Акцизы: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты акцизов 4
1.1 Акциз как косвенный налог 4
1.2 Налог на подакцизные товары 6
1.3 Объект налогообложения подакцизных товаров 12
2. Акцизы в России. Анализ 15
3. Предложения, прогнозы и мнения 23
Заключение 30
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

акцызы.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

 

Поскольку, как видно  из таблицы, ставки акцизов в основном специфические, то они достаточно часто пересматриваются (индексируюся) в зависимости от темпов инфляции.

Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется  высокой долей косвенных налогов  — за последние семь лет она  не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 % .


Стабильность доходов обуславливается  высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте  внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных — за последние семь лет не опускается ниже 74 %. [12]

По данным МНС России около четверти всех поступлений  акцизов в консолидированный  бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию (табл.2.2). Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %

 

Таблица 2.2. Поступления акцизов в федеральный бюджет, млн.руб. [6]

Наименование налогов и платежей

2008 год

2009 год

2010 год

В % к общему объему бюджета

1,80%

1,86%

1,98%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

119 538,9

137 977,4

159 283,0

в том числе:

     

Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации

6 850,4

7 726,2

8 781,8

Акцизы на спирт этиловый (в том  числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации

6 216,6

6 841,8

7 589,0

Акцизы на спирт этиловый (в том  числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации

633,8

884,4

1 192,8

Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации

1 161,4

1 184,2

1 206,0

Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации

58 709,1

70 275,0

84 032,4

Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации

38 380,9

42 733,9

47 518,8

Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации

38 380,9

42 464,4

46 674,6

Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации

0,0

269,5

844,2

Акцизы на автомобили легковые и  мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации

1 319,0

1 617,8

1 931,2

Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации

12 234,2

13 480,5

14 781,3

Акцизы на моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации

883,9

959,8

1 031,5

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

28 564,9

32 789,3

37 530,5


По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год. Из них 327,4 млрд.рублей приходится на акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% (табл.2.3). [14]

 

Таблица2.3. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей

 

2009г.

В % к 2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации

Всего

6288,3

2502,6

3785,7

79,1

70,1

86,5

1

2

3

4

5

6

7

из них: налог на прибыль  организаций

1264,4

195,4

1069,0

50,3

25,7

61,0

налог на доходы физических лиц

1665,0

-

1665,0

100,0

-

100,0

налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1176,6

1176,6

-

117,9

117,9

-

акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

327,4

81,7

245,7

104,0

65,2

129,7

налоги на имущество

569,7

-

569,7

115,5

-

115,5

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1080,9

1006,3

74,7

62,0

61,5

71,1

1

2

3

4

5

6

7

из них налог на добычу полезных ископаемых

1053,8

981,5

72,3

61,7

61,2

70,0

поступления в счет погашения  задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

2,3

0,9

1,5

62,0

98,5

51,1



Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% (Рис.1). На акцизы же приходится 5,2% от общего объема. [13]

Рис.1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2009 году, в % к итогу.[10]

В 2009г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд.рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2008 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем (табл.2.4). [5]


Таблица 2.4.  Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

 

2009г.

Справочно 2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации

Всего

327,4

100

81,7

245,7

314,7

100

125,2

189,4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

из них на: спирт  этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

4,4

1,3

2,2

2,1

6,0

1,9

3,0

2,9

табачную продукцию

78,3

23,9

78,3

-

63,8

20,3

63,8

-

автомобильный бензин

109,8

33,5

-

109,8

103,9

33,0

41,6

62,4

легковые автомобили и мотоциклы

2,1

0,6

2,1

-

3,3

1,0

3,3

-

дизельное топливо

32,3

9,9

-

32,3

32,9

10,5

13,2

19,7

моторное масло для  дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1,3

0,4

-

1,3

1,5

0,5

0,6

0,9

вина

4,6

1,4

-

4,6

4,7

1,5

-

4,7

пиво

30,3

9,2

-

30,3

29,0

9,2

-

29,0

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)

59,0

18,0

-

59,0

65,4

20,8

-

65,4

алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением  вин)

1,2

0,4

-

1,2

1,3

0,4

-

1,3

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)

3,0

0,9

-

3,0

3,2

1,0

-

3,2


 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что доля акцизов в консолидированном бюджете в челом и по всем видам отдельно за последние 2 года увеличилась.


Вывод: Мы видим, что акцизы всегда имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективным способом воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).

3. Предложения, прогнозы и мнения

 

В 2012 году акцизы на алкоголь и спирт впервые будут увеличены  в два этапа: с 1 января они выросли  на 10%, с 1 июля подрастут еще на 20%, до 254 и 300 рублей за 1 литр этилового спирта соответственно. Увеличена и единая ставка акциза на сигареты с фильтром и на сигареты без фильтра и папиросы – до 360 руб. за 1000 штук. Но пока рост акцизов не отразился на минимальной розничной цене водки и других крепких напитков. Да и курево не особо подорожало. Многих россиян это не может не радовать – по данным ВЦИОМ, 51% опрошенных россиян регулярно употребляют пиво, а 31% – водку.


