Формы непосредственной демократии в системе МСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:51, контрольная работа

Краткое описание

Местный Референдум – это голосование обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах одного муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

МП сем 7.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

Дополнительные муниципальные  выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному  избирательному округу.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат  не может быть избран на срок более  одного года.

Законом субъекта Федерации  устанавливаются виды избирательных  систем, которые могут применяться  при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению  депутатских мандатов, а также  порядок распределения депутатских  мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

В соответствии с установленными видами избирательных систем уставом  муниципального образования определяется та избирательная система, которая  применяется при проведении муниципальных  выборов в данном муниципальном  образовании. Условия применения видов  избирательных систем в муниципальных  образованиях могут зависеть от численности  избирателей в муниципальном  образовании, вида муниципального образования  и других обстоятельств, определяемых законом субъекта Федерации.

В соответствии с федеральным  законодательством муниципальные  выборы осуществляются на основе общих  принципов избирательного права  России. Гражданин Российской Федерации  участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Выборы являются свободными и добровольными. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью  принудить его к участию или  неучастию в выборах либо воспрепятствовать  его свободному волеизъявлению. Муниципальные  выборы проводятся открыто и гласно.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин  Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет  право избирать (активное избирательное  право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, но не моложе 21 года, — быть избранным (пассивное избирательное право) в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению  свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие  на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные  преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие  на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные  преступления;

в) подвергнутые административному  наказанию за совершение административного  правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится  до окончания срока, в течение  которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых  вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных  пунктом 1 ст. 56, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж»  п. 7 и подпунктом «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

  1. Понятие, виды, этапы схода граждан.

Сход граждан – это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселениях Российской Федерации с численностью жителей, обладающихизбирательным правом, не более 100 человек; сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан – это форма  коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Статья 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентирует вопросы организации и проведения схода граждан.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Председательствует на нем глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решения схода граждан являются прямым выражением воли населения муниципального образования и наравне с решениями местного референдума имеют юридический приоритет перед решениями органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Решение схода граждан считается  принятым, если за него проголосовало  более половины его участников. Решения  подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между  ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Случаи и порядок проведения схода граждан

Федеральный законодатель попытался  придать институту сходов граждан  терминологическую четкость и рассматривает  сход в первую очередь как форму  прямого осуществления муниципальной  власти жителями небольших поселений. Тем не менее сход граждан может иметь и несколько иное правовое содержание. Возможно проведение сходов граждан в населенных пунктах, не имеющих статуса самостоятельного муниципального образования. Такие сходы проводятся только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Круг вопросов, рассматриваемых на них, и юридическая сила принимаемых решений определяются соответствующими нормами федерального закона.

Предусматриваются следующие случаи проведения сходов граждан:

1. Изменение границ поселений и муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, к территориям других поселений и муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, которое может быть выражено на сходах жителей соответствующих населенных пунктов (ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).


2. Разделение поселения, влекущее  образование двух и более поселений,  осуществляется с согласия населения  каждого из образуемых поселений,  которое может быть выражено  на сходах граждан (ч. 5 ст. 13 Федерального  закона от 6 октября 2003 года №  131-ФЗ). В этом случае сходы должны  проводиться раздельно на каждой  из территорий, которым предполагается  придать статус самостоятельного  муниципального образования –  поселения, т.е. на частях территории  поселения, которое предлагается  разделить. Порядок проведения  таких сходов граждан может  быть конкретизирован муниципальными  правовыми актами соответствующего  поселения.

3. На территориях с низкой  плотностью сельского населения  и в труднодоступных местностях  допускается упразднение поселений,  если численность населения сельского  поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении  поселения будет принято на  сходе граждан, проживающих в  указанном поселении (ч. 1 ст. 13.1 Федерального  закона от 6 октября 2003 года №  131-ФЗ). Такой сход жителей поселения  проводится в общем порядке,  установленном для сходов граждан,  поскольку на момент проведения  схода соответствующее поселение  еще не считается утратившим  статус самостоятельного муниципального  образования, имеет свой устав  и иные муниципальные правовые  акты, поэтому сход жителей поселения  правомочен принимать властные  решения в рамках компетенции  этого поселения.

4. На межселенных территориях  могут создаваться вновь образованные  поселения, в том числе по  инициативе населения, выдвинутой  на сходе жителей населенного  пункта, расположенного на межселенной  территории (ст. 13.2 Федерального закона  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В  случае выдвижения на сходе  граждан, проживающих в населенном  пункте, расположенном на межселенной  территории, инициативы о создании  вновь образованного поселения  такая инициатива оформляется  решением схода граждан, проживающих  в соответствующем населенном  пункте.

5. Федеральный закон № 131-ФЗ  указывает и иные случаи проведения  схода граждан. Эти случаи подпадают  под общие правила проведения  сходов всех жителей муниципального  образования. Население муниципального  образования принимает на таких  сходах правовые решения в  рамках компетенции муниципального  образования.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных  входящих в их состав поселений к  территориям других муниципальных  районов, осуществляется с согласия населения данных поселений, которое  может быть выражено на сходах граждан (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Объединение двух и  более поселений, не влекущее изменения  границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения  каждого из поселений, которое может  быть выражено на сходах граждан (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этих случаях сходы  организуются и проводятся на основании  устава и иных нормативных правовых актов соответствующего поселения.

Вопросы введения самообложения граждан  и использования соответствующих  средств решаются жителями муниципального образования на местном референдуме  или сходе граждан (ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Сходы граждан, осуществляющие или осуществлявшие полномочия представительного  органа муниципального образования

По данным субъектов РФ, по состоянию  на 1 июля 2008 г., полномочия представительного  органа осуществлялись сходом граждан  в 127 муниципальных образованиях на территории 22 субъектов РФ. При этом 46 таких муниципальных образований  расположены в Республике Татарстан, 34 – в Дальневосточном федеральном округе, 25 – в Сибирском федеральном округе[1].

4. Понятие, виды, этапы правотворческой инициативы. Правотворчество - это процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.

В результате правотворчества  праву придается качество формальной определенности.

Правотворчество включает деятельность по:

· изданию новых нормативно-правовых актов;

· их совершенствованию, изменению, переработке;

· отмене действующих нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества:

· Сознательно-волевой характер.

· Объективно-исторический характер.

Признаки правотворчества  отражают сочетание субъективного  и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными  волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияют личные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций отдельных  социальных групп нормативных актов.

Несмотря на влияние  субъективных факторов, право не создается  законодателем произвольно, исключительно  по собственному усмотрению.

Право отражает объективные  закономерности общественных отношений. В нормах права находят выражение  потребности общества на определенном историческом этапе. Попытки волюнтаристски, произвольно устанавливать нормы  права ведут к негативным последствиям. В лучшем случае это будет просто недействующее право, например закон о ветеранах. В худшем - реальный вред общественным отношениям.Вспомните пример со ст. 199 УК РФ, в которой ранее была предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов "иным способом".

Рассмотрим принципы правотворчества.

Принцип демократизма. Издание нормативно-правовых актов предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Последнее позволяет оценить эффективность и качество правотворческого процесса. Демократизм правотворчества предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений.

Информация о работе Формы непосредственной демократии в системе МСУ