления часто блокируют решения исполнительной ветви власти по реформированию отрасли. Результат может быть отрицательный для большинства территорий Российской Федерации и населения, если не будут приняты консолидированные политические решения и проблема не перейдет в разряд экономических.

Главной целью основных направлений  преобразований в ЖКХ является наведение  порядка в этом сложном хозяйстве, снижение необоснованных затрат предприятий  ЖКХ, разработка механизмов социальной защиты малоимущих категорий населения  и повышение качества обслуживания за счет проведения институциональных  преобразований и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению.

В результате проводимых реформ в  ЖКХ активно осуществляется разграничение  функций Заказчик-Подрядчик в  сфере эксплуатации жилищного фонда  и переход к договорным отношениям.

Уже сегодня в России около 60% муниципального жилищного фонда обслуживается  на договорной основе. Существенный потенциал  формирования эффективных форм управления жилищно-коммунальным хозяйством заложен  в создании различных форм объединений  собственников, в частности объединений  жильцов в товарищества собственников  жилья (ТСЖ), являющихся альтернативой  монополии ДЕЗов. Такие объединения  призваны контролировать весь процесс  коммунального обслуживания и самостоятельно выбирать организацию, которая предоставит  наиболее выгодные условия коммунального  обслуживания. Принят Федеральный закон  «О товариществах собственников  жилья». В соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального  хозяйства ТСЖ позволяют собственнику жилья эффективно осуществлять контроль качества предоставляемых услуг. В целом ТСЖ и ЖСК обслуживают не более 8% жилого фонда.12

Одной из причин нежелания собственников  квартир образовывать ТСЖ являются значительные издержки на администрирование  относительно небольших объектов управления. По объектам муниципального жилищного  фонда, переданного в ТСЖ, возникают  разногласия в части передачи прав на владение, пользование и  распоряжение нежилыми помещениями (использование  их членами ТСЖ, сдача в аренду). Кроме того, не решен вопрос, кто  будет выделять финансовую помощь товариществам-собственникам  жилья на капитальный ремонт.

Для выхода из создавшегося положения  необходима концентрация направляемых на развитие отрасли инвестиционных ресурсов, которая необходима в достаточном  для модернизации инфраструктуры объеме. Стратегической задачей реформы  ЖКХ является создание реальных предпосылок  для прихода частных инвесторов в отрасль. Необходимо создать такие  институциональные условия, которые  позволили бы совместно участвовать  государственным и частным организациям в финансировании инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Так как ЖКХ характеризуется  стабильным спросом и практически  гарантированным сбытом продукции  и услуг, по своей природе она  привлекательна для инвестиций.

Система финансовых отношений между  государством и предприятиями ЖКХ  должна строиться на неукоснительном  соблюдении взаимных обязательств, что  будет способствовать сокращению просроченной задолженности в целом в экономике. Следовательно, повышение инвестиционной привлекательности отрасли диктует  необходимость реструктуризации накопленной задолженности в ЖКХ, а также ликвидацию задолженности федерального бюджета перед бюджетами муниципальных образований по возмещению убытков от содержания объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Возможность привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство частных и государственных  инвесторов определяется не только перспективами  перехода к системе стопроцентной  оплаты предоставленных услуг, но и  значительным потенциалом ресурсосбережения. Экономическая привлекательность  проектов модернизации ЖКХ состоит  в том, что в качестве источника  погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате внедрения ресурсосберегающих технологий.

В соответствии с программами энергосбережения в домах началась установка приборов учета и регулирования потребления  ресурсов (воды, тепла, газа), установка  автономных систем теплоснабжения.

Проводимая ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве  определила новый подход к механизму  формирования и утверждения цен  и тарифов на услуги ЖКХ.

Стимулирование притока инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство  предусматривает, прежде всего, пересмотр  сложившейся практики расчета тарифов, снижение инвестиционных рисков, разработку гарантий возврата вкладываемых в отрасль  государственных и частных средств, усиление финансового контроля и  поддержку конкуренции в отрасли.

Перспективными вложениями средств  в модернизацию ЖКХ могут быть такие механизмы, как концессия, приватизация или передача в управление бизнесу на продолжительный срок коммунальной инфраструктуры. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства  в России идет в тесной взаимосвязи с созданием механизмов социальной защиты населения путем предоставления малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, реформа ЖКХ являясь  составной частью преобразований российской экономики, включает в себя как политику коммунальных услуг и оплаты жилья, систему социальных гарантий, так  и вопросы повышения эффективности  управления и содержания объектов жилищно-коммунального  хозяйства.

В то же время необходимо отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство  в настоящий период переживает сложный  период времени. Вот почему основные стратегические цели и первоочередные меры по совершенствованию системы  управления ЖКХ необходимо сегодня  рассматривать на комплексной основе, позволяющей обеспечивать реализацию основных направлений антикризисных  преобразований; вырабатывать и предлагать производству современные организационно-экономические  и социально-психологические механизмы  эффективной управленческой деятельности, использовать на всех уровнях рыночные структуры в качестве координирующих инструментов.

 

  1.   Организация жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар»

    1. Основные  характеристики жилищно- коммунального  хозяйства АМО ГО «Сыктывкар»

Управление ЖКХ является отраслевым (функциональным) органом  администрации муниципального образования  городского округа «Сыктывкар», осуществляющим полномочия по вопросам местного значения городского округа в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, однако на сегодняшний день Сфера деятельности Управления ЖКХ  определена в Положении об Управлении жилищно-коммунального хозяйства  администрации муниципального образования  городского округа «Сыктывкар» (далее  – Положение), утверждённом решением Совета МО городского округа «Сыктывкар»  от 28.06.2006 N 28/06-44613.

В соответствии с Положением Управление ЖКХ наделено полномочиями по решению следующих задач:

  1. Организация в границах городского округа электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
  2. Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
  3. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
  4. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
  5. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
  6. Организация благоустройства территории городского округа.
  7. Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
  8. Создание условий для управления многоквартирными домами.
  9. Создание необходимых условий жизнеобеспечения населению, проживающему на территориях МО ГО "Сыктывкар".
  10. Участие в разработке предложений по определению приоритетных направлений инновационной деятельности по развитию территорий МО ГО "Сыктывкар".
  11. Разработка комплексных перспективных планов внешнего благоустройства территорий МО ГО "Сыктывкар».
  12. Создание комфортных условий для проживания населения на территории МО ГО "Сыктывкар", придание территориям внешней выразительности.

Управление ЖКХ осуществляет свою деятельность в соответствии с  законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, Уставом МО ГО «Сыктывкар», решениями  Совета МО ГО «Сыктывкар», постановлениями  и распоряжениями администрации  МО ГО «Сыктывкар».

По данным на ноябрь 2010 г. в сфере обслуживания жилищного  фонда в городе работают 17 обслуживающих  компаний. В рамках решения задачи повышения качества и развития конкуренции  на рынке жилищно-коммунальных услуг  управлением ЖКХ регулярно проводятся открытые конкурсы по выбору управляющих  организаций для управления многоквартирными домами, жители которых сами не определились с выбором. В частности, в 2008 г. состоялось 30 таких конкурсов, а в 2009 г. – 21. По итогам проведения этих конкурсов был  решен вопрос управления 1621 и 1196 домами соответственно. В 2010 г. было проведено 4 конкурсные процедуры, что обусловлено  переходом к заключению трехлетних договоров на управление многоквартирными домами.

Информация о работе Совершенствование деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