Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 08:19, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы заключается в изучении правовой природы стажа государственной службы. Достижение цели исследования обеспечивается последовательным решением ряда задач: - рассмотреть понятие, значение и правовое регулирование государственной службы РФ; - определить понятие и порядок исчисления стажа государственной службы РФ; - изучить особенности расчета стажа государственной службы РФ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ 5 1.1. Понятие и значение государственной службы 5 1.2. Правовое регулирование государственной службы 7 2. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 11 2.1. Понятие стажа государственной службы 11 2.2. Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы 12 2.3. Требования, предъявляемые к стажу государственной службы 25 3. РАСЧЕТ СТАЖА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Сущность государственной службы
как правового института предполагает
решение двух главных задач.
Во-первых, реализация Конституции
и законов РФ, законодательство субъектов
Федерации, обеспечение национальной
безопасности с учетом интересов регионов,
а также государственного суверенитета,
экономической самостоятельности, духовно-нравственной
самобытности народов.
Такие функции эффективно может
выполнять лишь высокопрофессиональный,
стабильный, рационально выстроенный
и организационно продуманный и вместе
с тем в экономическом и правовом отношении
обеспеченный аппарат государственных
органов.
Во-вторых, деятельность на
основе специального законодательства
как совокупность юридических норм, правил
и процедур, регулирующих отношения, связанные
с организацией государственной службы
и выполнением стоящих перед ней задач.
Предусмотрены правовой статус государственного
служащего; особые процедуры замещения
государственных должностей; права, обязанности
и ответственность должностных лиц; специфический
порядок и технологии прохождения службы.
Все эти правовые нормы нацелены на соблюдение
и защиту прав и свобод граждан.
Процесс реформы государственной
службы проходит достаточно сложно. Проблемы
в осуществлении реформы отчасти связаны
и с недостаточным использованием исторического
опыта борьбы с этими негативными явлениями.
В связи, с чем в рамках исследования правовой
природы государственной службы, нами
отдельно была проанализирована история
становления и развития государственного
управления в России. Интерес представляет
исторический опыт формирования прочного
правового статуса чиновников как необходимого
инструмента в создании действенного
государственного механизма для решения
стоящих перед государством задач. Изучение
истории формирования и функционирования
российской государственной службы, безусловно,
полезно и для совершенствования действующего
законодательства, с максимальной реализацией
положительного отечественного опыта.
Актуальность заявленной темы
настоящего исследования обусловлена,
с одной стороны, недостаточной разработанностью
проблемы в юридической науке, наличием
ряда пробелов в системе историко-правовых
знаний, с другой - необходимостью совершенствования
действующего законодательства, назревшей
необходимостью поиска мер повышения
эффективности системы государственной
службы.
Цель работы заключается в изучении
правовой природы стажа государственной
службы. Достижение цели исследования
обеспечивается последовательным решением
ряда задач:
- рассмотреть понятие, значение
и правовое регулирование государственной
службы РФ;
- определить понятие и порядок
исчисления стажа государственной службы
РФ;
- изучить особенности расчета
стажа государственной службы РФ.
Степень научной разработанности
проблемы определяется тем, что на протяжении
многих лет проблемы изучения государственной
службы внимание отечественных ученых
Т.Г. Архиповой, М.Ф. Румянцевой, А.С. Сенина,
Т.В. Баранника, С.В. Приваловой, Ю.Н. Старилова,
В.П. Макаренко, С.Г. Наймушина, А.Г. Николаева,
А.Ф. Ноздрачева, А.В. Облонского, С.Е. Чанова,
С.С. Пчелинцевой, Б.П. Елесеева, В.Д. Граждана,
В.Д. Адрианова и многих других.
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ,
ПРИЗНАКИ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ
1.1. Понятие и значение государственной
службы
Государственная служба — это
публичная служба, т. е. служба в органах
публичной власти. Известный русский юрист
Н. М. Коркунов считал государственной
службой в широком смысле слова всякую
деятельность на пользу государству. Он
писал: «Деятельность, составляющая содержание
государственной службы, есть всегда юридическая
обязанность, хотя бы и добровольно принятая,
но всегда обязанность». Более конкретно
Н. М. Коркунов определял государственную
службу как «особое публично-правовое
отношение служащего к государству, основанное
на подчинении и имеющее своим содержанием
обязательную деятельность, совершаемую
от лица государства и направленную к
осуществлению определенной задачи государственной
деятельности»1.
