Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АКЦИЗАХ 4
1.1. ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ 4
1.2. ПЛАТЕЛЬЩИКИ АКЦИЗОВ 5
1.3. ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ ЯВЛЯЕТСЯ: 6
1.4. СТАВКИ АКЦИЗОВ 7
1.5. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ 8
ГЛАВА 2. РОЛЬ АКЦИЗОВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ 13
ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ 14
ГЛАВА 4. ХАРАКТЕР АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, РЕАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЛЬЩИКИ АКЦИЗОВ 16
ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 26
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 28
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 30
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 33
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 34
Финансово-бюджетное
Прогнозирование налоговых поступлений
связано с разработкой перспект
Одним из способов экстраполяции могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на поступление акцизов. К таким факторам следует относить развитие производительных сил страны, демографические изменения, внешнеэкономическая ситуация и т.д.
Например, наиболее простой моделью применяемой при регрессионном анализе может послужить следующего уравнения линейного вида:
y=a0+a1x,
где y – объем акцизных поступлений;
x – произведенный национальный доход;
a0, a1 – коэффициенты регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.
При планировании объемов поступления следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной вероятностью нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций.
Краткосрочное планирование поступлений
акцизов можно осуществлять на основе
отчетности предприятий производящих
и реализующих подакцизную
Плательщиками акцизов по российскому законодательству являются продавцы подакцизных товаров. Тем не менее, акцизы зачастую называют «скрытыми» или «косвенными» налогами, поскольку обычно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих случаях умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях мало хороших товаров заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен.
Используя понятия предложения и спроса, а также эластичности, можно определить, кто реально платит акцизы. Предположим что на рис. 1 показан рынок какой-либо продукции, подлежащей налогообложению, и что равновесная цена без учета налогов составляет 4 условных денежных единицы за единицу продукции, а равновесное количество потребляемых единиц продукции – 15 млн. шт.
Рис. 1
Предположим, что правительство вводит новый акцизный налог, равный 1 у.е. в расчете на единицу продукции. Поскольку по законодательству РФ акцизами облагаются продавцы (поставщики), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сместится вверх на величину налога. Продавцы должны теперь заработать на 1 у.е. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену, какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 1 с положения S до St.
Новая равновесная цена составит 4,5 у.е. В данном конкретном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину – производители в виде более низкой цены после уплаты налогов. Потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.
Из графика видно, что распределение налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения. Данный вывод иллюстрируется следующими графиками.
На рис.2 видно, что при эластичном спросе большую часть бремени берет нас себя продавец (производитель). При этом значительно сокращается производство облагаемого акцизами продукта.
Рис. 2
При менее эластичном спросе большую часть бремени берет на себя покупатель. Производство остается практически на том же уровне. Рис. 3
Чем более эластично предложение, тем к большему росту цен приводит введение акцизного налога, тем большую часть бремени возьмут на себя покупатели.
И, соответственно, наоборот, чем менее эластично предложение, тем большую часть налогового бремени возьмут на себя покупатели.
Рис. 5
Исходя из данных графиков можно сделать выводы о том, в каких случаях государство должно повышать или понижать налоги. При внесении проектов акцизного налогообложения по конкретному товару целесообразно ввести обязательный анализ эластичности спроса и предложения по каждой группе облагаемых товаров. В настоящий момент, когда государство нуждается в увеличении налоговых поступлений, зачастую ставят вопрос о повышении ставок акцизов на те или другие товары. На графиках ясно видно, что повышение ставки акцизов далеко не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений. Увеличение налогов возможно только в случае неэластичного спроса. Справедливости ради нужно отметить, что немалая часть подакцизных товаров как раз относятся к группе товаров неэластичного спроса, это прежде всего акцизы на бензин, нефть, газ (для внутреннего потребления) и недорогие табачные изделия. Но в то же время введение акцизов на такие товары как пиво, автомобили, вина, экспортируемые нефть и газ может самым отрицательным образом сказаться на величине поступлений в бюджет.
Но помимо того, что уменьшаются
доходы продавцов (производителей) и
увеличиваются расходы
Таким образом, все налоговое бремя, которое несет общество, превышает 12,5 млн. у.е., фактически полученных государством в виде налогов. Общие издержки налогоплательщиков состоят из налоговых поступлений efac плюс треугольник abc - чистую потерю для общества.
Во многих случаях задачи налогообложения
могут быть более важными, чем
минимизация избыточного
Как и распределение налогового бремени, величина избыточного налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения: чем эластичней спрос или предложение, тем больше избыточное налогообложение.
Любое обсуждение принципов платежеспособности и налогообложения получаемых благ приводит в конечном счета к вопросу о налоговых ставках и о способе изменения ставок по мере роста дохода плательщиков данного налога.
Налоги обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Так, налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода, - регрессивным, если средняя налоговая ставка понижается, и – пропорциональным, если ставка остается неизменной, независимо от размера дохода. Это определение базируется на соотношении между ставкой налога и доходом по причине того, что все налоги – независимо от того объекта налогообложения, - в конечном счете выплачиваются из чьего-либо дохода.
На первый взгляд кажется, что акцизы являются пропорциональным налогом. Однако на деле по отношению к доходу они являются регрессивными. Причина регрессивности этого налога заключается в том, что он затрагивает значительную часть дохода малообеспеченных слоев населения в отличие от дохода высокооплачиваемых слоев. Последние могут избежать налога на часть своего дохода, которая откладывается в виде сбережения, в то время как бедная часть населения не имеет возможности делать сбережения.
С другой стороны существует некоторый набор подакцизных товаров, покупаемых практически всеми. К таким относятся алкогольная и табачная продукция, а также бензин, составляющие весьма внушительную долю в общем объеме собираемых акцизов. С ростом благосостояния расходы на данную продукцию редко значительно увеличиваются и меняют свою структуру. Состоятельные люди начинают, например, потреблять вино вместо крепких ликероводочных изделий. При этом акцизы выплачиваемые данными людьми даже сокращаются вследствие того, что акцизы на вино меньше, чем на водку. Можно сказать, что с ростом благосостояния, доля акцизов в доходах в абсолютном выражении не только не увеличивается пропорционально доходам, но может даже уменьшаться.
Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.
Наиболее спорным вопросом при
введении акцизов является конкретная
ставка того или иного акциза. Большинство
методик определения таких став
Но наиболее интересной мне показалась следующая методика вычисления оптимальной ставки налогообложения, особенно в плане своей последовательности в выполнении «справедливой» функций акциза. По этой методике основная идея обложения акцизами тех или иных товарах заключается в обложение налогами «грехов» налогоплательщиков. Причем данный подход не означает, что акцизами облагаются некие аморальные или неприличные товары или услуги. В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) – дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.
Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:
В то же время не должна облагаться акцизами эротическая продукция по одной простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным расходам.
Оптимальной ставкой налогообложения
по таким акцизам считается