Напомним, в октябре 2011 года замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил, что  к 2014 году, по его оценкам, дешевая бутылка водки в России будет стоить 180 рублей, а пачка самых недорогих сигарет – 40 рублей.

Но согласовать повышение  акцизов с другими членами  Таможенного союза пока представляется делом непростым, так как в  Белоруссии и Казахстане акцизы на алкоголь значительно ниже.

Также с 1 января пополнило  ряды алкогольной продукции и  пиво, но запрет на его продажу с 23:00 до 8:00 вступит в силу лишь через  год. То же касается и слабоалкогольной продукции крепостью больше 0,5%. Ставка акциза на пиво крепостью от 0,5% и до 8,6% составило 12 рублей за литр, а на пиво крепостью больше 8,6% — 21 рубль.

С Нового года алкоголь нельзя продавать на объектах культуры, образования  и спорта, за исключением мест общественного  питания, расположенных на этих территориях. Что касается перспектив, то в октябре прошлого года Госдума России приняла в первом чтении проект повышения акцизов, в результате которого через два года сигареты подорожают почти в три раза, а крепкие алкогольные напитки – в 2,2 раза. Согласно проекту

поправок к Налоговому кодексу, к началу 2014 года акциз на литр этилового  спирта в алкогольных напитках крепче девяти градусов вырастет с нынешних 231 рубля до 500 рублей.

С 1 июля 2012 г ставка на сигареты и папиросы увеличится еще на 8% (390 руб. за 1000 шт. + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 руб. за 1000 шт.), то есть любителям «подымить» уже придется выкладывать за привычку на 20-40% больше, чем сейчас. А с 1 января 2014 года акциз на сигареты и папиросы вырастет уже до 800 рублей.

По данным ВЦИОМ, в  отношении к идее повысить акцизы на табак и алкоголь россияне делятся  примерно поровну: около 45% одобряет, 46% – осуждает.

В результате повышения  акцизов на табак и алкоголь российский Минфин надеется за три следующих года собрать более 450 млрд. рублей. Тем не менее, повышение акцизов на алкоголь не приведет к увеличению поступлений в бюджет, но, в то же время, скажется на качестве продукции, считает председатель Счетной палаты Сергей Степашин. «По моим расчетам, поступления в бюджет расти не будут. Алкоголь еще больше уйдет в теневой сектор. И по качеству высокие акцизы сильно ударят. Поверьте моим словам, я знаю, что я говорю. Так что встретимся через год и проверим, кто из нас прав» – сказал председатель.


Вместо того чтобы повышать акцизы на алкоголь, Сергей Степашин предложил  перенести тяжесть акцизных сборов с алкогольных напитков на этиловый спирт, так как контролировать его  продажу легче. По его словам, первое предложение по поводу повышения акцизов на спирт Счетная палата сделала еще семь лет назад, но пока решение так и не принято.

Также эксперты опасаются, что резкий скачок акцизов на табак  может привести к появлению «серого» рынка, доля которого сейчас не превышает 0,5%. По мнению экспертов, при нынешних ставках акциза уход даже 10% российского рынка «в тень» будет стоить государству около 20 млрд. рублей неуплаченных налогов в год.


Такой вот получается экономический  парадокс – любители вредных привычек будут платить за эти самые привычки больше, а госбюджет от этого будет «в минусе». Разрешится ли этот парадокс – покажет только время, а пока… Пока тем россиянам, кто курит и выпивает, остается только запасаться алкоголем и сигаретами по «старым» ценам.

Министерство финансов (Минфин) РФ решило пойти по пути инноваций и придумало новую схему повышения акцизов специально для 2012г., когда в России пройдут президентские выборы. Впервые в истории страны акциз на водку предлагается повысить дважды за год: незначительно - в первом полугодии и более существенно - во втором, уже после выборов. Эксперты называют предложение Минфина РФ циничным.

16 мая 2011 года министерство разместило на своем сайте итоговый вариант поправок к ст.193 Налогового кодекса (НК) РФ. Минфин России предлагает ежегодно повышать алкогольный акциз в среднем на 30%, а табачный - на 40%. В нынешней редакции НК РФ запланирован ежегодный рост акциза на крепкий алкоголь на 10%, а на сигареты - на 30%. При этом акцизы на бензин будут повышаться ранее запланированными темпами. 
        Инновационным нюансом последнего варианта поправок Минфина РФ является предложение дважды повысить ставки акцизов на водку и сигареты в 2012г. С 1 января следующего года акцизы на эти товары должны вырасти до уровня, обозначенного в действующем НК РФ, а с 1 июля 2012г. алкогольный акциз увеличится еще на 15%, табачный - на 8,3%.

Информация о работе Акцизы: проблемы и перспективы