С точки зрения современного
законодателя, государственная служба
РФ — это профессиональная служебная
деятельность, состоящая в обеспечении
исполнения государственными служащими
федеральных государственных органов
и государственных органов субъектов
РФ полномочий Российской Федерации и
ее субъектов, государственных органов
и лиц, замещающих государственные должности
как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Таким образом, государственная
служба осуществляется только в таких
организациях, которые называются государственными
органами или службами, формированиями
и учреждениями, реализующими функции
государственных органов. По действующему
законодательству государственной службой
считается исполнение государственным
служащим своих полномочий и должностных
обязанностей при условии, что он занимает
должность только в государственных органах
и иных организациях с государственно-властными
полномочиями (исключая учреждения, предприятия,
объединения и т. д.).
Государственный орган представляет
собой учрежденное в системе государственной
администрации структурное организационно-правовое
образование, имеющее специальные цели
и задачи, а также наделенное в нормативном
порядке функциями, задачами и специальной
компетенцией. Каждый государственный
орган имеет свои структурные особенности.
В отличие от других организаций государственные
органы наделены государственно-властными
полномочиями как внешнего, так и внутреннего
характера; они могут принимать нормативные
правовые акты, а также осуществлять правоприменительную,
правоохранительную, административно-юрисдикционную
деятельность.
Федеральный закон «О системе
государственной службы Российской Федерации»
определяет государственную службу как
профессиональную служебную деятельность
граждан РФ по обеспечению исполнения
полномочий2:
Российской Федерации и ее субъектов;
федеральных органов государственной
власти, иных федеральных государственных
органов (федеральных государственных
органов) и органов государственной власти
субъектов РФ, иных государственных органов
субъектов РФ (государственных органов
субъектов РФ);
лиц, замещающих так называемые
политические государственные должности,
т. е. лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации, и лиц,
замещающих государственные должности
субъектов РФ. Указанные государственные
должности устанавливаются, во-первых,
Конституцией РФ, федеральными
законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных
органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели
палат Федерального Собрания РФ, руководители
органов законодательной и исполнительной
власти субъектов РФ, депутаты, министры,
судьи и др.), а во-вторых, конституциями,
уставами, законами субъектов РФ для
непосредственного исполнения полномочий
государственных органов субъектов РФ.
Таким образом, определение
понятия государственной службы в ранее
действовавшем Федеральном законе «Об
основах государственной службы Российской
Федерации» как профессиональной деятельности
по обеспечению исполнения полномочий
только государственных органов утратило
силу. Современный законодатель считает
государственной службой профессиональную
служебную деятельность граждан РФ, которая
направлена на обеспечение исполнения
полномочий Российской Федерации и ее
субъектов, государственных органов (федеральных
органов государственной власти и иных
федеральных государственных органов,
органов государственной власти субъектов
РФ и иных государственных органов субъектов
РФ), а также лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации и ее субъектов.
1.2. Правовое регулирование
государственной службы
Важнейшим вопросом является
реализация компетенции Российской Федерации
и компетенции ее субъектов в сфере установления
и правового регулирования государственно-служебных
отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно
устанавливает, что федеральная государственная
служба относится к ведению Российской
Федерации. Относительную сложность представляет
толкование ст. 72 Конституции РФ, где указывается, что в совместном
ведении Российской Федерации и ее субъектов
находятся административное и трудовое
законодательство, которые главным образом
и регулируют государственно-служебные
отношения. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов принимаются
федеральные законы, а на их основе — законы
субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределах
ведения Российской Федерации и ее полномочий
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов РФ образуют
единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации. Таким образом,
вопросы государственной службы субъектов
РФ регулируются в настоящее время федеральным
законодательством о государственной
службе, а также законами и иными нормативными
актами, принимаемыми соответствующими
субъектами РФ.
Государственная служба в Российской
Федерации регулируется федеральными
законами, конституциями и уставами субъектов
РФ, специальными законами субъектов РФ,
определяющими государственную службу
и правовое положение государственных
служащих субъектов РФ. Например, каждая
область принимает собственный закон
о государственной службе. Правовыми источниками
государственной службы являются также
правовые нормы различных отраслей права,
содержащиеся в законодательных и иных
нормативных правовых актах.
Нормативными правовыми актами,
регулирующими государственно-служебные
отношения государственной службы как
в широком смысле, так и в узком ее понимании
(как процесса осуществления служащими
компетенции государственных органов),
являются следующие.
1. Конституция Российской
Федерации.
