Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организации и состояния налогообложения доходов населения в Украине и путей их совершенствования.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
более подробно изучить сущность налогов; проанализировать основные функции налогов и их влияние на финансовую систему государства; изучить основы налоговой системы в Украине и ее нормативно-правовое обеспечение; исследовать основные виды налогов, взимаемых с доходов населения, базу их налогообложения и дифференциацию ставок; проанализировать роль данных налогов в формировании бюджета АРК и государственного бюджета; определить основные проблемы и приоритетные направления их решения.
Натуральные доходы — это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Налогообложение доходов
населения Украины
- Налог на доходы физических лиц является прямым налогом, взимается с резидентов, получающих доходы из источника их происхождения в Украине и иностранные доходы; c нерезидентов получающих доходы из источника их происхождения в Украине; c налоговых агентов.
Базой налогообложения является общий облагаемый налогом доход, начисленный (выплаченный, предоставленный) в интересах плательщика налога в течение отчетного налогового периода, включающий: доходы в виде заработной платы; суммы вознаграждений и других выплат; доходы от продажи объектов имущественных и неимущественных прав; доход от предоставления имущества в лизинг, аренду или субаренду; сумма задолженности плательщика налога по заключенному им гражданско-правовому договору, превышающая сумму, составляющую 50 процентов месячного прожиточного минимума; доход в виде дивидендов, выигрышей, призов, процентов; инвестиционная прибыль от проведения плательщиком налога операций с ценными бумагами, деривативами и корпоративными правами; доход в виде стоимости унаследованного или полученного в подарок имущества; сумма излишне потраченных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет; средства или имущество, полученные плательщиком налога как взятка, похищенные или найденные как клад, не сданный государству; доход в виде неустойки, возмещения материального или нематериального (морального) вреда; сумма страховых выплат, страховых возмещений, выкупных сумм или пенсионных выплат, выплачиваемых плательщику налога по договорам долгосрочного страхования жизни (в том числе по договорам страхования пожизненных пенсий) и негосударственного пенсионного обеспечения; доход, полученный плательщиком налога как дополнительное благо в виде: а) стоимости использования жилья, других объектов материального или нематериального имущества; б) стоимости имущества и питания, безвозмездно полученного плательщиком налога; в) стоимости услуг домашнего обслуживающего персонала, безвозмездно полученных плательщиком налога; ґ) суммы безвозвратной финансовой помощи (кроме суммы процентов условно начисленных на такую помощь); д) суммы долга плательщика налога, аннулированного кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до окончания срока исковой давности; доход, полученный плательщиком налога за сданный (проданный) им лом черных и/или драгоценных металлов, кроме дохода, полученного за лом драгоценных металлов, проданного Национальному банку Украины.
Для налогообложения большинства доходов установлена ставка налога 15% от объекта налогообложения, которая есть основной ставкой налога с доходов физических лиц. Однако применяются и другие ставки, так если база налогообложения в календарном месяце превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного налогового года, к сумме такого превышения применяется ставка 17 процентов.
Ставка налога составляет 5 процентов базы налогообложения относительно дохода, начисленного как: процент на текущий или депозитный банковский счет; процентный или дисконтный доход по именному сберегательному сертификату; процент на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе; доход, выплачиваемый компанией, которая управляет активами института общего инвестирования, на размещенные активы; доход по ипотечным ценным бумагам ; доход в виде процентов (дисконта), полученный владельцем облигаций от их эмитента; доходы в виде дивидендов.
Ставка налога составляет 30% базы налогообложения относительно доходов, начисленных как выигрыш или приз (кроме выигрыша в государственной и негосударственной денежной лотерее и выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры) в пользу резидентов или нерезидентов.
Ставка налога составляет 10 процентов базы налогообложения относительно дохода в форме заработной платы шахтеров; работников, добывающих уголь, железную руду, руды цветных и редких металлов, марганцевые и урановые руды; работников шахтостроительных предприятий, занятых на подземных работах 50 процентов и более рабочего времени в год, а также работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб, в том числе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты, в угольной промышленности - по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утверждаемого Кабинетом Министров Украины.
- Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, взимается с любых лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность и которые регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога, а также с любых лиц, которые ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению.
Объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, а также операции по ввозу-вывозу товаров в таможенном режиме. Ставки налога устанавливаются от базы налогообложения в зависимости от видов производимых операций и колеблются в размерах от 0 до 17%.
- Акцизный налог является косвенным налогом, взимается с резидентов или нерезидентов, ввозящих подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, в соответствии с таможенным законодательством.
Объектами налогообложения являются операции по: реализации произведенных в Украине подакцизных товаров с целью собственного потребления, промышленной переработки, осуществлению взносов в уставный капитал, а также своим работникам; ввозу подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины; реализации конфискованных подакцизных товаров.
К подакцизным товарам принадлежат: спирт этиловый и другие спиртные дистилляты, алкогольные напитки, пиво; табачные изделия, табак и промышленные заменители табака; нефтепродукты, сжиженный газ; автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы.
Ставки налога на спиртные напитки колеблются в размерах от 0,01 до 45,87 гривен за литр; на табачные изделия и сырье – в пределах от 0 (табачные отходы) до 184,4 гривен за 1 килограмм (нетто); на нефтепродукты и сжиженный газ – в размерах от 30 до 198 евро за 1 тысячу килограммов; на автомобили легковые и другие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей ставки налога колеблются в размерах от 0,03 до 3,81 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя; на кузова для автомобилей ставки налога колеблются в размерах от 109 евро за 1 штуку до 436 евро за 1 штуку; на мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды с вспомогательным мотором ставка налога составляет 0,22 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя; на прицепы и полуприцепы для временного проживания в кемпингах, типа прицепных домиков - 109 евро за 1 штуку.
