Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:18, курсовая работа
Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги.
Введение 2
1. Теоретические аспекты акцизов 4
1.1 Акциз как косвенный налог 4
1.2 Налог на подакцизные товары 6
1.3 Объект налогообложения подакцизных товаров 12
2. Акцизы в России. Анализ 15
3. Предложения, прогнозы и мнения 23
Заключение 30
Библиографический список 32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ФГБОУ ВПО «ИрГУПС»)»
Факультет: «Экономика и управление»
Кафедра: «Бухгалтерский учет и налогообложение»
Акцизы: проблемы и перспективы
КР.470200.080105.65.ПЗ
Выполнила
студент гр. Ф-10-3
Авдеенкова О.А.
«14» марта 2012г
Иркутск 2012
Содержание:
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В СССР и других социалистических странах отсутствует».
В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.
Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.
Задачи курсовой работы:
Акцизы - это вид косвенного или дополнительного налога на товары или услуги, включаемого в цену или тариф. Акцизы устанавливаются с целью недопущения получения сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции, не обусловленной эффективностью деятельности производителя, и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.[3]
Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета. Акцизы устанавливаются также на импортные товары в целях защиты национального потребительского рынка. Это происходит рамках реализации регулирующей функции налогов.
Акциз в узком значении - это так называемый выборочный акциз, который распространяется на определенный перечень товаров массового спроса (соль, сахар, спички) и предметов роскоши. Размер акциза по многим видам товаров достигает 1/2, а иногда – 1/3 их цены.[1]
Акцизы - особый вид косвенных налогов, который отличаются от НДС следующими характеристиками в НДС:
В настоящее время в большинстве стран акцизы играют двоякую роль:
Акцизы в современной России были введены Законом РФ от 06.12.1991г. «Об акцизах». В настоящее время основополагающим документом, регулирующим порядок акцизного обложения, является часть вторая Налогового Кодекса РФ.
Проблемы акцизов имеют исторические корни. Само название этого косвенного налога происходит от латинского "отрезать". Государство определяет для себя круг товаров, с которого желает стричь дополнительные купоны. Это или сверхвыгодные в производстве товары - спиртное и бензин, или предметы роскоши, с покупателей которых не грех взять лишние деньги, или же "вредные" товары - то же спиртное и табак. То есть вся акцизная политика построена на мнениях, предубеждениях и вкусах государственных деятелей, а также на лоббистских возможностях производителей подакцизной продукции.[15]
Акцизами облагается
реализация (передача) на территории РФ
произведенных
С 1 января 2006 г. объектом обложения акцизом признается получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.[2]
При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяется в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
При вывозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию иностранных государств, указанных в НК, порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается Правительством РФ, в том числе на основе двусторонних соглашений с правительствами указанных иностранных государств.[11]
Исходя из НК РФ, налогоплательщиками акциза признаются:
1) организации;
2) индивидуальные
3) лица, признаваемые
Подакцизными товарами признаются:
Не являются подакцизными товарами такие спиртосодержащие товары, как лекарственные средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке и т.д.[9]
Исходя из НК РФ, не подлежат налогообложению акцизами (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) передача подакцизных
товаров одним структурным