2. Конституции республик,
являющихся субъектами РФ, в которых
наряду с принципами государственной
службы устанавливаются и некоторые
другие важные положения государственно-служебного
характера.
3. Уставы субъектов РФ,
содержащие нормы о государственной
службе субъектов Федерации.
4. Специальные федеральные
конституционные законы и федеральные
законы, а также иные законодательные
акты, регламентирующие государственно-служебные
отношения в сфере государственной службы
или в какой-то степени относящиеся к институту
государственной службы. Среди них можно
выделить, к примеру, следующие федеральные
законы: «О воинской обязанности и военной
службе», «О статусе военнослужащих»,
«О материальной ответственности военнослужащих»,
«О прокуратуре Российской Федерации».
5. Указы и распоряжения
Президента РФ, например Положение
о порядке прохождения военной службы,
утвержденные Указом Президента РФ от
16 сентября 1999 г. № 1237; Общие принципы служебного
поведения государственных служащих,
утвержденные Указом Президента РФ от
12 августа 2002 г. № 885; Положение о порядке
присвоения и сохранения классных чинов
государственной гражданской службы Российской
Федерации федеральным государственным
гражданским служащим, утвержденное Указом
Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113; Положение
о конкурсе на замещение вакантной должности
государственной гражданской службы Российской
Федерации, утвержденное Указом Президента
РФ от 1 февраля 2005 г. № 112.
6. Нормативные правовые
акты Правительства РФ по вопросам
государственной службы, например Правила
индексации пенсий федеральных государственных
служащих, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 346; Анкета
гражданина Российской Федерации, изъявившего
желание участвовать в конкурсе на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы Российской Федерации,
утвержденная распоряжением Правительства
РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р; Перечень категорий
государственных и муниципальных служащих,
подлежащих государственной защите, утвержденный
постановлением Правительства РФ от 31
декабря 2004 г. № 900.
7. Нормативные правовые
акты, издаваемые федеральными органами
исполнительной власти (федеральными
министерствами, службами, агентствами),
например Служебный распорядок центрального
аппарата Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации,
утвержденный приказом Минэкономразвития
РФ от 22 ноября 2005 г. № 306; Служебный распорядок
Федеральной службы государственной статистики,
утвержденный приказом Федеральной службы
государственной статистики от 21 сентября
2005 г. № 149; Служебный распорядок Федеральной
службы по финансовым рынкам, утвержденный
приказом Федеральной службы по финансовым
рынкам от 26 апреля 2005 г. № 05-60/пз; Инструкция
об организации работы по применению поощрений
и дисциплинарных взысканий в органах
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, утвержденная
приказом Федеральной службы РФ по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ от 9 июня 2004 г. № 174; Инструкция
о порядке организации и проведения аттестации
военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, а также офицеров, проходящих
военную службу по призыву, внутренних
войск Министерства внутренних дел Российской
Федерации, утвержденная приказом МВД
России от 2 сентября 2005 г. № 717.
8. Постановления Конституционного
Суда РФ (например, постановление «По
делу о проверке конституционности части
4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной
службе Республики Коми»).
По государственно-служебным
вопросам стала появляться также судебная
практика судов общей юрисдикции, например
по проблемам рассмотрения дел о восстановлении
в должности государственных служащих,
уволенных при ликвидации государственного
органа, сокращении его штата либо численности.
2. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ
СТАЖА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Понятие стажа государственной
службы
Под стажем гражданской службы
понимается общая продолжительность замещения
должностей гражданской службы, воинских
должностей, должностей правоохранительной
службы, государственных должностей, должностей
муниципальной службы, выборных муниципальных
должностей, а также иных должностей в
соответствии с федеральными законами,
учитываемая для установления ежемесячной
надбавки к должностному окладу за выслугу
лет, определения продолжительности ежегодного
дополнительного оплачиваемого отпуска
за выслугу лет и размера поощрений за
безупречную и эффективную гражданскую
службу.
Включение в стаж гражданской
службы периодов замещения воинских должностей
и должностей правоохранительной службы,
предусмотренное ст. 6 комментируемого
Закона, обеспечивает взаимосвязь гражданской
службы и государственной службы иных
видов исходя из единства системы государственной
службы РФ и принципов ее построения и
функционирования. Взаимосвязь гражданской
службы и муниципальной службы обеспечивается
посредством учета стажа гражданской
службы при исчислении стажа муниципальной
службы и стажа муниципальной службы при
исчислении стажа гражданской службы3 (ст. 7).