Средства финансовой помощи местным бюджетам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Практика показывает, что органам местного самоуправления не хватает своих финансовых средств для самостоятельного функционирования.
Доля финансовой помощи для сбалансирования, которая выделяется из вышестоящих бюджетов, возрастает с каждым годом. Таким образом, органы местного самоуправления оказались в полной зависимости от органов государственной власти, которые формируют значительную часть местных бюджетов. Муниципальные образования перестают обладать экономической, финансовой самостоятельностью.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Межбюджетные отношения, как взаимоотношения между государственными и муниципальными органами в рамках оказания финансовой помощи………………………………………………………..4
Глава 2. Предоставление финансовой помощи местным бюджетам……...8
§1 Дотация…………………………………………………………………8
§ 2 Субсидии………………………………………………………………13
§3 Субвенции………………………………………………………………17
§4 Иные средства финансовой помощи…………………………………20
Глава 3. Предложения по сокращению перевода средств финансовой помощи на муниципальный уровень………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………….…...23
Список литературы…………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ ККУР.docx

— 60.65 Кб (Скачать файл)

Региональный фонд финансовой поддержки поселений образуется, дотации из него предоставляются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из численности жителей поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Размеры дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений определяются в расчете на одного жителя городского, сельского поселения. Указанные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений.

Распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений, утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

Районные фонды финансовой поддержки поселений образуются, дотации из них предоставляются также исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений распределяются между поселениями, которые входят в состав соответствующего муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.9

Порядок определения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, исходя из бюджетной обеспеченности на одного жителя муниципального образования, достаточно прост и прозрачен, что позволит избежать повторения существующей негативной практики  распределения дотаций, исходя из индивидуальных переговоров между руководством муниципального образования и финансового органа соответствующего субъекта РФ.10

 В качестве размера определения размера дотации служит уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления используют дотацию по своему усмотрению и не обязаны отчитываться о использовании этих средств.

В настоящее время прослеживается двоякое отношение в дотации, как форме финансовой помощи.  С одной точки зрения дотации не стимулируют поселения, муниципальные районы, городские округа в увеличении доли собственных доходов. Муниципалитетам не выгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи. Снижение уровня налоговых и неналоговых доходов говорит о повышении зависимости местного бюджета от вышестоящего бюджета. 11

С точки зрения министерства финансов РФ система выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований имеет большое количество стимулирующих элементов, соответствующих Бюджетному кодексу. Среди них такие элементы, как:

  • использование коэффициента выравнивания бюджетной обеспеченности (позволяет сохранить ранг муниципального образования по уровню бюджетной обеспеченности после выравнивания);
  • использование для расчета бюджетной обеспеченности статистических показателей вместо фактических или прогнозных доходов (позволяет оценивать потенциальный объем доходов муниципального образования);
  • использование показателя средней репрезентативной ставки (позволяет увеличивать собираемость налога без изменения объема дотаций);
  • отказ от использования в расчете бюджетной обеспеченности данных о неналоговых доходах (позволяет наращивать неналоговые доходы без влияния на размер дотаций);
  • отказ от использования в методике каких-либо данных, характеризующих фактические расходы конкретных муниципальных образований (стимулирует экономию затрат и оптимизацию расходной части местных бюджетов).

Как показала практика, в том числе в период кризиса, использование дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в качестве единственного инструмента оказания финансовой помощи нецелевого назначения является недостаточным. При распределении данных дотаций не учитываются:

  • объективное падение налоговых доходов бюджета в текущем и предыдущем годах, а также неналоговых доходов;
  • степень напряженности, связанная с высоким удельным весом первоочередных расходов бюджета.

Таким образом, предоставление дотаций не достаточно для выравнивания бюджетной обеспеченности, которая позволяет сократить разрыв между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями, поэтому используются иные средства финансовой помощи, предоставляемые с вышестоящих бюджетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Субсидии

Под субсидиями местным бюджетам понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.12

Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.

 В Пермском крае  принят закон «О региональном  фонде софинансирования расходов» от 24 декабря 2007 года № 165-ПК, последней редакции от 04.02.2013. Закон Пермского края устанавливает общие положения о целях и условиях предоставления и расходования образующих региональный фонд софинансирования расходов субсидий бюджетам местным бюджетам Пермского края из бюджета Пермского края, критериях отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределении между муниципальными районами, городскими округами, городскими и  сельскими поселениями Пермского края.

Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой региональными законами в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Методика устанавливается на определенную сферу в конкретном субъекте Российской Федерации, так например: Постановление Правительства Ярославской области от 28.11.2012 N 1328-п (ред. от 05.02.2013) "Об утверждении Методики предоставления и распределения субсидии местным бюджетам на оплату труда работников сферы образования"; Постановление Администрации Волгоградской обл. от 23.11.2009 N 426-п (ред. от 22.01.2013) Методики "Распределения субсидий на обеспечение сбалансированности местных бюджетов между муниципальными районами (городскими округами)", "Распределения субсидий на обеспечение сбалансированности местных бюджетов между городскими и сельскими поселениями", "Оценки эффективности предоставления субсидий на обеспечение сбалансированности местных бюджетов".

Само распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, составляющих региональный фонд софинансирования расходов, между муниципальными районами, городскими округами, городскими и сельскими поселениями устанавливается законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

Таким образом, мы видим, что субсидии крайне важны для муниципального развития в приоритетных для государства направлениях. Они предназначены не только финансирования сфер, для которых у муниципального образования не хватает средств, но и для поддержания, корректировки комплексного муниципального развития.

Государство для обеспечения социально-экономического развития проводит единую, непротиворечивую политику органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому возможности последних повлиять на работу муниципалитетов формально ограничены следующими инструментами13:

  • межбюджетными трансфертами, методология распределения которых может предусматривать использование особых «рычагов влияния»;
  • показателями оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Второй инструмент предполагает транспонирование на муниципальный уровень приоритетов развития, определенных федеральным центром. Первый же — методология распределения межбюджетных трансфертов, и в первую очередь субсидий — в большей степени подвластен региональному влиянию и позволяет при грамотном подходе создавать предпосылки для продвижения государственной политики субъекта РФ на муниципальный уровень.

Субъекты РФ достаточно активно пользуются инструментом субсидирования муниципальных образований. Субсидии занимают около четверти в расходах на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам и, как правило, в несколько раз превышают объемы дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Количество видов (целей) предоставления субсидий местным бюджетам в субъектах РФ весьма разнится: от 10–15 до нескольких десятков.

Цели весьма разнообразны, так как предоставления субсидий демонстрирует приоритет определенной сферы. Например, субсидии передаются в местные бюджеты в связи с реализацией национальных проектов, федеральных целевых программ, а также для устранения проблем, сложившихся на муниципальном уровне. Они могут предоставляться в течение определенного, ограниченного периода — до решения проблемы. Результаты же легко оцениваются системой показателей, характеризующей снижение остроты проблемы.

В том же случае, когда за счет субсидий увеличиваются текущие расходы местных бюджетов, государство по сути принимает на себя обязательства, от которых проблематично отказаться впоследствии. Более того, если субсидии направляются на доплаты работникам, это означает, что государство разделяет ответственность за систему стимулирования муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и в дальнейшем должно вдвойне осторожно подходить к возможному отказу от таких субсидий.14

Отчетность о расходовании субсидий, как правило, предполагает предоставление информации об освоении субсидии. Редко требуется также приводить информацию о некоторых натуральных характеристиках проведенных работ, еще реже — об улучшении ситуации в субсидируемой отрасли.

В целом основной акцент при распределении субсидий в субъектах РФ сделан на предварительной оценке законности и эффективности предоставления средств. Последующий контроль в большей степени ориентирован на отчеты о расходовании денежных средств, а не на результаты. При этом достигнутые за счет получения субсидий результаты, как правило, на систематической основе не отслеживаются, и тем более не используются в качестве основания для предоставления следующего транша (вида) субсидии. Даже в тех случаях, когда федеральные методики распределения аналогичных субсидий предусматривают использование результирующих показателей, данные показатели далеко не всегда переносятся на взаимоотношения по субсидированию аналогичных расходов местных бюджетов.

Модели  субсидирования разнятся: в некоторых регионах (например, в Краснодарском крае) основной упор сделан на законность расходования средств, наличие софинансирования из местных бюджетов, целевое расходование бюджетных средств. В Новосибирской области, Красноярском крае, напротив, большее внимание уделяется именно результатам работы муниципальных образований.

Таким образом направлением развития системы субсидирования должно стать введение в методологию распределения субсидий результирующих параметров, разумное ограничение количества предоставляемых субсидий и связанного с этим документооборота — с тем, чтобы обеспечить возможности для повышения самостоятельности и ответственности муниципальных образований.

 

 

 

 

§3. Субвенции

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.15

Статья 63 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Информация о работе Средства финансовой помощи местным бюджетам