- Сбор за первую регистрацию транспортного средства является прямым налогом, взимаемым с юридических и физических лиц, осуществляющих первую регистрацию в Украине транспортных средств, которые являются объектами налогообложения.
К Объектам налогообложения сбором относятся колесные транспортные средства; суда, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины; самолетов и вертолетов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины или в Реестре государственных воздушных судов Украины, кроме самолетов и вертолетов Вооруженных Сил Украины.
Ставки сбора для мотоциклов колеблются в размерах от 3,27 до 10,89 гривен за 100 куб. сантиметров объема цилиндров двигателя; для легковых автомобилей – от 3,27 до 65,34 гривен за 100 куб. сантиметров объема цилиндров двигателя; для грузовых автомобилей – от 16,34 до 27,23 гривен за 100 куб. сантиметров объема цилиндров двигателя. Ставки сбора для судов колеблются в размерах от 2,5 до 15,25 гривен за 1 кВт мощности двигателя; ставка сбора для самолетов - 1 гривня за каждый килограмм максимальной взлетной массы, для вертолетов - 1 гривня за каждый килограмм максимальной взлетной массы.
- Налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка является прямым налогом, взимаемым с физические и юридические лица, в том числе нерезидентов, которые являются владельцами объектов жилой недвижимости. Ставки налога устанавливаются сельским, поселковым или городским советом в таких размерах за 1 кв. метр жилой площади объекта жилой недвижимости:
- для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв. метров, и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв. метров, ставки налога не могут превышать 1 процента размера минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного (налогового) года;
- для квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв. метров, и жилых домов, жилая площадь которых превышает 500 кв. метров, ставка налога составляет 2,7 процента размера минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного (налогового) года.
- Плата за землю относится к прямым налогам и взимается с владельцев земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователей. Объектами налогообложения являются: земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании; земельные доли (паи), находящиеся в собственности.При этом нужно иметь в виду, что плата за землю на основании закона делится на два вида – налог на землю (платят собственник земли,) и арендная плата (платят арендаторы). Таким образом, арендаторы, платят только арендную плату, а не земельный налог. Это связанно с тем, что объектом налогооблажения является земельный участок, за который налог уплачивается его собственником или владельцем – арендатором, в противном случае – двойное налогообложение.
Ставки налога за один гектар сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах от их нормативной денежной оценки в таких размерах: для пашни, сенокосов и пастбищ - 0,1; для многолетних насаждений - 0,03. Сама денежная оценка участка проводится по методикам, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Что касается оплаты за аренду земли, то здесь отношения сторон в основном регулируются нормами Земельного кодекса Украины и самим договором аренды.
2.2 Роль налогообложения доходов населения в формировании бюджета АРК и государственного бюджета Украины
Бюджет государства – это ведущее звено финансовой системы и главная финансовая категория. По экономическому содержанию бюджет представляет собой совокупность денежных отношений между государством и населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств.
По форме проявления бюджет выступает финансовым планом, в котором отображается деятельность государства, местных органов власти и управления. Как финансовый план бюджет представляет собой баланс доходов и расходов, которые являются отображением экономической и социальной, международной и оборонной, а главное финансовой (во всех ее направлениях) политики государства. Это форма проявления совокупности перераспределительных отношений. Через бюджет государства возобновляется вся многогранная его деятельность и обеспечивается выполнение его функций. [14, с.113]
В Украине, как и в большинстве стран мира, налогообложение доходов населения является одним из главных источников доходной части местных бюджетов. Значение данных налогов для региональной казны велико, во-первых, они зачисляются в бюджет области и являются одним из основных источников дохода, во-вторых, налоги являются основным источником финансирования расходов бюджета на социальные мероприятия, в-третьих, они выступают фактором повышения благосостояния населения. [15, с.124 ]
Преимущество данных налогов заключается в том, что их плательщиками являются практически все трудоспособное население страны, вследствие чего налоговые поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до государственного. Налоги с доходов населения, пожалуй, самые перспективные в смысле их продуктивности. При прочих равных условиях они легче других налогов контролируется налоговыми органами, от их уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Рассмотрим влияние данных налогов на формирование бюджета АРК
Таблица 1.1
Динамика поступлений налогов с доходов физических лиц в бюджет АРК за 2011 – 2013 гг., тыс. грн.
2011 |
2012 |
2013 |
2012/2011 (%) |
2013/2012 (%) | |
Общая сумма доходов |
4595652,1 |
3862756,3 |
4797953,2 |
84,05 |
124,21 |
100% |
100% |
100% | |||
Налоговые поступления |
534820 |
582516,8 |
624448,7 |
108,92 |
107,2 |
11,64 |
15,08 |
13,01 |
Источник: Бюджет Автономной Республики Крым на 2011 - 2013 год
Как видим, поступления налогов с доходов населения в бюджет Автономной Республики Крым в 2012 году увеличились по сравнению с 2011 годом на 3,44%, в связи с этим в 2013 году произошел спад на 2,07%.
Причинами таких изменений послужило множество различных факторов, рассмотрим их:
1. Инфляция - это обесценивание
денег, снижение их
Информация о работе Анализ налогообложения доходов населения Украины